Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире20 марта 2011 9:15

10 вопросов о военной операции в Ливии

Ракетные удары войск коалиции прокладывают путь к "демократии"? [видео]

1. Можно ли было избежать столь кровавого развития событий в Ливии?

Да, можно было. Если бы та же ООН повела себя по-другому. Не только взывала Каддафи и так называемых повстанцев к перемирию, но и активно работала на территории страны. Было много призывов, но ни один член Совбеза ООН не побывал в Ливии, не усадил за стол Каддафи и его противников. Не было реального миротворчества. Не было даже малейших попыток направить в Ливию хотя бы небольшой миротворческий контингент под эгидой ООН, чтобы развести враждующие стороны. Все обошлось лишь декларациями, переросшими в резолюцию, "давшую отмашку" на военные удары по Ливии.

2. Кто такие ливийские повстанцы?

Это люди, которые не принадлежат к клану Каддафи, они давно "обижены" отстраненностью от власти. Потому и сплотились в оппозицию. Но вместо того, чтобы добиваться своих целей мирным, политическим, цивилизованным путем, взяли в руки оружие. И стали уже не повстанцами, а самыми настоящими незаконными вооруженными формированиями, боевиками. Термин "повстанцы" - это лукавое изобретение противников Каддафи. Все его призывы к нормальному разрешению кризиса не возымели действия. Как любой глава государства, он воспользовался предоставленным ему правом на применение военной силы против тех, кто с оружием в руках подрывал государсвтенные устои. Что привело фактически к гражданской войне, в которой не бывает без потерь. Люди гибли с обеих сторон.

Да, Каддафи далеко не безгрешен, да, он принадлежит к диктаторскому "сословию", да, некоторые методы его 40-летнего правления весьма сомнительны. Но нельзя забывать и о другом: Ливия при его правлении стала довльно состоятельной страной с наименьшим урвонем бедности в регионе.

3. Каковы истинные цели операции?

Что бы ни говорили в США и НАТО о страстном желании принести ливийцам демократию, а истиннной целью всей этой заварухи является нефть и только нефть - главное богатство Ливии. Ливийской нефтью питается почти 15% Европы. Ливия дает миру почти 10% нефти. Похоже, что странам НАТО сильно надоело смотреть, как Каддафи распоряжается такой роскошью. Тем более, что многие российские и зарубежные аналитики давно сошлись во мнении, что большинство войн в этом веке будут из-за энергоносителей. Взять под контроль жирные ливийские скважины под фальшивым флагом демократии - вот истинные цели войны против Каддафи.

4. Почему резолюцию о силовой акции в Ливии принимал Совбез ООН, но главным исполнителем ее стали не войска, действующие по мандату ООН, а НАТО?

США давно диктуют правила игры в ООН, как и в НАТО. Многие резолюции в СБ принимаются под американским нажимом. США же фактически сами определяют, "кто будет бить". На юридические тонкости в таких вещах уже никто не обращает внимание. Сейчас штатовцы упорно называют свою группировку "международной коалицией", чтобы спрятать уши НАТО. Хотя это всем очевидно.

5. Каков в целом потенциал той военной группировки, которую НАТО стащило к границам Ливии?

Судя по количеству привлеченных к операции самолетов (до 200), надводных кораблей (70, включая два авианосца), подлодок (10), морских пехотинцев (до 5 тыс.) , такая армия способна поставить на колени любую армию в районе конфликта. А уж ливийскую тем более. Тут нельзя не учитывать и то, что в готовности к переброске в Ливию находится огромное количество сухопутных войск стран, выразившх готовность подсобить так называеиммой международной коалиции. Даже по самым грубым подсчетам, в течение 2-3 дней в Ливии могут высадиться до 50 тыс сухопутных солдат. И это - лишь в первом эшелоне. Затем группировку могут и удвоить.

6. А как можно оценить потенциал ливийской армии?

Как незавидный. Ливийская армия сегодня - это пестрая смесь огромного количества советских и небольшого количества российских и других иностранных вооружений. Преимущесвенно сильно потасканных. Можно говорить, что реально готова к бою лишь половина боевой техники. Главная ударная сила армии Каддафи - оперативно-тактические ракеты, танки и самолеты. Есть и старенькие системы ПВО - зенитно-ракетные комплексы советского производства. Для самолетов коалиции они представляют главную опасность, потому их стали "выбивать" в первую очередь, как и радотехнические узлы ливийской армии. Что касается флота Ливии, то его давненько называют "москитным" - из-за большого количества кораблей малого класса - преимущественно катеров. А из 6 дизельных подводных лодок на плаву лишь две. Ясно, что для мощной группировки ВМС коалиции они серьезной опасности не представляют. Что касается личного состава армии, то многие офицеры и солдаты сбежали к "повстанцам", а некоторые генералы объявили о своем "нейтралитете". Сейчас даже трудно сказать, какое же количество войск поддерживает Каддафи. Известно лишь, что два его сына командуют наиболее преданными дивизиями.

7. Как можно оценить тактику действий войск коалиции?

Она "стандартна" - нанести как можно большие потери противнику, избегая прямого контакта с ним. Так было в Ираке, так было в Афгане. Вчера и сегодня коалиция с воздуха и с моря "вырубает" штабы, узлы связи, базы, аэродромы, наиболее боеспособные части ливийской армии. Цель понятна - парализовать управление ливийской армией и лишить ее возможности к маневрам и перегруппировкам. Одновременно готовится высадка десанта с моря. Ибо если даже группировка будет месяц долбить Ливию, без овладения местностью вся эта затея бесполезна. А это могут сделать только сухопутные войска. Судя по всему, к этому и идет. Но те удары, которые нанесены по территории Ливии, можно считать не "точечными", "грязными". Ибо они приходятся как на военные, так и на гражданские объекты, из-за чего гибнут ни в чем не повинные мирные люди. Это уже не операция, - это уже фашизм. Чем же тогда "безумие" войск Каддафи отличается от варварства группировки коалиции? Ничем.

8. Какова тактика действий ливийской армии?

Она продиктована вынужденными условиями. На открытом пространстве ливийские части становятся легкой целью для рактено-бомбовых ударов коалиции с воздуха и с моря. Потому Каддафи приказал своей армии раствориться среди мирного населения, прижаться к большим городам и хорошо замаскироваться. Людей еще можно рассредоточить, а вот с самолетами куда труднее. Их в города не затащишь, да ведь они и к аэродромам привязаны. "Зарыть" их в песок, как делал это Хусейн? Пока же самолеты коалиции рыщут над Ливией, выискивая и уничтожая истребители Каддафи, прижатые к земле. Хотя старенькая ливийская система ПВО огрызается и не дает пока еще противнику спокойно разгуливать в небе. Сейчас сухопутные войска Ливии (из 45 тысяч в строю находятся примерно 30 тыс.) готовятся встретить морской десант коалиции, поэтому части подтягиваются к побережью, к прибрежным городам. А поскольку нефтехранилища уничтожаются коалицией, у армии Каддафи возникают большие проблемы с горючим. Французские самолеты гоняются даже за отдельными бензовозами.

9. Как может разввиваться военная операция коалиции в Ливии и чем она закончится?

Можно ожидать, что в ближайшие дни войска коалиции будут еще интенсивнее продолжать долбить ливийскую армию ракетами и бомбами. Одновременно идет "подготовка побережья" к высадке десанта. Именно побережье в ближайшие дни может стать зоной наиболее ожесточенных боев. Цель ракетно-бомбовых ударов - как можно сильнее истязать ливийскую армию, спровоцировать ее на то, чтобы она вышла из подчинения Каддафи и выбросила белый флаг. Есть и другой явный расчет: вынудить ливийский народ отказаться от Каддафи ради того, чтобы быстрее осовободиться от мук войны.

10. Во что обойдется странам коалиции военная операция в Ливии? Все будет завсисеть от того, как долго она продлится и какое количество войск будет задейстствано. Война - дело очень дорогое. Например, цена одной ракеты типа Томагавк - почти 1 млн долларов. А только в первый день операции корабли ВМС США выпустили их больше 100. "Работа" одного французского истребителя над Ливией только в течение часа обходится госказне (с учетом стоимости горючего, ракет и бомб) более 400 тыс. евро. По мнению некоторых военных экономистов, один день боевой работы смешанной 30-тысячной группировки войск (сухопутной, авиацонной и морской) оценивается в 10-12 млрд долларов. Вот и считайте: 10 дней такой войны будет стоить 100 млрд долларов. Это два годовых военных бюджета России. Кстати, во время тайных переговоров министров иностранных дел и обороны стран коалиции шла речь и о том, что "после войны" их страны получат возможность пользоваться ливийской нефтью по "льготной цене".