Премия Рунета-2020
Москва
+19°
Boom metrics
Москва1 марта 2012 22:00

Мэр Москвы Сергей Собянин: О развитии общественного транспорта, гастарбайтерах и отставках в столичном правительстве

Сегодня мы публикуем продолжение «Беседки «КП» со столичным градоначальником [видео]

Вчера мы написали о встрече главы города с журналистами «Комсомолки». Сергей Собянин рассказал о митингах, о выборах, о взаимодействии с органами федеральной власти.

(ЧИТАЙТЕ подробнее: Мэр Москвы Сергей Собянин - журналистам «Комсомолки»: «Устроить в столице майдан мы не позволим...»)

Сегодня мы публикуем продолжение «Беседки «КП» со столичным градоначальником

О ПЕШЕХОДНЫХ УЛИЦАХ И ВЫДЕЛЕННЫХ ПОЛОСАХ

- Сейчас звучат предложения сделать Тверскую в выходные дни пешеходной.

- Мы сейчас ищем улочки, которые можно делать пешеходными, особенно в воскресные дни, в том числе и возле Тверской. Но - не саму Тверскую. Тем более что в выходные, в субботу, как выяснилось, там самый большой трафик! Перекрывать Тверскую в этот день было бы слишком серьезным испытанием.

- Автомобилисты жалуются, что полосы для общественного транспорта сужают проезжую часть и приводят к пробкам.

Сергей Собянин: «В одночасье изменить жизнь в столице нельзя, но результаты будут обязательно!»

Сергей Собянин: «В одночасье изменить жизнь в столице нельзя, но результаты будут обязательно!»

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

- Выделенные полосы не на пробки влияют, а на возможность передвигаться общественным транспортом. На самом деле эти полосы движение не ухудшают. Отчего там проблемы? Оттого, что на них машины паркуются. И автобусы вынуждены с выделенных полос выезжать на вторую полосу и там двигаться среди остального транспорта. Разумеется - медленно. Я думаю, когда штрафы за выезд на выделенную полосу вырастут и видеокамер на них будет больше, дисциплина водителей повысится. Сегодня, замечу, бoльшая часть выделенных полос работает в тестовом режиме. Мы будем мониторить ситуацию и примем решение, какие из них оставить, а какие убрать. Уже сейчас ясно, что ряд выделенных полос фунционирует полноценно. По ним проложены скоростные маршруты автобусов. И на каждом из них уже ездят до 10 тысяч пассажиров в день. И их количество растет. Есть много обращений сделать больше остановок. Но чем чаще останавливаешься, тем медленнее начинает двигаться автобус. Из экспресса он превращается в обычный маршрут. Тем не менее думаю, что по 2 - 3 остановки на этих маршрутах мы добавим. Тогда популярность экспрессов вырастет. Плюс к этому мы работаем над единым проездным билетом, над единой тарифной политикой. Наша задача, чтобы пассажир, пересаживаясь с одного автобуса на другой, не вносил двойную плату, а платил за трафик, за километры, которые он проехал. Таким образом, можно будет пересаживаться с одного автобуса на другой, чтобы передвигаться в центр города и обратно.

Вообще я уверен, что нельзя ничего не делать, нельзя не создавать альтернативу передвижению на автомобиле. Ведь тогда в конечном итоге остановятся и автомобили, и общественный транспорт.

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОРОГ

- А вы уверены, что они не остановятся? При такой плотной застройке, как в Москве, строить новые дороги негде!

- Понятно, что сегодня не все московские улицы приспособлены для выделенных полос. Поэтому мы наметили реконструкцию основных магистралей. А некоторые уже начали реконструировать. Думаю, в течение 3 - 4 лет мы проведем реконструкцию таким образом, чтобы было комфортно двигаться и автобусам, и автомобилям.

- Придется ли автолюбителям платить за парковку в центре города на улице?

- В этом году плата за парковку, скорее всего, вводиться не будет. А если где-то и будет, то в экспериментальном режиме. Задача этого года - в целом навести порядок со стоянками машин. У нас сегодня паркуются и в два, и уже в три ряда. И под запрещающими знаками, где угодно. Конечно, от этого страдает и общественный транспорт, и сами автомобилисты… Ни один город мира такого себе позволить не может. Поэтому этот год будет годом первых мероприятий по наведению порядка с парковками. Где можно парковаться - паркуешься, где нельзя - получаешь штраф. Причем солидный.

О МЕТРО

- Спускаешься в метро, видишь автоматы по экспресс-продаже билетов. На большинстве надпись: «Автомат временно не работает»...

- Эти автоматы только начали ставить. Мы хотели установить их еще в прошлом году, но промышленность оказалась не готова произвести для нас нормальную технику. Даже те автоматы, которые сегодня есть, оставляют желать лучшего. Но тем не менее они появляются, и, думаю, в течение месяца-полутора основная их масса заработает. Главная проблема не в автоматах, а в том, что у нас метро в Москве одно из самых перегруженных в мире. Я считаю, что без масштабного строительства метрополитена мы транспортную ситуацию не улучшим.

О ТАКСИ

- Оправдывает ли себя реформа такси? Бомбил не стало меньше.

- Реформа такси началась с 1 января этого года. За два месяца перестроить такую огромную машину сложно. Мы должны дальше двигаться по этому пути. Мы же не хотим, чтобы у нас занимались перевозками гастарбайтеры, которые не знают город и к которым страшно садиться…

Во-первых, количество легальных такси увеличивается. У нас легальных такси в городе было 7 тысяч, сегодня уже около 13 тысяч. Надеюсь, что к концу этого года мы доведем легальный парк до 20 тысяч машин. Во-вторых, к нелегалам нужно применять полицейские меры. Сейчас в правительстве рассматривается специальное постановление: ГИБДД даются дополнительные полномочия по работе с нелегалами. Ну и самое главное: сегодня нелегальные таксисты паркуются где угодно, а легальным припарковаться порой в центре города вообще невозможно. Думаю, с 1 июля эта ситуация изменится. Когда будут введены жесткие штрафы, определены места для парковки, это станет серьезной преференцией для легальных таксистов и стимулом для остальных, чтобы легализоваться.

О ЯРМАРКАХ ВЫХОДНОГО ДНЯ

- Около редакции закрылась ярмарка выходного дня. Проблемы начались, когда власти сделали ее бесплатной для продавцов и стали проводить аукционы по выбору фирмы-подрядчика. При этом цена контракта не только занижается до нуля, но и вовсе уходит в минус.

- Это либо жулики, либо безголовые приходят на конкурсы, если пытаются нам доплатить. Наверное, думали так: «Уступим на торгах в цене, а потом с этих фермеров соберем денежек». Не получилось. Потому что мы им мешаем. Теперь мы по-другому поступим. Скорее всего, обслуживание ярмарок выходного дня будем постепенно переводить на наши ГУПы, чтобы уйти от этих конкурсов и левых фирм. Мы открыли ярмарки выходного дня в каждом районе. Но проблема, связанная с подрядными организациями, есть. У нас пока примерно 20 проблемных ярмарок. Надеюсь, что это временное явление.

О ПИТАНИИ В ДЕТСАДАХ

- В этом году в городских детсадах появилось новое витаминизированное меню, которое вызывает у малышей аллергию...

- Есть такая проблема. Не знаю, реальная она или чисто психологическая. Дети разные. Для одних это нормально, для других, видимо, не подходит. Старое меню, которое было в прошлом году, тоже вызывало массу нареканий. Специалисты из Института питания вместе с Роспотребнадзором составили новое меню. Есть заключения, что ничего плохого в нем нет. После жалоб родителей некоторые пункты меню уже отменили, в том числе и витаминизированные напитки. Директоров детских дошкольных учреждений об этом известили. Ведь это они заказывают продукты, и потому самим детсадам дальше решать, что им нужно, а от чего можно отказаться. Конфликтные ситуации будем разбирать вместе с Департаментом образования.

О ВОЛОКИТЕ

- Вы постоянно делаете заявления о нужных горожанам инициативах. Как, например, установка во дворах шлагбаумов от машин, которые объезжают пробки по дворам. Но когда люди начинают обращаться к чиновникам в управах, инженерных службах, чтобы претворить это в жизнь, там отказывают: мол, нет письменных распоряжений «сверху».

- Мы не возражаем, чтобы жители сами поставили в своих дворах шлагбаумы. Только должен быть обеспечен нормальный проезд «Скорой», пожарных и других городских служб. Но мы пока не готовы из бюджета за это платить. Поэтому, если жители сами собрали деньги на установку шлагбаума и хотят его установить, мы не возражаем. Если кто-то из чиновников боится принять на себя согласование такого проекта, я подскажу, чтобы не боялись. Никаких нормативных актов не требуется! Инженерная служба должна дать разрешение и согласовать с пожарными. К примеру, в Центральном округе уже установлено около 500 таких шлагбаумов.

О СНОСЕ ДОМОВ

- В редакцию поступают жалобы читателей, которых переселяют из ветхих и аварийных домов. Новые квартиры переселенцы теперь получают не по норме 18 квадратных метров на человека, а по числу комнат в старой квартире.

- Норма по количеству комнат в случае переселения из сносимых домов всегда существовала в Москве. Из двухкомнатной квартиры семья переселялась в двухкомнатную квартиру. Исключение делалось для очередников-льготников. Если стоишь в социальной очереди на квартиру, тогда при сносе дома получаешь новое жилье по норме 18 квадратных метров. Всех остальных это не касалось. Прокуратура написала протест, поскольку ущемлялись права других горожан. Мосгордума приняла изменения в закон, сохранив при этом норму переселения по количеству комнат. Но есть нюанс. Во-первых, в новостройках нет двухкомнатных квартир площадью 40 квадратных метров, как в старых домах. Сейчас двухкомнатная квартира строится площадью как минимум 55 квадратных метров. Поэтому фактически мало что изменилось. Если взять средний метраж выделенного жилья на семью, то снижение произошло буквально на 2 квадратных метра. Во-вторых, те, кто стоял в социальной очереди и должен был получить жилье по нормативу 18 квадратных метров, так и получают их по очереди, если им не хватает квадратных метров при переселении.

О КОМАНДЕ

- У вас очень интересные люди в команде. Как вы их подбираете?

- Первое - человек должен быть профессионалом. Во-вторых, он должен быть порядочным человеком: приходить во власть не для того, чтобы набить себе карманы. И третье - он должен уметь работать в команде. Вернее, в чиновничьей среде. Работать в бизнесе - одно, а когда приходишь на госслужбу, это совсем другое. Здесь другие правила игры. Нужно знать бюджетное законодательство, выстраивать взаимоотношения внутри различных комплексов. То есть главные критерии - профессионализм и порядочность.

- Отставки уже закончились?

- Они будут происходить постоянно. Команда должна постоянно улучшаться, освобождаться от людей, которые не способны работать.

- Несмотря на то что они уже пришли в ваше время?

- А какая разница? Я всегда говорю: никакой индульгенции не будет. Если ты не справляешься, не хочешь работать - пожалуйста, на выход. Если ты провинился - тоже на выход. Это вполне нормальный процесс ротации. Человек не должен засиживаться. И подбор кадров, поиск молодых талантливых ребят - это не последнее направление в моей работе, а одно из первых.

О ПОЛИЦИИ

- Полицейские жалуются, что лишились «лужковских» надбавок. Народ теперь уезжает в регионы - там и жить дешевле, и зарплату подняли.

- Московские полицейские, несмотря на то что мы убрали надбавки, в зарплате выиграли. Она увеличилась на 25 - 50 процентов. Но я думаю, что в Москве, Питере и других регионах надо давать возможность регионам выплачивать полиции специальные премии и стимулирующие надбавки. Возьмем тот же метрополитен. Например, в прошлом году милиции на метрополитене выплачивали специальные премии, и они лучше работали. Стало чище, меньше бомжей. Сейчас убрали эту систему, и уже появились какие-то сбои. Премьер на одном из совещаний с правоохранительными органами высказал идею, что регионам, где имеется высокая разница в уровне зарплаты по отношению к другим регионам, надо давать возможность доплачивать полиции.

- Вы убрали городские надбавки, потому что запрещено?

- Да. По закону. Но зарплата у московской полиции все равно увеличивается. Специальная надбавка за службу в Москве, выплачиваемая из федерального бюджета, все же существует. Мы добились, что московские полицейские получают больше, чем в других регионах страны.

О ЖИЗНИ МОСКВИЧЕЙ

- Уже больше года прошло с тех пор, как вы стали мэром. За это время жизнь в Москве улучшилась?

- Москва - большой город, и в одночасье изменить жизнь в столице нельзя. Но мы стараемся максимально двигаться по всем направлениям. Начиная с развития общественного транспорта, строительства дорог, метро, заканчивая улучшением системы школьного образования, здравоохранения, благоустройства. Так, в здравоохранении ситуация в клиниках и больницах заметно изменится уже к концу 2012 года. Хотя бы с точки зрения обеспечения современным оборудованием. Самое главное, мы не для показухи все это делаем, а системно продолжаем двигаться. Результаты будут обязательно!

О «ГНЕЗДЕ ГЛУХАРЯ»

- «Комсомолка» долгое время заступалась за «Гнездо глухаря». Это клуб, в котором выступали все знаменитые барды. Но его закрыли. Сейчас сложная ситуация и с «Синим троллейбусом» на Арбате.

- Насколько помню, клуб закрыло МЧС в силу того, что там не соблюдаются требования пожарной безопасности. После каждого пожара в точке общепита проверяющие органы начинают трепетно относиться к противопожарным нормам. Ведь в случае ЧП они будут нести уголовную ответственность! Но это не предлог для того, чтобы закрыть клуб. Он должен существовать. Поэтому мы обязательно в ближайшее время подберем для бардов помещение.

- А «Синий троллейбус»?

- Там барды занимали временное сооружение, некапитальное. И они подпадают под общую систему, когда мы должны это место разыграть на аукционе. Думаю, мы с ФАС договоримся, чтобы дать им какие-то преференции, и тогда барды останутся на своем месте.

О НЛО

- Вы же из Тюмени - край местами дикий… Вы НЛО видели когда-нибудь?

- НЛО не видел. Северное сияние видел. А вы что, предполагаете, что я доработаюсь до ручки и мне может померещиться НЛО?

ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

Столица - магнит для мигрантов

- Как решается проблема нелегальной миграции?

- Мне кажется, ситуация стабилизировалась. Более того, у нас наблюдается резкое снижение количества таких мигрантов, как китайцы. Самый хороший показатель, на мой взгляд, - снижение преступности со стороны мигрантов. Половина всех преступлений в Москве совершают мигранты - и приехавшие из-за рубежа, и из российских регионов. Так вот, за 2011 год количество преступлений, совершенных мигрантами, снизилось на 25 процентов. Речь о серьезных преступлениях: грабежах и так далее. Главное - сохранить такую динамику. Мы понимаем: Москва не обойдется без мигрантов. У нас профицит рабочих мест - около двух миллионов. Мигранты нужны. Главное, чтобы они были зарегистрированы, платили налоги и не совершали преступлений. Еще надо понимать, что столицы всего мира являются магнитом для преступников всех мастей. Они не собираются ни работать, ни становиться на учет. Поэтому мы планируем обеспечить видеонаблюдением общественный транспорт, площади, улицы, дворы, подъезды... Качество изображения должно быть очень хорошее, чтобы обеспечить раскрываемость преступлений. Это окажет серьезное профилактическое воздействие на потенциальных преступников.

- Мигранты часто живут в подвалах. Нужно ли строить для гастарбайтеров специальные общежития?

- Ютиться в подвалах им нельзя. По-хорошему, они должны снимать жилье, как все приезжие. Но для этого нужно получать в Москве совсем другую зарплату. Это экономическая проблема. Какой-то компромисс должен быть. Мы все равно будем заставлять их легализоваться, будем следить, чтобы они не прописывались по 40 - 50 человек в одной квартире. Будем вместе с ФМС инициировать изменения в федеральном законодательстве. Мы заинтересованы, чтобы они жили в нормальных условиях.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В номере от 29 февраля с. г. мы написали о том, как по всей Москве закрываются ярмарки выходного дня из-за абсурдной ситуации с Законом о госзакупках.

Рассказали мы об этом на примере закрытой возле редакции ярмарки. И вот вчера стало известно, что нашу ярмарку удалось хотя бы временно отстоять. Слишком много обращений граждан (в том числе и наша публикация) с просьбой сохранить ее поступило в районную управу. И пока власти будут утрясать юридические проблемы, москвичи смогут покупать привычные фермерские продукты. Остается надеяться, что все это распространится и на другие закрытые ярмарки (напомним, с начала года в Москве закрыли 20 ярмарок выходного дня).

БОЛЬШАЯ СТРОЙКА

Барельефы со старого стадиона «Динамо» установят на новую арену

Мэр Москвы рассказал «Комсомолке о подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года

- Сергей Семенович, в Москве сейчас строятся сразу три стадиона: «Динамо», «Спартак» и ЦСКА. Плюс будут полностью реконструированы «Лужники». Но ведь для чемпионата мира по футболу нужно только два стадиона?

- Три. В чемпионате мира по футболу предполагается задействовать «Спартак», «Динамо» и в финальных играх – «Лужники». На «Динамо» мы уже приступили к реконструкции и возведению нового стадиона. «Спартак» строится полным ходом. Главная проблема с «Лужниками». Потому что сложно легкоатлетический стадион переделывать под футбольный. Это непростое проектное решение.

- А проект уже есть?

- Пока нет, но мы для себя приняли решение именно реконструировать «Лужники». Был вариант и другой – построить 80-тысячную арену в другом месте. Но, во-первых, это затратно. А во-вторых, в городе найти такую площадку, где была бы приспособленная инфраструктура под такой объект, очень сложно.

- То есть, Лужники будут модернизироваться за счет города?

- Скорее всего, да. Потому что найти инвестора под «Лужники» – это значит, мы должны ему отдать вокруг много коммерческой недвижимости. Но это невозможно.

- Вокруг возведения новой «Арены-ВТБ», как будет называться стадион «Динамо», недавно возникла конфликтная ситуация: мол новый проект убивает памятник архитектуры 30-х годов...

- Мне кажется, мы должны спокойно разбираться в таких ситуациях. Не эмоционально, а рационально. И сохранять то, что действительно является памятником или имеет историческое значение. На стадионе «Динамо» после реконструкции 1979 года было снесено все, за исключением западной стены и западных трибун. Чего там сохранять? Силикатный кирпич, положенный в 1980 году? Ну, смешно. Ради чего мы вообще занимаемся восстановлением и реконструкцией объектов – чтобы благоустроить территорию. А ведь в последние годы на стадионе была помойка, лоточная торговля со всеми вытекающими из этого последствиями. Мне кажется, нужно сохранить то, что действительно требуется охранять. К примеру, отреставрировать барельефы. Западная трибуна, построенная в 1929 году, действительно является исторической. А все остальное зачем? И, конечно, необходимо сохранить Петровский парк, который тоже является достопримечательностью Москвы. И то, и другое будет сохранено. Но на этой волне поднимается целая волна спекуляций. Я считаю, что это нормально, в результате появляется дискуссия, мы объясняемся, вырабатываем компромиссное решение.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Стадион «Динамо».

Старейший стадион Москвы, реконструкция которого началась месяц назад. После завершения работ на его территории появятся сразу две арены: футбольная - на 45 тысяч мест, и хоккейная - на 12 тысяч. Планируется, что первый матч на обновленной арене пройдет в 2016 году.

Так будет выглядеть "Арена-ВТБ".

Барельефы с фасада старого стадиона "Динамо" перенесут на новую арену, правда, пока не известно куда...

Стадион «Спартак». Арена, которую московский «Спартак» после долгих согласований наконец активно возводит в Тушино и должен завершить стройку раньше всех столичных соседей. Стадион рассчитан на 42 тысячи болельщиков. В строй будет сдан в следующем году.

По правилам ФИФА, для проведения чемпионата мира необходимо 12 стадионов вместимостью не менее 40 тысяч человек. Матч открытия и финал должны играться на аренах вместимостью не менее 80 тысяч зрителей.