Уже на следующей неделе у столичных таксистов может резко прибавиться прав. На днях подписано постановление Правительства, позволяющее таксомоторам выезжать на выделенные полосы. А 10 апреля Госдума рассмотрит поправки в закон «О такси», благодаря которым бывшим бомбилам можно будет легко регистрироваться в качестве таксистов. К чему приведут новшества?
Первая новость, впрочем, в другом. Гаишников с 1 июля 2012 года все-таки обяжут «отлавливать» нелегальных перевозчиков. До сих пор они отлынивали от этой обязанности: дескать, нет закона, позволяющего нашим сотрудникам проверять у таксистов разрешение на право работы. Как результат, из примерно 40 тысяч столичных таксистов - легальных и «бомбил» - имеет разрешение на работу лишь... один из четырех. И вот с 1 июля, как ожидается, гаишники получат право разрешения проверять. А если его нет - «бомбиле» выпишут штраф в пять тысяч рублей.
- Это хорошая новость. Реальная борьба с нелегалами наконец-то начнется, - считает сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов. - Разумеется, любой штраф, в какой-то мере - кормушка для гаишников. Но ведь «бомбилам» его все равно придется платить - по протоколу или «вчерную». Перед ними рано или поздно встанет выбор: уйти из бизнеса или перейти в легальный сектор. Разумеется, до какого-то времени они будут просто закладывать штрафы в свой тариф, т. е. повесят их на пассажира. Но если штрафовать будут часто, то тариф приблизится к ценам на легальное такси. И тогда выбор все равно встанет.
Второе важное новшество - выезд такси на «выделенку». В столице сейчас 93 километра полос для общественного транспорта. А через два года будет 300. И власти до последнего момента всячески препятствовали появлению на них таксомоторов. Дескать, любой желающий получит разрешение на право таксомоторных перевозок (а оно выдается бесплатно) и будет гонять по «выделенке».
- На самом деле такси по выделенным полосам ездят во всем мире, - рассказывает Александр Морозов. - Это прекрасный стимул для автомобилиста, если он опаздывает, отказаться от машины и быстро добраться на такси, куда нужно. Так что идея хорошая. С другой стороны, на москвских «выделенках» есть места, где движение общественного транспорта очень плотное. Появление там такси крайне нежелательно. Я надеюсь, депутаты Госдумы оговорят возможность местных властей закрыть для такси отдельные участки «выделенок».
Третье новшество: стать легальным таксистом сможет не только собственник машины, но и человек, взявший автомобиль в аренду.
- С одной стороны, это удобно: стать легальным таксистом будет проще, - рассказывает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - С другой стороны, пассажиры сильно рискуют. Водители, скорее всего, будут брать в аренду автомобиль, застрахованный по ОСАГО как обычный, не такси. Ведь это намного дешевле. Если машина попадет в аварию и пострадают пассажиры, то страховщики заплатят компенсацию только водителю - ведь застрахован лишь он! А пассажиры не получат ни копейки.