Премия Рунета-2020
Москва
+10°
Boom metrics
Москва10 мая 2012 22:00

Александр Починок - о решении проблемы пробок: «Надо запретить служебные автомобили!»

Известный экономист предлагает свои рецепты спасения столицы от транспортного коллапса
Источник:kp.ru

Москву избавляют от пробок, а они лишь растут. Почему? Может, не те рецепты применяем? Известный экономист, бывший министр труда, а ныне член Совета Федерации Александр Починок обратился в «Комсомольскую правду» с предложениями по поводу спасения города от заторов. Прокомментировать их мы попросили директора НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александра Сарычева.

«ПУСТЬ ЧИНОВНИКИ ВЫЗЫВАЮТ ТАКСИ»

«Я считаю, что нужно ликвидировать служебные автомобили. Не просто снять «мигалки», а вообще убрать служебные автомобили чиновников. Пусть вызывают такси, едут общественным транспортом или ходят пешком. Сам видел голландского премьера на велосипеде, швейцарского президента в поезде, американских сенаторов в метро. Даже если все чиновники будут использовать лимузины по вызову, и то выигрыш будет огромный - исчезнут стада из десятков тысяч персоналок на парковках».

Комментарий эксперта:

- Уменьшить число служебных автомобилей у нас пытались еще в СССР. Не вышло. Зачем начальнику самому напрягаться? Лучше комфортно ехать на заднем сиденье. Сейчас в Москве несколько сот тысяч служебных машин, причем этот парк ездит наиболее активно - ведь у чиновников и бизнесменов много дел по всему городу. Просто запретить служебный транспорт нереально. Ведь огромное число этих автомобилей в гаражах учреждений не числится. Чиновники - люди небедные. Купить иномарку для них не проблема, а водителя можно нанять за 40 тысяч рублей. Вот и получается: машина формально частная, а фактически - служебная. На Западе не так. Там нанять водителя стоит минимум три тысячи евро, плюс платить ему страховку, отпускные и т. д. Поэтому такой вот «соцпакет» из машины с водителем имеют только топ-менеджеры и очень крупные чиновники. Чтобы добиться того же у нас, нужно сделать платной и очень дорогой парковку возле офисов. Как в Нью-Йорке. Тогда, возможно, часть чиновников и менеджеров среднего звена пересядут на общественный транспорт.

«МАРШРУТЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ УДОБНЕЕ»

Александр Починок считает, что чиновникам нужно чаще отрываться от сиденья авто и ходить пешком.

Александр Починок считает, что чиновникам нужно чаще отрываться от сиденья авто и ходить пешком.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

«Маршруты общественного транспорта нужно совершенствовать. Сейчас в основном предусматривается строительство новых линий на окраинах, а ведь главная проблема - жуткая транспортная сеть в центре! Мне часто приходится перемещаться из одного здания Совета Федерации в другое - с Большой Дмитровки на Новый Арбат. Это 2 километра по прямой, 2,5 километра пешком, 2,6 км на троллейбусах, от 5,1 км до 9,3 км на машине в зависимости от маршрута. Опробовал все варианты. Метро 12 минут, 2 станции, но пересадка и 8 минут пешком. Машина может доехать за 5 минут, но из-за пробок на бульварах, Садовом кольце и Композиторской среднее время - 25 - 35 минут. Троллейбус идет 15 минут, одна пересадка, но график сбивается, и можно долго простоять на Тверском бульваре. Пешком - 25 минут. При хорошей погоде - замечательная прогулка, но в дождь и снег неприятно. Получается, даже для таких коротких поездок общественный транспорт нужен. Но его придется очень сильно развивать. Например, увеличивать густоту сети метро в центре, а внутри Бульварного кольца пустить линии скоростного трамвая».

Комментарий эксперта:

- Программа развития метрополитена, которая сейчас реализуется в Москве, как раз и предусматривает уплотнение сети метро. В том числе в центре. В пределах Садового кольца уже запланировано строительство новых станций - например, «Волхонка» и «Плющиха». Что касается скоростного трамвая, то, думаю, он просто не втиснется в узкие улочки центра. Если линию построить, то на автомобиле ни к дому не подъехать, ни продукты в магазин не завезти. Гипотетически можно было бы проехать по параллельным улицам. Но в Москве радиально-кольцевая застройка, и таких улиц просто нет.

«ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОЛОСЫ ДЛЯ «ПОЛНЫХ» АВТОМОБИЛЕЙ»

«Нужны полосы для организации движения по принципу CarPool (полный автомобиль. - Ред.). Ведь большинство автомобилей в Москве перевозят только самого водителя. Если мы выделим на автомагистралях полосы для движения автомобилей с пассажирами, то стимулируем людей объединяться для поездок на работу. Необходимо пускать на выделенные полосы и такси. В том же Лондоне такси имеют приоритет в движении, поэтому для комфортных поездок и перевозки багажа люди чаще используют такси, а не личные автомобили».

Комментарий эксперта:

- Есть страны, где принцип CarPool задействован даже на полосах для общественного транспорта. Если в твоем автомобиле больше трех человек - пожалуйста, выезжай на выделенку. То же самое касается такси. В некоторых городах на скоростные и центральные магистрали просто запрещен выезд автомобилей, в которых едет только один водитель. Гипотетически такое можно организовать и у нас. Но тогда нужна мощная система слежения - камеры видеофиксации на всех дорогах.

«ЭЛЕКТРИЧКИ - НЕ ТОЛЬКОНА ВОКЗАЛЫ»

«Москве нужны электрички, не только приезжающие на вокзалы, но и пересекающие город насквозь. Во многих крупных городах мы видим достаточно большое количество диаметральных линий пригородного железнодорожного транспорта, проходящих от одного конца города до другого. Очень важно, что они интегрированы с другими линиями электротранспорта. Этот опыт нужно повторить в Москве».

Комментарий эксперта:

- Идею пустить электрички «сквозь город» мы продвигаем давно, и ее реализация предусмотрена в Генплане развития Москвы до 2025 года. Другой вопрос, что для этого придется серьезно реконструировать железнодорожную инфраструктуру. Хватит ли на это воли и средств - пока не ясно. Пока видно, что власти сосредоточились на проекте Малого кольца железной дороги, по которому хотят открыть движение городских электричек.

КСТАТИ

Что еще предлагает парламентарий?

Ввести единый проездной на все виды общественного транспорта.

Организовать по всей Москве систему платных парковок с щадящими ценами.

Сократить транспортные потоки, выведя за пределы города промышленные площадки и кампусы университетов.

После реализации всех мер ввести платный въезд в центр города.