Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Москва18 июня 2012 22:00

Стали ли меньше очереди в столичных поликлиниках после введения электронной записи

Корреспондент «КП» опробовала электронную регистратуру
Источник:kp.ru

В поликлиниках массово появились экраны с мигающими окошками, этакий гибрид банкомата и платежного терминала. Это инфоматы. Предполагается, что они сведут к минимуму общение с неприветливыми дамами в регистратуре, с их вечным «вас много, я одна». Бюджету это обойдется в 5,6 миллиарда рублей. Заммэра по вопросам соцразвития Леонид Печатников обещает: к концу года единая электронная регистратура появится во всех поликлиниках. Сейчас чудо-машины стоят в 325 клиниках. «КП» испытала новинку.

По два талона на одно время

В детской поликлинике мой сын - частый гость. Ребенок год жил в формате «кашляю-чихаю-тяжело вздыхаю». Неспешно успели обойти необходимых по возрасту специалистов. Только хирург и ортопед оказались неуловимыми.

- Вы звоните, звоните! - предлагали тетечки в регистратуре. Я и звонила.

- А теперь записи по телефону нет, только электронная, - сказали во время очередного звонка. - Приходите записывайтесь - инфомат в коридоре.

Я вздохнула: «Ну, хирург, погоди! Попадешься ты в электронные сети!»

Пока же пошли к ортопеду - записались месяц назад по старинке, через тетрадку.

Мы по записи - третьи. Начало дня. Подтягивается народ. Одна дама скандалит:

- У меня талон на 10 утра! - И показывает листочек-чек. - Мы по электронной записи!

- И я на 10 утра! - Показываю огрызок с накорябанным карандашом временем приема.

В 10 доктор выкрикивает нашу фамилию. «Электронная дама» показывает мне неприличный жест. А я ей - язык.

Пока доктор что-то пишет в бумажную карту, за дверью скандалят: подошли еще два «электронных человечка».

- Сегодня будет 40 человек! - едва не всхлипывает доктор. - 20 записанных по старинке месяц назад, и еще 20 умная машина вчера прислала! По два человека на талон!

Вот так: запись виртуальная, проблемы - реальные.

- В июле закончится прежняя бумажная запись и талоны будут выдавать только инфоматы, проблем не будет, - заверили в Департаменте информационных технологий.

Инфоматы собирают  очереди: пациенты не могут разобраться, как ими пользоваться.

Инфоматы собирают очереди: пациенты не могут разобраться, как ими пользоваться.

Без полиса ты теперь не пациент!

Умная машина общаться согласна только после того, как опознает штрихкод на полисе. Полис я держу дома - в карточке копия. Этого хватало. Теперь надо брать с собой.

Приходим с полисом. Машина ребенка опознала - к карапузу обращается по имени-отчеству. На этом общение заканчивается. Топчусь перед инфоматом, как «бурановская бабушка» перед айпадом.

Но малыши знают: если сложности - Чип и Дейл придут на помощь. Их роль в детской поликлинике отведена охраннику. Усатый дядя все-все объяснил. Первым делом надо «прописаться» - указать, куда приписаны и кто участковый доктор. Машина не подсказывает - мол, сами догадайтесь! Инструкций на стене нет - мы шагнули в эру высоких технологий, долой бумагу!

Признав сына за пациента, автомат выплюнул соответствующую бумажку. Далее меню более адекватное: нахожу расписание лора, выбираю. Ж-ж-ж - из щели новая бумажка. Ура! А с хирургом опять не сложилось: машина пишет, что записи нет. Мы не торопимся, банальный профосмотр. А если что серьезное?

В назначенный инфоматом день в коридоре тишина.

- Лора сегодня нет! - сообщают в регистратуре. - Машина ошиблась. Завтра доктор примет. В порядке живой очереди.

Взяли новый талон. Пришли. В коридоре - 15 человек. Две тети - обе без талонов - пытаются устроить анархию: «Нет тут записи! Живая очередь! Мы вот с острой болью!»

«С болью» там 10 человек. Кто-то бинтом замотан, а кто-то воткнул в «больные» уши наушники от айпада.

Доктор принимает через одного - сперва талон, потом «острая боль».

Взрослая поликлиника: «самим на прием не записываться!»

Иду во взрослую поликлинику. На инфоматах объявления: «Самим не записываться! Идите к окну № 2». Упрямо пробую «познакомиться» без посредников. Штрихкод на полисе система игнорирует. Рядом подобной же ерундой занимается пенсионерка с соцкартой. Ее машина признала. Но не «прописала». Женщина отказывается сообщать мобильный: «Много хотят знать!» Машина «без телефончика» знакомиться не хочет.

- Черт-те что и сбоку бантик! - злится женщина.

У окна номер два удивительная надпись: «Предварительная запись в электронную регистратуру». Очередь из бабушек. В окошке мальчик-интерн у компьютера. Бабушки злы: «Придумали ерунду!» Мальчик огрызается: «Это не я придумал!» Полчаса ожидания под старческое «не знаете, как еще над народом поиздеваться!» - и талон к невропатологу в руках.

Call-центр: «А идите вы в регистратуру!»

Электронной регистратурой в нашей песочнице недовольны. Мамам малышей не нравится, что в поликлинике не записывают.

- Два раза надо прийти: сперва записаться, а потом к доктору! - кипятится многодетная мама Алена.

У Алены четверо. Близнецам еще нет года, среднему - три. Не находишься...

- А у соседки сын-инвалид, неходячий! И ей к инфомату на поклон ходить? - добавляет черных красок сердитая на «изобретателей» Алена.

- От системы будет толк, если врачи будут работать в четыре смены с 6 утра до 23.00, будут доступны всем и всегда, - оценивает новинку Алексей Старченко, член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре. - А так непонятно, куда бежать с острой болью. И какой смысл, допустим, с бронхитом записываться на две недели вперед?

Когда запускали систему, обещали, что call-центр будет работать круглосуточно. Не соврали. В полночь трубка откликнулась. Опять пытаюсь записать ребенка к хирургу. Оператор щелкает по клавишам.

- А хирург в отпуске! До июля! - Девушка разрушила последнюю надежду.

- Мне очень-очень надо! Запишите в другую поликлинику! - канючу.

- У меня нет таких полномочий! - Девушка строга. - Решайте вопрос в регистратуре!

Раньше пациенты записывались в журналы сами, теперь в компьютер фамилии вносят интерны и выдают пациентам  талоны.

Раньше пациенты записывались в журналы сами, теперь в компьютер фамилии вносят интерны и выдают пациентам талоны.

ОФИЦИАЛЬНО

«Это временные сбои!»

- Уже установлено 650 инфоматов, по 2 на поликлинику, - рассказали «КП» в Департаменте информационных технологий, занимающемся установкой чудо-машин. - Всего же поставим 1800. Инфоматы устанавливают там, где происходит первичный прием. В больших медцентрах инфоматов не будет - туда пациентов направляют из поликлиник. Если при медцентре есть поликлиника, то инфоматы установят и там.

О том, что от системы врачам и пациентам пока больше проблем, чем реальной помощи, в департаменте знают.

- Проект огромный, и с организационно-управленческой, и с технологической точки зрения сбои возникать могут, - согласились специалисты департамента. - Вопросы, обращения и жалобы принимаются круглосуточно по телефону единого центра: (495) 539-30-00. Проблема, когда инфомат не видит код полиса, будет устранена. Пока же в регистратуре можно получить временный код.

- А что делать приезжим? - интересуемся у специалистов. - Инфомат требует документы, которые есть только у москвичей.

- По временной регистрации в страховой выдают временный полис, - заверили «КП». - Его машина прочтет. Он действует 30 дней и предусматривает возможность его последующей замены на постоянный.

КСТАТИ

Для приема у профильного специалиста надо будет получить направление от терапевта

С 2013 года записаться на прием к профильным специалистам самостоятельно пациенты не смогут. Для этого надо будет получить направление от терапевта. И уже с ним идти записываться на прием, допустим, к эндокринологу. Сперва в свою поликлинику, а потом, если доктор сочтет нужным, и в клинико-диагностический центр. Эти центры откроют в каждом округе - на базе 4 - 5 поликлиник. Такая реформа, по словам заместителя мэра по вопросам соцразвития Леонида Печатникова, нужна, чтобы отучить пациентов от самодиагностики: «Ситуация, когда человек сам ставит себе диагноз, - это наша беда».

НА ЗАМЕТКУ

Как записаться дистанционно

1. (495) 539-30-00 - круглосуточный call-центр. Спросят имя, фамилию, номер полиса.

2. На сайте «Портал государственных и муниципальных услуг города Москвы»: http://pgu.mos.ru/ru/.

3. Через мобильный: владельцы устройств на базе операционной системы Android могут скачать с сайта Департамента информационных технологий www.dit.mos.ru. особое приложение.

ЗВОНОК ЧИНОВНИКАМ

- В чем же прелесть электронной записи, если ради талона в поликлинику идти? - спросили мы у чиновников в белых халатах.

- Записаться можно через call-центр или сайт госуслуг, идти в поликлинику необязательно, - пояснили в Департаменте здравоохранения Москвы.