Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Москва1 июля 2012 22:00

Пел соловей

Леонтьевский переулок, 18. Станция метро «Пушкинская» [интерактивная карта]
Леонтьевский переулок, 18. Станция метро «Пушкинская».

Леонтьевский переулок, 18. Станция метро «Пушкинская».

Издавна известно: врачи свои профессиональные ошибки прячут в землю, а архитекторы - за деревьями. Только вот в этом доме-красавце никаких просчетов зодчий не допустил, а строй деревьев сразу после строительства велела насадить хозяйка дома, богатейшая купчиха Заборова: мало ей было одной внешней ограды.

Конечно, деревья нынче не те - другие совсем, времени-то сколько прошло, но дом, поставленный вскоре после пожара 1812 года, по-прежнему крепок, притом наряден и глаз радует. И, надо думать, кроме своего архитектурного облика, он навряд ли чем-либо привлек наше внимание, если бы долгое время начиная с 1840 года в нем не жил замечательный композитор Александр Александрович Алябьев. При его имени сразу же вспоминаются несравненный «Соловей» и погружающий в умиротворяющее раздумье «Вечерний звон»…

Отечественная война 1812 года единым духом оторвала его от занятий музыкой. Алябьев поспешил встать под боевые знамена, выказал храбрость в сражениях, близко сошелся с Денисом Давыдовым, отчаянным партизаном и щедрой души поэтом. Алябьев положил на музыку несколько стихотворных его произведений, но это уже после войны, конечно. Между прочим, Алябьев дослужился до подполковника и, выйдя в отставку, поселился в Москве.

Тут его жизнь закружилась много оживленнее, чем прежде, в довоенное время. Друзья - тот же Давыдов, Грибоедов, Бестужев, Кюхельбекер, актер Михаил Щепкин - люди все бесконечно талантливые и умеющие предаваться веселью так, что, как говорится, дым коромыслом стоял. Много и увлеченно играли в карты, конечно. Алябьев слыл игроком спокойным, расчетливым, уравновешенным, однако при том - требовательным, когда надо - решительным. Однажды за столом, покрытым зеленым сукном, между Алябьевым и богатым помещиком Времевым вспыхнула ссора, ее наблюдали многие, и раздор удалось погасить. Но далее случилась беда.

Времева нашли убитым - сразу после той ссоры. И подозрения пали на Алябьева. Конечно, не тот человек был Алябьев, чтобы на такое пойти, и уликами, кроме одних подозрений, по отношению к нему суд не располагал. Приговор же вынесли крайне суровый. Алябьева лишили дворянства, всех наград, в том числе и боевых, а также чинов и сослали в Сибирь.

Только через семь лет ему высочайше было дозволено жить в Московской губернии, еще через три года - посещать Москву. Алябьев немедля поехал, конечно, однако остался, кому следует донесли, и несчастного композитора отправили в новую ссылку, на этот раз, правда, недалеко совсем. Ну а летом 1843 года поспело наконец долгожданное разрешение жить в белокаменной.

В этом доме Александр Александрович жил после возвращения из ссылки.

Прогулки по Москве с Леонидом Репиным

Просмотреть Прогулки по Москве с Леонидом Репиным на карте большего размера