Премия Рунета-2020
Москва
+13°
Boom metrics
Москва21 октября 2012 22:00

Москвичей научат мигрантов любить

В стране новая мода: снимать ролики о толерантности [видео]

Фото: Евгения ГУСЕВА

Восток - Запад

Ролик № 1. Крупным планом метла. Слышны заунывные восточные напевы. Потом мы видим мужчину азиатской внешности. Ему лет 50, одет в робу дворника. Он наводит порядок во дворе многоэтажки. Работник метлы достает из-за пазухи какое-то, очевидно, дорогое ему письмо. Адрес на конверте - Tadjikistan. И не замечает рядом парня европейской наружности с сигаретой. Тот презрительно и демонстративно кидает гастарбайтеру под ноги бычок, а потом и пустую пачку от сигарет. Дворник нагибается за мусором.

В это время из подъезда выходят мама с дочкой. У девочки выскакивает из рук мяч, она бежит за ним. Тут во двор на бешеной скорости въезжает мотоциклист (расу под шлемом разобрать невозможно). И только расторопность дворника спасает девочке жизнь - он выхватывает ее прямо из-под колес. Немая сцена. Ролик заканчивается тем, что парень достает из кармана зажигалку и, повертев, выкидывает. Но теперь уж точно в урну.

Сюжет, призывающий к терпимости к людям разных рас, снят в Казани. Ролик - трогательный. Правда, создатели то ли не нашли, то ли постеснялись снять в своем кино реального гастарбайтера. Дворника сыграл известный в Казани фотограф и художник Ирек Ахметов.

- Я сначала закомплексовал, вроде бы мне, солидному человеку, играть дворника не с руки, - рассмеялся Ахметов в разговоре с корреспондентом «КП». - А потом подумал, дело нужное.

- Неужели мигранта на эту роль не нашли?

- Их много в городе, мне даже в роль долго вживаться не пришлось, все время они на глазах. Но, наверное, режиссер просто профессионального человека подыскивал.

- А сами как к мигрантам относитесь?

- Многовато их, но что делать, если работать никто не хочет. Кому-то надо и дворы мести...

Московский ролик. Азизу из Гвинеи в Москве с непривычки холодно. Но его греет гостеприимство горожан.

Московский ролик. Азизу из Гвинеи в Москве с непривычки холодно. Но его греет гостеприимство горожан.

Ролик № 2. Тот же парень, что и в первом сюжете, кидается на туриста - чернокожего, который случайно испачкал ему рубашку мороженым. Конфликт улаживает девушка - гид в хиджабе.

Ролик № 3. Наш герой совсем исправился. Остепенился и даже женился на той самой девушке - гиде. Пара ждет ребенка. Они спорят, выбирая имя дочке. Славянское «Мирослава» или тюркское «Сафа»? Будущие родители сходятся на чуднОм, но толерантном «Миросафа».

По словам руководителя проекта директора студии «Инновация» Марины Галицкой, ролики будут показывать не только в Татарстане, но и в других регионах. Заявок очень много.

Но съемки толерантной видеопродукции идут не только в Казани. Это уже кадры из белокаменной. Жизнерадостный улыбчивый Майкл, приплясывая на фоне «Москва-Сити», сообщает, что приехал из Нигерии. Работает дизайнером в рекламном агентстве. «Каждый день придумываю что-то новое, сочетаю несочетаемое», - на ломаном русском объясняет он в камеру и говорит, что Москва ему очень нравится. Тут уже без подстав. Майкл - настоящий африканец. Он тот, за кого себя выдает. Точно так же, как и выходец из Гвинеи Азиз, японец Мокото, индус Бабурадж, финка Эрика, экспат из США Алексей и многие другие. Все они живут теперь в России и стали героями серии роликов «Добро пожаловать в Москву». Их уже начинают крутить на телеканале «Москва 24», появились они и в соцсетях.

Ролик из Казани. Трудолюбивый мигрант-дворник, которому пришло письмо из Таджикистана (на фото слева), и пока еще не перевоспитанный парень-хулиган.

Ролик из Казани. Трудолюбивый мигрант-дворник, которому пришло письмо из Таджикистана (на фото слева), и пока еще не перевоспитанный парень-хулиган.

Любовь за деньги

Озабоченные всплеском ксенофобии, местные власти многих городов организуют рекламные кампании по повышению уровня толератности - терпимости к чужакам. Например, в Москве на это выделено 110 миллионов рублей, в Петербурге - 117 миллионов, в Ханты-Мансийском автономном округе - 135. Такая соцреклама включает в себя видео- и радиоролики, специальные сайты и билборды.

В Москве до конца года заработают сразу две программы. Первая должна пробудить уважение москвичей к приезжим - ролики наподобие сделанных в Казани москвичи увидят в декабре. А во второй - сами мигранты убеждают жителей столицы, что у них очень гостеприимный город. В роликах длиной по 30 секунд конкретный герой, кто-то с трудом, а кто-то легко, на великом и могучем рассказывает свою историю взаимоотношений с белокаменной. А потом на своем родном языке объявляет «Добро пожаловать в Москву». Ни больше ни меньше.

наука Родину ЦЕНИТЬ

Зачем россиянам узнавать от иностранцев о своем радушии, корреспонденту «КП» Андрею МОИСЕЕНКО рассказал автор проекта соцрекламы «Добро пожаловать в Москву» главный режиссер телеканала «Москва 24» Дмитрий ГРАЧЕВ. С собой в редакцию «Комсомолки» он привел героя одного из роликов - француза Лорана ОДРЭНА.

Ролик из Казани. Трудолюбивый мигрант-дворник, которому пришло письмо из Таджикистана (на фото слева), и пока еще не перевоспитанный парень-хулиган.

Ролик из Казани. Трудолюбивый мигрант-дворник, которому пришло письмо из Таджикистана (на фото слева), и пока еще не перевоспитанный парень-хулиган.

Грачев:

- У нас совместно с московским правительством появилась идея провести кампанию по созданию позитивного образа столицы. Мы решили, что иностранцы - самый незащищенный класс москвичей. Им сложно ориентироваться, они не могут толком ни с кем поговорить. Вот и разработали концепцию «Добро пожаловать в Москву» на разных языках. Основная фишка проекта в том, чтобы подобрать искренних людей, которые бы не говорили заученные фразы, а просто рассказывали бы о своей жизни. Вот Лоран играет в футбол ночью. Другой объясняет, как подбирает еду на рынке, ему дают все пробовать, и он от этого получает удовольствие. Третий когда-то с родителями эмигрировал в США, а сейчас вернулся. Набор разных героев, которые показывают, что город наш безопасный и приятный. Город одинаковых возможностей для приезжих и для москвичей.

Моисеенко:

- Лоран, как вам москвичи? В сравнении с французами?

Одрэн:

- Очень умные люди, культурные. Даже историю Франции лучше меня знают. Когда меня расспрашивают о Наполеоне, я порой не знаю, что отвечать (смеется).

Моисеенко:

- Да, жил такой француз в Москве 200 лет назад. Но недолго. Москвичи к нему толерантность не проявили. Пришлось бежать... Лоран, а вы сразу согласились на съемку?

Одрэн:

- Наши медиа показывают, что Россия - это проститутки, алкоголики, бандиты. Когда я отдавал дочку в детсад рядом с домом, то очень боялся. До этого читал, что у вас в садах воспитатели не любят детей, пьют на работе. Но и дочка, и мы очень довольны садиком. Это все стереотипы - как медведи на улице, понимаете... А тут появилась возможность подать страну очень позитивно.

Моисеенко:

- Были случаи, когда вам реально что-то угрожало в России - хулиганы, террористы?

Одрэн:

- Нет. Но я стараюсь не выходить из дома после полуночи. А уж если приходится, то не говорю ни по-французски, ни по-русски - чтобы не выдал акцент. Знаю, что есть хулиганы, которые не любят иностранцев.

Моисеенко:

- В Париже такого нет?

Одрэн:

- Там проблема с неграми и арабами. Они ненавидят белых людей.

Грачев:

- Вы намекаете, что мы показали в роликах не тот город, в котором живем? Но если все вокруг тебя хрюкают, рано или поздно захрюкаешь сам. У нас достаточно криминальных передач, всяких негативных сводок. А надо немножко любить свой город и показывать его таким, каким мы его хотим видеть. Я понимаю проблемы с окраинами... Попробуйте в Париже в спальный район приехать! Но что касается центра Москвы и каких-то узнаваемых мест, их надо показывать позитивно. Тогда и город сам изменится. Наши ролики - для москвичей! Мы сами должны понять, что Москва реально крутой город и здесь реально круто жить.

СТОЛИЧНЫЕ ЖИТЕЛИ - не раса

Моисеенко:

- Еще одна проблема. Не боитесь, что у москвичей ролики, где африканец говорит: «Мне в Москве хорошо, я тут буду жить», вызовут отторжение?

Грачев:

- Если бы мы были сейчас в США, вы бы уже сидели за решеткой с таким вопросом. Мне хочется, чтобы и в России так было. Москвич - это не раса!

Моисеенко:

- Почему в ваших роликах нет выходцев из ближнего зарубежья?

Грачев:

- Вы сами заметили, что москвичи сейчас раздражены. Одни говорят, что гастарбайтеры выполняют работу, которую жители столицы делать не хотят. Другие, наоборот, считают, что их лишают рабочих мест. Подобные ролики с таджиками и молдаванами я бы не стал снимать. Это противоречит общественному мнению. Безусловно, мы должны на него влиять, но идти вразрез с ним, наверное, не надо. Надавишь, и может стать все еще хуже. Раздражение только усилится...

Моисеенко:

- Лоран, вы знаете, кто убирает у вас двор, моет полы в подъезде?

Одрэн:

- Дворники - мужчина с женщиной, в подъезде - тоже женщина. Мне сказали, они из Средней Азии. Эти ребята, по-моему, знают, что я тоже иностранец. Друг другу киваем при встрече. Претензий к ним не имею. Очень тихие стеснительные люди. Я их понимаю. Новая страна, новая жизнь. Это самое сложное. Потом все будет нормально. Знаю по себе.

Лоран ОДРЭН

Лоран ОДРЭН

СПРАВКА «КП»

Лоран ОДРЭН - уроженец провинции Бретань (Франция). Впервые побывал в России 9 лет назад, приехав в служебную командировку. Окончательно осел здесь четыре года назад, когда женился на москвичке. Работает в представительстве одной из французских фирм. Пара живет в квартире жены Одрэна в стандартной многоэтажке 70-х годов постройки. Назад во Францию не собирается. В ролике «Добро пожаловать в Москву» он объясняется в любви к столице ночью, играя в футбол у метро «Баррикадная» на обычной детской спортивной площадке.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Уважение нынче в дефиците

Гостеприимство всегда считалось добродетелью. Относиться к гостям с радушием - вещь сама собой разумеющаяся. Но ведь никто не станет с распростертыми объятиями звать в свой дом кого попало. Например, гостя, который будет плевать тебе на пол или приставать к твоей жене. Это невозможно ни в одной стране мира, ни в России, ни в Таджикистане. Проблема в том, что большинство мигрантов приезжают к нам не как гости, а как варяги. Приезжают не от легкой жизни и существуют здесь так (иного слова-то не подберешь), что и врагу не пожелаешь. Но при этом они, как правило, ни в грош не ставят тех, для кого этот дом - родной. Я ни разу не видела таджика-дворника, который бы стал мусорить или плевать в том дворе, который сам убирает. Но он с легкостью делает это в другом квартале или районе.

Пробуждать в россиянах уважение к приезжим - порыв правильный. Уважение у нас нынче в дефиците, причем даже к самим себе. Но добиться успеха можно, только если процесс будет обоюдным. Если и мигранты тоже начнут уважать россиян. Дворник, спасающий в видеоролике девочку или поднимающий окурок за быдловатым парнем, может вызывать только теплые чувства. Но ведь это скорее вымышленный персонаж. А вы покажите нам хотя бы десяток реальных дворников или строителей-таджиков, которые совершили подобный маленький подвиг. И тогда, возможно, чувства россиян к приезжим действительно потеплеют.

Повторюсь, это очень важно: должно быть встречное движение - гастарбайтеров, как и гостей из дальнего зарубежья, а зачастую и сограждан, прибывших с Северного Кавказа, надо учить любви к нашей большой стране, к ее людям. Ролики о благостных французах и затюканных таджиках вряд ли что-то изменят. Но если они станут началом большой программы, отправной станцией на пути к новым отношениям россиян с мигрантами, будем считать, что снимали их не напрасно.

Елена КРИВЯКИНА

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Роман ВАСИЛЬЕВ, эксперт Института развития информационного общества: «Толерантность растет вместе с уровнем жизни»

- Ненависть к чужакам - следствие неудовлетворенности своей собственной жизнью. Ролики о толерантности - хорошая идея. Вспомним СССР - в страну приезжали учиться иностранцы и потом навсегда сохраняли добрую память о нашей стране. Несли ее по всему миру! Но учить толерантности надо крайне аккуратно. Постоянное мелькание на ТВ зарубежных гостей может вызвать обратную реакцию. То же можно сказать и о сюжетах про успешных иностранцев, которые считают Москву «лучшим городом на Земле» и своим новым домом. Сейчас в столице даже многие коренные жители чувствуют себя не всегда уютно. А тут... В общем, опять «понаехали».

Проблему надо решать ненавязчивее. Не роликами в лоб, а на более глубоком уровне. В советское время «дружбе народов» учили, например, по фильмам «Мимино», «Невероятные приключения итальянцев в России». Да, население надо воспитывать. Но стоит позаботиться и об уровне жизни своих людей. Когда коренное население живет хорошо, у него и к инородцам толерантности больше.

Каромат ШАРИПОВ, председатель Общероссийского общественного движения «Трудовые мигранты Таджикистана»: «Надо вводить визы»

- Россияне с подозрением относятся к выходцам из Средней Азии, считается, будто те часто нарушают законы. Возможно, так и есть. Но таджики приезжали и будут ездить сюда - у нас в стране работы нет. А Россия без мигрантов тоже не выживет - это понимают все. Сейчас в Душанбе молодой парень договаривается, иногда просто на словах, с посреднической фирмой, оплачивает ее услуги и приезжает в Россию. Он не знает ни языка, ни местной культуры, ни законов. Он полностью зависит от своих посредников. Часто недобросовестных. Если парня кинут, защиты он нигде не найдет. Нет денег даже уехать назад. Он становится нелегалом, уходит в бандиты. Если же у человека есть работа, документы, он никогда не нарушит закон. Зачем ему рисковать?

Какой выход? Ввести визовый режим между Таджикистаном и Россией! В этом случае все рекрутерские агентства будут давать гарантию трудоустройства, страховать риски. Но визы - вопрос политический. Властям наших стран решиться на это очень сложно.

Другая сторона проблемы: что сейчас о России знают в Таджикистане? Разве что в новостях увидят о каком-нибудь визите президента... Я думаю, что России надо бы надавить на Таджикистан, чтобы в таджикских школах обязательно изучали русский язык, литературу, историю. А пока наши отношения - на уровне «выслана очередная партия нелегальных...».

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

ВОПРОС ДНЯ

Можно ли решить проблемы с помощью социальной рекламы?

На ТВ появились видеоролики, которые должны помочь россиянам толерантнее взглянуть на мигрантов.

Юрий ГРЫМОВ, режиссер, сценарист, клипмейкер:

- Я первым в России начал заниматься социальной рекламой и первым закончил. Потому что эти ролики превращались в пиар чиновников, не приносивший эффекта, а иногда и вызывавший раздражение у публики. Чтобы решить любую социальную проблему, нужен комплексный подход, а не только видеоряд по ТВ...

Игорь КИРИЛЛОВ, диктор советского ТВ:

- Как и всякая реклама, она свое дело делает, но в незначительной степени. Какие-то социальные проблемы должны помогать решать меценаты. Это ведь старая русская традиция 10 процентов своих доходов отдавать храмам, обездоленным, больным и нуждающимся, чтобы Бог грехи простил.

Дмитрий ГЛУХОВСКИЙ, писатель:

- Все зависит от уровня креатива. В российском исполнении соцреклама до сих пор мало кого задевала за живое. Дело в том, что обычно этим занимались дети, сваты людей, которые пробивали на это госденьги, и получалось все очень по-совковому. Но на Западе такой рекламой решают многие проблемы.

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат:

- Нет, конечно! Социальные проблемы решаются не рекламой, а деньгами - увеличением пенсий, постройкой новых дорог и заводов. И деньги эти, как правило, государственные.

Отец Олег (ПАНАЕВ), настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, Костромская область:

- Любое светлое дело угодно Богу и не может не принести пользы. В борьбе с пороками любые средства хороши, главное, чтобы это шло от сердца. Нам сейчас необходимо примирение атеистов с верующими людьми. Я не могу сделать это в проповеди, атеисты в храм не ходят. А соцреклама, наверное, сможет.

Игорь КУЗНЕЦОВ, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН:

- Да любые проблемы: курение, мусор на улицах, отношения отцов и детей... Главное - делать ее правильно. А то в Москве висят плакаты, продвигающие повышение рождаемости. На фото - мама с тремя детьми. А мужик-то где?

Олег АБАЕВ, IT-рекламист:

- Социальная реклама никакие проблемы не искоренит, не надо обольщаться. Но она может привлечь внимание власти к конкретным проблемам. Я уверен, в случае с массовым строительством дворовых спортплощадок сработала именно соцреклама.

Валера, читатель сайта KP.RU:

- Наркомания и алкоголизм - легко! Причем надо ставить такую рекламу на подростковых каналах. Заставлять брать эти ролики!