Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Москва: транспорт31 декабря 2012 22:17

Железнодорожные станции превращают в досуговые центры - с ресторанами и супермаркетами

Как будут выглядеть железнодорожные "ворота" столицы, выяснял корреспондент "КП"
Источник:kp.ru

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

- Приезжай на Павелюгу, хорошо время проведем! В ресторан сходим, в бильярд поиграем. А потом в кино!

Скоро подобные фразы будут звучать в Москве каждый день. Столичные вокзалы стали превращаться в самые настоящие торгово-досуговые центры. Хорошо это или плохо?

Корреспондент «КП» объехал несколько вокзалов и попытался выяснить, что там происходит.

ХОЧЕШЬ СУШИ, ХОЧЕШЬ - ОФИС

Самые крутые перемены, как выяснилось, пришли на Павелецкий. Там открылись сразу два ресторана - «Иль Патио» и «Планета суши». Цены, конечно, рассчитаны на тех, кто не ездит, а летает. Супчик за 200-300 рублей (а то и дороже), пицца - до 500, какой-нибудь чилийский сибас за 695 руб. Но народу хватает.

- Нет, большинство клиентов, конечно, не с вокзала. С чемоданами к нам редко заходят, - рассказаывает охранник «Планеты суши» Андрей. - Просто место очень проходимое, на Садовом кольце.

- Что ж получается, ресторан не для пассажиров открылся?

- Он для всех, - уточняет официальный представитель дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Дмитрий Писаренко. - Смысл реконструкции вокзалов в том, чтобы сюда приходили и жители ближайщих районов, и люди, которые рядом работают.

- А что им тут делать?

- Как что? Отдыхать. Ну или работать.

На Павелецком недавно открылся мини-офис для фри-лансеров и вообще всех желающих. За 500 рублей в день можно снять себе рабочее место: стол, стул, телефон, интернет. Ноутбук, правда, нужно приносить свой. Захожу. Время девять вечера, но народ работает.

- Юристы клиентов принимают, сотрудники кадровых служб здесь проводят собеседования с претендентами на работу, - рассказывает руководитель проекта Константин Королев. - Ведь огромному количеству людей офис нужен лишь время от времени. А у нас удобно: центр. Не выходя на улицу можно спуститься в метро. В морозы, между, прочим, очень актуально!

В офисе - кухня с микроволновкой и кофемашиной. В переговорной (она сдается за отдельную плату) - портрет энергично жестикулирующего Путина. В общем, гламурно. Но что же сделано собственно для пассажиров? ЧЕМОДАНЫ ПО КАРТОЧКАМ Для пассажиров на вокзале ремонт. В подъезде, откуда выходят к поездам дальнего следования, появились навесные потолки, новые урны и яркие лампочки.

- Тут все время потемки были, а сейчас вон как светло, - рассказывает пассажир Иван Гавриленко, ждущий поезда на Тамбов. - Расписание поменяли, теперь оно яркое, хоть разглядеть можно.

На втором этаже в зале ожидания появились автоматические камеры хранения. Уже не нужно спускаться в цокольный этаж и бродить по полутемным коридорам, а потом стоять в очереди к дюжему грузчику, чтоб получить багаж. Нет, теперь пассажиру продают смарт-карту - аналог 15-копеечной монеты и с ее помощью багаж можно положить хоть на час (50 рублей), хоть на сутки (120). Удобно.

Еще одна фишка - новые двери на входе. Часть из них уже сенсорные, как в супермаркете. Это значит, что уже не нужно, сжимая в руках тяжеленную сумку, толкать дверь плечом - они откроются сами. Поменяли на вокзале и систему вентиляции: воздух стал явно свежее, совсем не вокзальным. Правда... Публика не очень оценила. Вот на лестнице, ведущей на цокольный этаж, в аккурат под табличкой «Курение запрещено», смолит пьяная тетка.

Дурные киоски, увы, никуда не исчезли. На том же цокольном этаже вижу ларек, торгующий бижутерией: фальшивые перстни по 100 рублей, пластмассовые и бесвкусные нательные крестики по 70, матрешки по 50... Зачем пассажирам весь этот мусор? В общем, полноценный ХХI век на вокзале соседствует с 1980-ми годами.

- Нет, нет публика изменилась, - уверяет врач здравпункта Лидия Ненашева. - У нас тут то пьяных бомжей приходилось спасать, то цыганки рожали. А теперь - вполне приличные люди. Все больше с давлением обращаются...

Кстати, сам здравпункт поражает чистотой и евроремонтом. ДУШ ЕСТЬ, НО ПОКА НЕ РАБОТАЕТ В зале пригородных касс поставили новенькие автоматы для продажи билетов, Уже не нужно стоять в очереди в кассу, здорово! Исчезли, словно испарились, вечные бомбилы - я увидел на привокзальной площади только легальные такси. А вот зазывалы никуда не исчезли. «Тамбов, Воронеж, Саратов!» орут мужики, предлагая уехать в эти города на автобусе. Сами автобусы прячутся в ближайших переулках, превращая жизнь местных жителей в сущий ад: посадка и высадка идет идет круглосуточно!

Никуда не исчезли и местные жулики. За час прогулки по вокзалу ко мне несколько раз обратился какой-то мужик, с предложением купить сотовый телефон. Мобильников - наверняка «отжатых» или украденных карманниками - у него была целая багажная сумка.

А символом обновления вокзала стала душевая комната. Просторная, «квадратов» 30, выложенная кафелем, с душевой кабиной и раздевалкой. Для транзитных пассажиров, едущих через Москву, просто праздник души и тела! Одна беда - комната пока не работает. На нее, оказывается, нужно получать особое разрешение в Роспотребнадзоре. В общем, перемены видны, но чтобы вокзал по уровню комфорта напоминал аэропорт, должно пройти еще немало времени. «ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО»

- Смысл всех изменений в том, чтобы вокзалы из ворот города превратились в культурно-досуговые центры, т. е. стали нести социальную функцию, - поясняет Дмитрий Писаренко. - Со временем здесь появятся кинотеатры, бильярд, боулинг, химчистки, прачечные и вообще все, что есть в обычных торговых центрах.

- Но станет ли удобнее пассажирам?

- Разумеется. В ожидании поезда они смогут нормально покушать или развлечься.

- То есть вокзалы становятся коммерческими предприятиями!

- Ничуть. РЖД вообще не имеет цели зарабатывать на вокзалах. Бизнес компании - это перевозка. А все деньги, полученные со сдачи в аренду площадей, на эти же вокзалы и вернутся! Посмотрите: на каждом вокзале в Москве уже есть бесплатный Wi Fi, в залах ожидания мы ставим более комфортные кресла, появляются ситемы кондиционирования, дополнительная охрана, системы видеонаблюдения, обеспечивающие безопасность. И пассажиры не платят за это ни копейки!

- А почему парковка у вокзалов такая дорогая? 150 рублей в час - это круче, чем в аэропорту!

- Во-первых, первые 15 минут, за которые можно встретить или проводить пассажиров, парковка бесплатна. Во-вторых, мы специально установили так называемый «выдавливающий» тариф. Ведь все вокзалы - в центре города, где масса офисов и торговых центров. Если не установить высоких тарифов, люди будут бросать машины у вокзалов и идти по своим делам. А встречающий и провожающий просто не найдет места припарковаться!

- У Белорусского, Савеловского и некоторых других вокзалов до сих пор осталась куча киосков, торгующих шаурмой и контрафактом.

- Мы их активно сносим. Уже убрали от Курского. Павелецкого и Ярославского вокзалов. На месте ларьков будут появляться скверы со скамейками, парковки и остановки общественного транспорта. Бомбил и частные автобусы мы с привокзальных площадей уже убрали. В общем, порядок постепенно наводим. КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

"РЖД повторяет европейский опыт"

- В Италии, Германии, Франции вокзалы - это очень приятное и уютное место с ресторанчиками и бутиками. У нас же они до сих пор были жуткими пустыми пространствами с полулегальной торговлей, мошенниками и бомбилами. Так что РЖД правильно делает, что от всего этого избавляется.

Тут важно не перегнуть палку. Если пустить сюда слишком много арендаторов, то получится теснота и толкучка. Пустить мало - свободные ниши будут заняты теми же ларьками, так что очень важен баланс. Парковочную политику РЖД я тоже поддерживаю. Во всем мире вокзалы - это место ограниченного автомобильного доступа. Случайных машин там просто нет. В кафе или супермаркет на вокзале нужно либо приходить пешком, либо приезжать на метро или такси. А если хотите на своем автомобиле, то придется заплатить, и это правильно. Иначе мы вернемся к недавней ситуации: машины в четыре ряда и не найти места для парковки. ЧТО ЕЩЕ ИЗМЕНИЛОСЬ НА ВОКЗАЛАХ Казанский - открылся супермаркет на 6,5 тысяч квадратных метров и ресторанный дворик на 450 посетителей.

Савеловский - зал ожидания совмещен с рестораном быстрого питания KFC. В ожидании электрички (поезда дальнего следования отсюда не уходят) можно перекусить. Если не хотите, можно сидеть и так - никто не прогонит.

Рижский - появился арт-центр, в котором будут проходить выставки, мастер-классы художников и всевозможные мероприятия для детей.

Курский - появился винный бутик и магазин элитной спортивной одежды Bosco.