Корреспондент «КП» Александра Крылова (на фото - справа, рядом с медиком) готовится к поездке с ветерком и мигалкой.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
НА ВЫЗОВ УШЛО 20 МИНУТ
Недавно в Сети появилось видео, на котором неизвестный москвич заказывает в частной клинике карету «Скорой помощи» - якобы чтобы успеть на важную встречу в Театральном проезде. Многие тогда возмущались: мол, видео ненастоящее, а водитель «неотложки» наверняка друг автора ролика. А настоящие «Скорые» частным извозом не занимаются!
Мы решили проверить, насколько реально в Москве найти бомбил на «неотложке».
Искать клиники, предлагающие услуги частной «Скорой», долго не пришлось: простой запрос в интернет-поисковике выдал мне сразу же добрую сотню компаний.
- Вам «Скорую»? А диагноз какой? - спрашивает девушка-диспетчер по первому номеру.
- Ну, я не то чтобы больна, - начинаю я.
- Мы как такси не работаем, - мгновенно «просекает» мой замысел диспетчер.
Обзваниваю клиники дальше, но с тем же результатом: нет болезни - нет «Скорой». Наконец в девятой по счету конторе клюет.
- Чем болеем? - интересуется вежливый мужчина на том конце провода.
- Ну напишите ОРВИ...
- С таким диагнозом мы вас взять не можем, - мой собеседник берет паузу.
- А с каким возьмете?
Этот вопрос стал своеобразным паролем. Диспетчер «Скорой» наконец понял, что мне от него нужно.
- Вас просто забрать нужно и отвезти? Нет проблем, 4500 рублей, - озвучивает условия сделки мой собеседник.
Забрать меня должны от соседнего с редакцией дома, а отвезти - в кафе на улицу Кузнецкий Мост, 7.
- Там какая квартира? - уточняет диспетчер.
- Где, в кафе? Напишите, что пятая...
- О'кей, это у нас второй этаж? Значит, будет второй! - мой визави входит в роль и подыгрывает мне.
На поиск и вызов ушло 20 минут.
ПО ВСТРЕЧКЕ С ВЕТЕРКОМ
Спустя полчаса мне звонит фельдшер «неотложки». Мое такси - обычный белый микроавтобус с красными крестами на капоте и боках. Женщина-фельдшер услужливо открывает дверь салона и показывает на единственное сиденье. Меня пристегивают ремнем безопасности: «Таков порядок». В салоне две женщины, водитель - в кабине.
- Вы чем-нибудь вообще болеете? - спрашивают медики.
- Да, в общем, нет...
- Ну хорошо, сейчас чего-нибудь придумаем.
Минута уходит на заполнение документов. Наконец трогаемся.
- Мне бы побыстрее, - прошу водителя.
- Попробуем, - ухмыляется он и тут же включает мигалку с сиреной.
Наш маршрут длиной всего восемь с половиной километров. В момент, когда я сажусь в машину, в Яндекс.Картах он почти полностью окрашен в красный цвет. Суета, вечер, пробки.
Впрочем, мой водитель свои деньги отрабатывает честно: на всем пути следования сирена с маячком почти не выключалась. От постоянного «виу-виу» у меня начинает раскалываться голова - и как они так ездят целыми днями?
В первую пробку встаем на третьем транспортном кольце, в районе Савеловского вокзала: съезд в центр плотно забит автомобилями. Не беда: для таких случаев у «Скорой» есть еще и «крякалка». Подвывая и покрякивая, проталкиваемся на Новослободскую улицу всего за минуту - конечно же, по встречке!
До метро «Менделеевская» мчимся со скоростью около 100 километров в час - здесь, на удивление, свободно. На каждой, даже небольшой ямке машина подпрыгивает, и металлическая каталка в углу оглушительно гремит.
Уходим налево, в сторону Самотечных переулков, и снова упираемся в пробку. Объезжаем по полосе встречного движения - автомобилисты послушно уступают нам дорогу. Проскакиваем на красный, еще раз на красный, и мы уже на Петровке.
ОТ «ДИНАМО» ДО «КУЗНЕЦКОГО МОСТА» - ЗА 15 МИНУТ
На Рождественке, как всегда, не протолкнуться. Медленно ползем на двойной сплошной - водители не торопятся уступать нам дорогу.
- И так всегда! - ворчит водила. - Ладно вы, чай, не умрете, а когда я человека с инсультом везу или с ножевым? Там каждая минута на счету.
Но вот мы наконец на месте.
- С вас 4800, - говорит фельдшер.
- Так мы же на 4500 договаривались! - пытаюсь возразить я.
Бесполезно: медики настаивают, что диспетчер просто ошибся. В итоге им достается еще и на чай: говорят, что сдачи с пяти тысяч у них нет.
- Я вам вегетососудистую дистонию написала, - говорит дама-медик, протягивая мне квитанцию об оказании «скорых медицинских услуг».
- Спасибо. Надеюсь, у меня ее никогда не будет!
Пожелав друг другу здоровья и удачных выходных, мы прощаемся. Довольны все: медики отработали липовый заказ и получили свой процент с суммы. А я промчалась 8,5 километра всего за 15 минут!
Сервис Яндекс.Карты сообщал, что на обычной машине я бы проехала это расстояние за 50 минут. По факту, учитывая реальные пробки, я бы встряла на час-полтора.
Кстати, метро мы не обогнали. От «Динамо» до «Кузнецкого моста» я бы также ехала 15 минут - но ведь до этого метро еще нужно добраться. Пока дождешься маршрутку, пока доползешь по заторам - уйдет еще минимум 15 минут.
Получается, что поездка на «Скорой»-такси - минимум в три раза быстрее, чем на обычной машине, и в два раза быстрее, чем на метро.
Только повторять этот опыт я не хочу и никому не советую. Машины «Скорой», на которой вы спешите на такую важную встречу, может не хватить тому, которому она действительно нужна. И потом, если каждый будет на «Скорой» разъезжать - кто ж ей будет дорогу уступать?!
Столичные автомобилисты и сегодня не очень-то охотно пропускают «неотложки», а если разуверятся в том, что внутри находится больной, совсем перестанут это делать. Так что, если очень торопитесь, не пренебрегайте метро. Пусть немного дольше - зато с чистой совестью.
КОМПЕТЕНТНО
Юрий ШУЛИПА, юрист: «Правила не нарушены»
- Использование машин «Скорой» в качестве такси - довольно серьезная проблема, но она лежит вне зоны правового регулирования. Дело в том, что правил дорожного движения такие «Скорые» не нарушают: перед тем как выехать на встречку и проскочить на красный, они включают проблесковый маячок и сирену. С другой стороны, не нарушают они и лицензию, выданную Минздравом, - этот документ касается конкретно оказания медицинской помощи, а не использования транспорта. Так что сейчас реальных механизмов контроля и наказания «фельдшеров»-бомбил просто нет. Его надо создавать. Пока же это вопрос медицинской этики и совести.
ОФИЦИАЛЬНО
КОММЕНТАРИИ ГИБДД...
«Нас и так ругают, что машины с больными останавливаем»
Борется ли дорожная полиция со «Скорыми»-такси? С этим вопросом мы обратились в Управление ГИБДД по Москве.
- С какой стати мы должны останавливать «Скорые», спешащие с включенной сиреной и проблесковым маячком на вызов? - заявили «КП» в пресс-службе ведомства. - Ну хорошо, остановит инспектор машину - а как он определит, болен человек или нет? К тому же нас и так часто критикуют, что мы эти «Скорые» останавливаем. А вдруг там в этот момент умирающий находится и счет идет на минуты? Контролировать таких «таксистов» должны службы собственной безопасности частных клиник.
...И РОСЗДРАВНАДЗОРА
«Запрета на извоз у клиник нет»
- Контроль за соблюдением условий лицензии осуществляет Департамент здравоохранения города Москвы, - говорит Дмитрий Павлюков, начальник отдела контроля качества оказания медицинской помощи населению Управления Росздравнадзора по городу Москве и Московской области. - Только я сомневаюсь, что какие-либо лицензии для частных клиник предусматривают запрет на перевозку здоровых граждан.