Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Наука21 августа 2013 10:10

Не Мона и не Лиза

На знаменитом портрете работы Леонардо да Винчи изображена совсем другая женщина - любовница герцога Медичи
Станислав СМИРНОВ

Итальянские археологи, проводившие раскопки в заброшенном флорентийском монастыре Святой Урсулы, нашли несколько женских скелетов. Не исключено, что один из них принадлежит Лизе Герардини, похороненной здесь в 1542 году. Той самой Лизе, жене Франческо дель Джокондо, с которой Леонардо да Винчи в свое время писал портрет.

Для идентификации скелетов был также вскрыт семейный склеп Джокондо, откуда будут взяты генетические материалы останков сына Лизы - Пьеро. Сравнение генных характеристик Пьеро c соответствующими характеристиками женских скелетов, найденных в монастыре, позволит выявить останки его матери.

Если среди останков будет найден череп, то окажется возможным реконструировать лицо Лизы. И тогда, возможно, будет решен вопрос: действительно ли с нее Леонардо написал, наверное, самый знаменитый портрет, украшающий ныне Лувр. Однако результат исследования может быть самым неожиданным. Например, выяснится, что настоящая Лиза Джокондо изображена совсем на другом портрете работы Леонардо.

Раскопки в монастыре Святой Урсулы

Раскопки в монастыре Святой Урсулы

Госпожа Джокондо

Прежде, чем говорить о портрете Лизы, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, определимся с ее социальным статусом. Лизин муж был вполне обеспеченным и уважаемым человеком и обращаться к его жене следовало «monna Lisa», то есть «госпожа Лиза». Так оно и пишется в солидных изданиях на итальянском и французском языках. Раньше так же писалось и на русском языке. Но постепенно русские (и американцы тоже) почемуто сократили одну буква «n» и получилось «мона/mona». Такое слово в итальянском языке тоже есть и означает оно, извините за выражение, «женский половой орган». Вот какой получился казус от сокращения одной буквы! Поэтому если мы не хотим оскорблять память весьма достойной женщины, то от слова «мона/mona» в данном контексте следует навсегда отрешиться и по-русски следует писать «монна Лиза». Или, что логичнее, «госпожа Лиза».

Итак, когда госпожа Лиза родила второго сына (всего у нее было 6 детей), был куплен новый дом. Леонардо да Винчи, который в то время жил во Флоренции уже имел репутацию корифея. Он взялся написать портрет хозяйки дома, которой в то время было 24 года.

Леонардо выполнил заказ и в 1506 году уехал в Милан. Когда в 1550 году художник и историк искусств Джоджо Вазари (1511-1574) опубликовал свой труд, посвященный истории искусства, в разделе «Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора» об этой картине написал так: «Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, монны Лизы… Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться, ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. … В этом портрете Леонардо была улыбка, настолько приятная, что он казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».

Глубина впечатления Вазари от портрета наводит на мысль, что он видел портрет своими глазами. И действительно, между 1524 и 1537 годами он несколько лет жил и работал во Флоренции. Поэтому у него была возможность видеть портрет госпожи Лизы и общаться с ней самой, так как она ушла в монастырь Святой Урсулы только в 1538 году.

Также ясно, что когда в 1516 году Леонардо навсегда уезжал во Францию, увозя с собой несколько картин, среди них никак не могло быть портрета г-жи Лизы. И только к моменту написания «Жизнеописания…» (1546-47 гг.) портрет уже находился в коллекции короля Франции Франциска I. Вазари писал свой труд, когда со дня смерти Леонардо не прошло и 30 лет и были живы прямые свидетели жизни великого флорентийца. Поэтому достоверность слов Вазари не может вызывать никаких сомнений. В частности, после встречи в 1566 году с Франческо Мельци - учеником и наследником Леонардо, Вазари внес во второе издание своего труда правки, но описание истории создания портрета госпожи Лизы не было затронуто.

Вазари не описал сюжет, поразившего егопортрета. Но это можно восстановить из других источников. Художник и историк искусства Джованни Паоло Ломаццо в 1584 году издал «Трактат об искусстве живописи», в котором с учетом сведений, полученных от Франческо Мельци, указал, что портрет Лизы Джокондо Леонардо написал в виде весны. В то время был популярен сюжет картин, на которых изображалась молодая красивая женщина в костюме богини весны и юности Флоры - с цветами и с наполовину обнаженной грудью. Эти картины имеют разные названия - "Флора", "Весна" и др. Но главное свойство, отличающее творение Леонардо от других картин на такой сюжет, это – чудесное качество его живописи.

Другое свидетельство дал священник Пьер Дан, который после осмотра в Фонтенбло одной из леонардовых работ в 1642 году прямо записал, что на этом чуде живописи изображена не куртизанка (такое впечатление могло возникать из-за наполовину обнаженной груди), а вполне добродетельная монна Лиза Джокондо.

В 1651 году французский исследователь дю Френ предварил издание Леонардовского «Трактата о живописи» кратким жизнеописанием автора и его творений, в котором он пишет: «Не следует опускать и Флору, написанную с удивительной прелестью и имеющую действительно божественный облик, которая хранится в Париже и находится в руках частного лица».

Позже эта картина переместилась в галерею нидерландских королей. В 1769 году в каталоге аукциона в Париже одна из картин с таким сюжетом была прямо названа произведением Леонардо да Винчи и "Джокондой".

В музеях мира есть несколько подобных произведений, но наиболее совершенной из этого ряда является картина под каталожным именем "Винчи (Леонардо да). Коломбина", приобретенная в 1850 году для петербургского Эрмитажа при распродаже собрания нидерландского короля Вильгельма. Никаких сомнений относительно автора у смотрителя картинной галереи Эрмитажа Ф.Бруни и других специалистов не было. А с учетом мнения Джованни Паоло Ломаццо, Франческо Мельци и Пьера Дана, получается, что это и есть настоящий портрет Лизы Джокондо. Глубокое исследование, проведенное известным искусствоведом Матвеем Гуковским, подтвердило такой вывод.

"Коломбина" из Эрмитажа: возможно, что именно так выглядела Лиза Джокондо

"Коломбина" из Эрмитажа: возможно, что именно так выглядела Лиза Джокондо

Изображенной женщине действительно свойственна удивительная прелесть и божественный облик. Она молода, красива и вполне соответствует каноническому виду богини весеннего расцвета природы. Она сама подобна цветкам коломбины, которые держит в руках. Было только единственное сомнение - на обороте была надпись на греческом языке: Франческо Мельци. Но эту надпись не видел ни Вазари, ни Ломаццо, ни Дан, а увидели ее только в XVIII веке. Значит, эту надпись через два века сделал неискушенный перекупщик картин. Ныне настоящий портрет монны Лизы Джокондо работы Леонардо да Винчи находится в петербургском Эрмитаже. Наверное, картина ждет своего звездного часа, когда наступит прояснение в мозгах людей.

Чей портрет находится в Лувре?

Леонардо да Винчи сильно удивился бы, узнав, что через несколько веков после создания этот женский портрет, являющимся жемчужиной Лувра, многие люди станут называть Джокондой. Он бы объяснил, что на самом деле портрет им написан в Риме по заказу Джулиано Медичи и писал его с совсем другой женщины.

В мае 1513 года под именем Льва X на папский престол был избран Джованни - сын Лоренцо Великолепного Медичи, знаменитого флорентийского общественного деятеля и покровителя искусств. Непосредственным покровителем Леонардо, приехавшего по этому случаю в Рим из Милана, стал младший брат папы герцог Джулиано Медичи, который захотел иметь портрет своей давнишней любовницы Пачифики Брандано, имевшей от него ребенка. В итоге двухлетней неспешной работы стало видно, что получилось выдающееся произведение искусства. Но тут вмешалась политика - для укрепления дружбы с Францией состоялась женитьба герцога Джулиано на французской принцессе Филиберте Савойской. И поэтому, не желая афишировать перед женой свои добрачные связи, заказчик не смог принять портрет своей содержанки. Более того, здоровье Джулиано скоро после свадьбы пришло в полный упадок и умирающий герцог оставил практически законченный портрет художнику в качестве вознаграждения за хорошую работу. Когда в 1516 году «божественный» Леонардо по приглашению короля Франциска I уезжал во Францию, в его багаже был и этот портрет.

А это, на самом деле, не Лиза, а Пачифика - любовница Джулиано Медичи

А это, на самом деле, не Лиза, а Пачифика - любовница Джулиано Медичи

Поклонник великого прославленного художника французский король окружил его почетом и вниманием, предоставив ему замок Клу на берегу Луары вблизи королевской резиденции Амбуаз. Леонардо проектировал пышные празднества, новый королевский дворец, канал между реками и продолжал работать с картинами, которые привез из Рима. Наибольшее время он уделял портрету Пачифики, притягивавшего его, как магнит. Как-то его посетил кардинал Арагонский. Секретарь кардинала скрупулезно записал, что мастер показал три совершенные картины: "одну с натуры некой флорентийской дамы, сделанной по просьбе сына покойного Лоренцо Великолепного, другую - изображение юного Иоанна Крестителя, а также Мадонну с младенцем". После смерти мастера Франциск I получил портрет дамы. В королевском каталоге 1692 года картина имела имя "Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи".

Голову женщины на портрете покрывает вуаль. Так почемубы не считать, что это тот самый "Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи"?

Голову женщины на портрете покрывает вуаль. Так почемубы не считать, что это тот самый "Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи"?

Вуаль на голове дамы была траурной в память о рано умершем муже – испанском дворянине Брандано. Статус вдовы ее совсем не смущал: она имела веселый нрав и приятные внешние данные, поэтому была украшением любой компании. Правда, далеко не всем она нравилась, особенно на портрете Леонардо в окружении сурового неземного пейзажа. Многим и при ее жизни, и уже в наше время она кажется подобием сирены, поющей волшебные песни и забирающей жизнь своих поклонников. Так и в жизни все, кто близко соприкасался с этой роковой дамой – муж Брандано, любовник Джулиано, сын Ипполито – умерли молодыми. Да и сам Леонардо, как только с ней встретился, стал резко терять здоровье. Отъезд во Францию не исправил ситуацию – продолжение работы над роковым портретом делало свое черное дело и через три года художник закончил свой земной путь.

Надо отдать шедевру титана Возрождения должное. Вовсе не красотой блещет эта совсем не юная женщина. И вовсе не ее странная, косая улыбка выделяет этот портрет среди многих других. Уникальная особенность портрета заключена в том, что красками на доске передан не только облик физического тела, но и ее сокровенная сущность – ее душа с роковыми особенности. Именно это делает портрет Пачифики живым существом, до сих пор воздействующим на подсознание людей, пытающихся разгадать ее тайну. Поэтому загипнотизированным она представляется идеалом женщины или даже Мадонной, а не поддающиеся гипнозу видят ее злым созданием, забирающим здоровье своих поклонников.

Недаром роковой портрет неоднократно подвергался нападениям вандалов. А однажды он даже был украден и только через два года возвратился на место, причем это происшествие невероятно возвысило авторитет картины. Но еще задолго до этого в общественном сознании возникла аберрация относительно того, кто здесь изображен. Иначе невозможно объяснить, с чего это вдруг "Портрет придворной дамы с вуалью из кисеи» получил совсем другое название, прикрывшись именем добропорядочной г-жи Лизы. Ведь абсолютно никаких реальных оснований для этого нет. Многие исследователи искусства категорически отвергают нынешнее название этого портрета. Наиболее правдоподобна версия Пачифики Брандано, в свое время выдвинутая Карло Педретти, которой придерживается и автор этой статьи. Эта версия не единственная. Есть предположения о том, что моделью знаменитого портрета была Констанца д”Авалос, Катерина Сфорца или даже сам Леонардо в женском обличии. Но у всех этих версий гораздо меньше оснований.

Что делать дальше?

Теперь представим себе, что итальянские исследователи нашли череп г-жи Лизы Джокондо, а реконструкторы синтезировали ее лицо в трехмерном виде. Но это лицо нужно оформить, по крайней мере, в двух видах – в виде кудрявой эрмитажной Коломбины и в виде луврской Джоконды с прямыми волосами и выбритыми бровями. (Интересно, не могут ли генетики определить, какие волосы были у г-жи Лизы - кудрявые или прямые?) И при этом не забыть наложить вуаль. А специально для любителей трансвеститов синтезированное лицо можно оформить в виде молодого Леонардо да Винчи. Даже не представляю себе, каких высот достигнут ставки на тотализаторах…

На кого же лицо будет похоже больше всего? По моему мнению, наилучшее совпадение следует ожидать с Коломбиной. Но здесь есть проблема. В свое время в Эрмитаже перенос красочного слоя Коломбины с доски на полотно был выполнен не очень качественно. Возможные из-за этого геометрические искажения подлинника могут помешать достоверно определить степень ее корреляции с синтезированным лицом г-жи Лизы.

Череп госпожи Лизы, возможно, уже найден. На фото: останки, извлеченные из захоронения в монастыре Святой Урсулы

Череп госпожи Лизы, возможно, уже найден. На фото: останки, извлеченные из захоронения в монастыре Святой Урсулы

Тем не менее, нужно двигаться в выбранном направлении и решать проблемы по мере их возникновения. А археологам, генетикам и реконструкторам остается пожелать скорейшего завершения работы. Ведь многие любители изобразительного искусства ждут результата с нетерпением. И еще нужно заметить, что сотрудникам Лувра нечего опасаться необходимости изменения подписи под портретом Джоконды. Ведь независимо от этого Лувр был и остается держателем совершенно уникального в мире художественного произведения, которому титан Возрождения придал рекордные по энергии свойства живого существа.

О раскопках в монастыре Святой Урсулы во Флоренции читайте "Число скелетов Моны Лизы достигло 7 штук"