Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды10 февраля 2015 19:59

Назад в будущее

На Берлинском кинофестивале состоялась премьера фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками»
Действие картины Германа-младшего разворачивается в недалеком будущем

Действие картины Германа-младшего разворачивается в недалеком будущем

Действие картины Германа-младшего разворачивается в недалеком будущем (2017) и даже содержит несколько симпатичных и остроумных его подробностей, типа бытовых роботов и изысканной, сливающейся с туманом архитектуры. Но отточенный долгими годами ретростиль Германа настолько живуч, что «фантастика», при всей лаконичной убедительности ее исполнения, кажется увиденной им из прошлого: режиссер иронично (ирония и юмор вообще очень к лицу Герману, хотя их от него и не ждешь) заигрывает с киношными представлениями о «будущем», распространенными в те времена, когда цифра 2017 казалась такой загадочной и недостижимой.

Германовское ретро перетекает в ненатужный, ненавязчивый «футуризм» столь же плавно, как будущее в России то и дело легко и свободно перетекает в прошлое, и никогда не наоборот. Разницы между 2017 и 1991, куда в одной из новелл неожиданно «проваливается» действие, почти не чувствуется (при том что вопросов по части достоверности и близко не возникает). В разряженном воздухе, полном тумана и холода, традиционно пахнет вялотекущей грозой и очередным предвкушением кровавого морока, а разряды электричества вот-вот поразят угрюмо нависшие облака. Впервые сняв кино «на современном материале», Герман сыграл на опережение, из своего «далека» прозрев не только будущее, но и «всегдашнее»: долго снимавшаяся картина вполне снайперски угадала вплотную надвинувшуюся атмосферу распада, предчувствие уже идущей войны и предощущение беды, тлеющей где-то за кадром. И во всех подробностях живописала этот вязкий и пресный декаданс разложения.

На Берлинском кинофестивале состоялась премьера фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками»

На Берлинском кинофестивале состоялась премьера фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками»

Пересказать содержание семи новелл, связанных друг с другом финальной главой, не нужно и невозможно. Это кино в чистом, практически бессюжетном виде, сделанное как из собственных мыслей и ощущений, так и из «чужого» кино. Понятно, что Герман находится под глубоким впечатлением от старого «авторского кино» и нисколько этого не скрывает - да и попробовал бы он это сделать с такой фамилией и наследством. В его авторском почерке легко угадываются приметы стиля не только его выдающегося отца, но и Феллини, Антониони, Хуциева и прочих великих монстров кинематографического хардкора 1960-х годов. А стриженная под мальчика, немая Чулпан Хаматова в коротком трагическом эпизоде напоминает то ли дурочку из «Андрея Рублева», то ли еще что-то столь же прекрасное, эфемерное и величественное, что, возможно, даже не было снято и что еще нужно додумать или дофантазировать.

Это кино в чистом, практически бессюжетном виде, сделанное как из собственных мыслей и ощущений, так и из «чужого» кино

Это кино в чистом, практически бессюжетном виде, сделанное как из собственных мыслей и ощущений, так и из «чужого» кино

ЕЩЕ КОЛОНКИ АВТОРА

Однажды укушенные

Показанный в «Панораме» фильм Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои» - попытка использования кино в качестве средства психоанализа с целью разобраться с тревожащей автора немощностью последнего поколения советских детей (подробности)

От деменции до импотенции

Вот английская вещь «45 лет», режиссер Эндрю Хэй 1973 года рождения, с прекрасной Шарлоттой Рэмплинг в роли пенсионерки, аккурат перед празднованием очередной годовщины свадьбы со сверхунылым супругом узнавшей, что у того, подлеца, полвека (!) назад была невеста, которая погибла в швейцарских Альпах (подробности)