Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Общество3 апреля 2015 22:00

Ради своих детей отец в одиночку ухитрился превратить государственную школу в собственную: КЛАССный папа!

Москвич Павел Максименко бросил вызов отечественной системе обучения
Павел Максименко: папа, который может все что угодно. Фото: личный архив.

Павел Максименко: папа, который может все что угодно. Фото: личный архив.

САМО-УЧИТЕЛЬ

- С тех пор как начались эти школьные метания, мой доход очень упал, - говорит мне Павел. - Из обеспеченного бизнесмена, ресторатора я стал тем, про кого говорят: «Чтоб тебе жить на одну зарплату».

Максименко нисколько не сожалеет ни о финансовых потерях, ни о том, что почти десять лет провел в школе вместе со своими детьми. Если точнее, сам стал для них школой.

О странном папе, бросившем вызов отечественной системе обучения, мне рассказали в Департаменте образования Москвы. Удивительно: говорили о нем не с осуждением, а с явным уважением. Хотя логично, если бы было наоборот:

- Максименко все делал четко по закону. И при этом организовал в обычной школе для своих детей, по сути, индивидуальное обучение!

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО «ОПЯТЬ ДВОЙКА»

Обычно в семье движущая сила - это мама. А в этой роль локомотива взял на себя папа Максименко... Как и все родители, он хотел для своих детей только самого лучшего. Тем более что их у него двое - близняшки Соня и Лева...

Вот только мы обычно толком не понимаем, как оно выглядит - это самое лучшее. А вот формулировки Максименко были четкие - дети должны учиться там, где им радостно и интересно. Вопрос: как такую школу найти?

- В России невозможно просто прийти в школу и узнать, чего она стоит на самом деле, - объясняет Павел. - Вам покажут отчеты, грамоты. Но насколько детям там хорошо, вы не узнаете никогда. И в 2003 году я за полторы тысячи долларов нанял детективное агентство, которое собрало данные о близлежащих школах. И выбрал из них одну подходящую - школу № 1716 под названием «Эврика-Огонек».

В ней учителя любили детей и заданиями не перегружали, в кружках и секциях кипела жизнь. Вроде бы цель достигнута! Но тут Максименко понял: школа это не только уют и веселье. Здесь еще и учить должны! С этим в доброй «Эврика-Огонек» было сложно. Это трудно - и детишек гладить по головке, и требовать серьезно учиться.

- Я понял, что ситуацией в школе надо управлять самому, - объясняет Павел Юрьевич. И он идет на второй, абсолютно неожиданный шаг - он стал неформальным руководителем класса. Директриса, хоть и не привыкла к такому, решила рискнуть и довериться папе-активисту.

- Классную руководительницу нам дали совсем неопытную, только после вуза. И мы с ней договорились: с каждой проблемой сперва ко мне! - вспоминает он.

Когда чужие дети устраивали драку, Максименко сам успокаивал их родителей. Если у кого-то не ладились отношения с учителем, конфликт заглаживал тоже он. Он же стал подбирать учителей для класса... Тоже неформально - кого отговаривал, а кого, напротив, уговорил.

Соня (в кружке справа) и Лева Максименко вместе с учителем литературы Мариной Жарской (вверху) перевернули вверх дном всю систему образования. Фото: личный архив.

Соня (в кружке справа) и Лева Максименко вместе с учителем литературы Мариной Жарской (вверху) перевернули вверх дном всю систему образования. Фото: личный архив.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ПО КОНАН ДОЙЛЮ?

От уроков литературы дети рыдали. Их заставляли учить длиннющие баллады с кучей непонятных слов.

- Я стал искать другого учителя. И до меня дошли слухи о Марине Жарской, которая преподает по методике Стрельцовой - Тамарченко. Стал уговаривать ее взять наш класс, а она вежливо посылала. Тогда я пошел другим путем - ныл и жаловался так, что другие словесники от нашего класса отказались. И Марине ничего не оставалось, как согласиться.

СПРАВКА «КП»

Программа чтения Стрельцовой - Тамарченко разработана профессорами Российского государственного гуманитарного университета. В начальной школе дети читают мифы Скандинавии и Древней Греции, знакомятся с европейскими и русскими народными сказками. В подростковом возрасте читают приключения, фантастику, детективы - романы Конан Дойля, Дефо, Майн Рида. На книгах, которые ребенку интересны, отрабатывается умение работать с текстом. И лишь в 8 - 9-м классах, когда у ребят уже развита привычка и любовь к чтению, начинается изучение классической литературы.

На встречу со мной Максименко пришел... с той самой Мариной Жарской. Она, поначалу сопротивлявшаяся напору Максименко, со временем поняла: желание Павла изменить школу совпадает с ее собственным пониманием школьной жизни.

С КАКОЙ СИЛОЙ ТОКА ЗЕВС МЕТАЛ МОЛНИИ?

Но подбирать так каждого педагога - до 11-го класса не управишься. И Павел решил, что дети должны углубленно заниматься музыкой, живописью и литературой. Остальное приложится.

- Когда я с детьми проходила древнегреческую мифологию, у них появлялись вопросы по физике, - подхватывает Марина. - Сколько вольт у Зевса в молниях? Какого роста должен быть Атлант, чтобы удержать на плечах весь мир? Вот тут и нужен был физик: объяснять понятия, пока у детей возник интерес к ним. Но школа не готова устанавливать связи между разными предметами.

В конце концов Павел и Марина решили оставить учебную программу в покое. Забирать детей из школы Павел не хотел, а перестроить же систему образования им оказалось не под силу. И они стали учить детей по-своему.

Класс, где учились Соня и Лева Максименко, отсиживал уроки, а после обеда у них начинались экскурсии, походы в театр, встречи с поэтами, писателями и бардами. Для этого родителям пришлось прошерстить телефонные книжки. Оказалось, что правило шести рукопожатий (теория, что любые люди на земле знакомы через своих знакомых) действительно работает...

- Класс ездил попить чаю на дачу к Борису и Александру Мессерерам - мужу и пасынку Беллы Ахмадулиной, - приводят примеры Павел и Марина. - Актерским мастерством с ребятами занимался актер Эрвин Гааз. В Театр на Таганке дети ходили, как к себе домой, общались с Любимовым за кулисами. Учили древнегреческий...

ГЕОГРАФИЯ НЕ ПО ГЛОБУСУ

Но тут в «Эврика-Огонек» сменился директор, и странному классу перекрыли кислород. Пришлось эмигрировать! «Политическое убежище» нашлось в школе № 2010. Но по дороге часть учеников сбежала - бурная жизнь оказалась не под силу. В первую очередь родителям.

- У нас все было устроено так, чтобы родители занимались с детьми, тратили на это силы и время, - объясняет Марина. - Но далеко не всем есть что дать детям. Проще спихнуть все заботы на школу.

Из тех учеников, кто был с самого начала, осталось всего четверо, включая двоих детей Максименко. Формально они числились в классе со всеми остальными, но настоящая учеба у них начиналась во второй половине дня.

Обычные уроки стали неважны. Ведь рычаги и блоки можно изучать по декорациям в театре! А махнуть на Алтай на две недели - продуктивнее, чем отсидеть это время на географии. Математику брали штурмом за две недели до экзамена, зато в литературу погружались с головой.

ЧТО ДАЛ ЭКСПЕРИМЕНТ

Когда ушли со школьного двора

В прошлом году эксперимент Максименко (в том числе над собственными детьми) закончился. Ребята получили аттестаты за 9-й класс и разошлись кто куда. Одна ученица поступила в театрально-технологический колледж, другая ушла в частную школу. Лева и Соня Максименко стали студентами Международного киноколледжа - зачислены на актерский и операторский факультеты. На экзамене по актерскому мастерству Леве хватило всего двух строчек стихотворения, чтобы поступить. А когда ребята показали отличный результат на выпускном экзамене в 9-м классе, родители даже удивились - ведь от них этого никто и не требовал.

Я не спрашивала Максименко, доволен ли он тем, что получилось. По тому, как он гордо рассказывал о своих детях, и так было понятно - да. Ребята будут с радостью вспоминать, сколько важного и интересного происходило в их школьные годы. Они научились учиться, работать над собой, правильно распределять время.

И вот тут контрольный вопрос уже другим родителям: а у ваших детей школа оставила такие же навыки и впечатления?

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

Я тоже против шаблонов

- Для многих стран это рядовая ситуация. Родители влияют на содержание образования. Учитель литературы, например, сам решает, какие произведения надо изучать. Часто дети сами выбирают, что будут читать.

В нашей стране с 1933 года введены типовые программы - в каждой школе страны один и тот же учебный материал, без учета интересов детей и родителей. Это, на мой взгляд, негативно влияет на качество образования. Ведь возможность изучать то, что интересно, очень важна для самостоятельности будущих граждан.

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

- Знаете, я думал, что мы уже не сможем повторить этот опыт, - ожил мой телефон за пару дней до выхода номера. - Но я был не прав! Наш эксперимент заинтересовал одну московскую школу! И сейчас мы с Мариной пробуем начать все снова...