Премия Рунета-2020
Красноярск
+12°
Boom metrics
Происшествия17 апреля 2015 1:48

Все дома и инфраструктуру в Хакасии должны восстановить к 1 сентября

Президент ответил на вопросы погорельцев [фото, видео]
Все дома и инфраструктуру в Хакасии должны восстановить к 1 сентября

Все дома и инфраструктуру в Хакасии должны восстановить к 1 сентября

Фото: Мария ЛЕНЦ

Во время прямой линии с Владимиром Путиным не мог не прозвучать вопрос из Хакасии. Задала его жительница села Вершино-Биджа Надежда Макарова:

- У нас в деревне сгорело 8 домов. Ждать ли нам помощи? У людей ничего не осталось, им очень тяжело… - голос Надежды срывается, она начинает плакать. - Мы ждем от вас помощи… помогите!

- Я разговаривал с губернатором Хакасии, перед ним поставлена задача восстановить все объекты инфраструктуры и построить все дома к 1 сентября этого года, - ответил президент. – Всем пострадавшим будет выплачено 10 000 рублей. 1 миллион рублей получат семья погибших. 100 000 рублей выплатят тем, кто полностью утратил свое имущество, 50 000 – тем, кто утратил имущество частично. Но в Хакасии речь, как правило, идет о полной потере имущества, потому что там сгорело все. В случае получения легкого либо среднего вреда здоровью человеку выплатят 200 000 рублей, в случае тяжелых последствий - 400 000 рублей. Для восстановления домов, а их сгорело 1400, из федерального бюджета потребуется 5-6 миллиардов рублей. Для выплаты компенсаций – еще 1-1,5 миллиарда. Но прежде будет произведен тщательный подсчет. При этом первые компенсации должны быть выплачены в самое ближайшее время.

Ратовала за соседей

Это воскресенье Надежда Макарова с мужем запомнит надолго. Случайно они увидели, что горит дом напротив. Выскочили на улицу – а там бегают соседские телята. Животные метались в ужасе, не понимая, что случилось.

- Ничего не было видно, жар стоял страшный, - Надежда Макарова до сих пор все вспоминает с содроганием. – Разгоралось все моментально, буквально за полчаса огонь охватил восемь домов… Раскаленный шифер летел с треском во все стороны, как во время бомбежки.

Макаровы помогали соседям тушить огонь. Восемь домов сгорели. Свой – отстояли, не удалось спасти только надворные постройки.

То, что их дом уцелел, Макаровы считают настоящим чудом. Тогда всем казалось, огонь идет такой сильный, что его не остановить.

Задавая вопрос президенту, женщина, получается, беспокоилась и ратовала не за себя – за соседей. Надежда плакала, рассказывая о беде тех, с кем прожила на одной улице много лет.

- Они же мои соседи, - Надежда снова едва сдерживает слезы. – Мы все очень дружим, помогаем друг другу. Вот и теперь я решила им помочь…

Электричества в доме Макаровых нет до сих пор. Поэтому о том, что видеообращение прозвучало на прямой линии с президентом, Надежда узнала, когда ей позвонили. По радио успела захватить последний «кусочек» ответа Путина.

- Я услышала, что Владимир Владимирович сказал: помощь нам уже выслали, а до 1 сентября людям должны построить новые дома, - говорит Надежда. – Ну раз уж президент сказал, значит, так и будет!

Чем живет сгоревшая республика?

Здесь все сейчас, как в фильмах про войну. Поселки, превращенные в руины, сводки о потерях, потрясенные лица. Но не только. После катастрофических пожаров Хакасия начинает оживать. Шаг за шагом.

До 12 апреля в Красноярском крае и Хакасии считали, что самый страшный пожар был в 2003 году в селе Казачинское. Тогда от одной искры разгорелось такое пламя, которое буквально за час уничтожило 55 домов. Незадолго до этого в поселковом храме заплакала икона. Удивительно, но где-то за месяц до хакасских пожаров на этой же иконе из глаз Девы Марии и младенца Иисуса снова потекли слезы!

За сутки сгорели почти полторы тысячи домов. Без крыши над головой остались больше пяти тысяч человек

За сутки сгорели почти полторы тысячи домов. Без крыши над головой остались больше пяти тысяч человек

Фото: Мария ЛЕНЦ

Прихожане опасливо крестились и считали это предупреждением о новых бедах. Уверен был в этом и настоятель Свято-Троицкого храма в Казачинском отец Виктор.

- Я тогда еще сказал: плачет Богородица неспроста, - говорит отец Виктор. – Будет ниспослано нам очередное испытание, чтобы проверить на выносливость и человечность…

Число погибших увеличилось

Так и случилось. 12 апреля почти четыре десятка сел и деревень были сметены стеной огня. Из-за пала травы и ураганного ветра некоторые выгорели почти полностью. Пламя шло сплошным фронтом, в человеческий рост. Дома вспыхивали, как факелы. Но люди пытались отстоять улицу за улицей. С пожарами удалось справиться только на следующий день.

Позже выяснится, за сутки сгорели почти полторы тысячи домов. Без крыши над головой остались больше пяти тысяч человек. Пожары унесли жизни 29 людей, еще трое числятся пропавшими без вести. Пострадали около 1200 – все обратились за медицинской помощью.

Казалось бы, скупые цифры. Но за ними судьбы. Тех, для кого страшная дата 12 апреля разделила жизнь на «до» и «после».

В Москву спецбортом

В первые же дни в красноярскую краевую больницу доставили десятерых пострадавших с наиболее тяжелыми повреждениями. Главный ожоговый хирург России, руководитель института хирургии имени Вишневского Андрей Алексеев, осмотрел их лично. Для этого он срочно прилетел в Красноярск.

Четырех самых «тяжелых» забрал с собой в столицу – спецбортом МЧС. Они будут лечиться в его институте. Кстати, пациенты долетели благополучно – их состояние не ухудшилось.

А ночью 16 апреля в наш ожоговый центр привезли еще одного пострадавшего. Он в очень тяжелом состоянии – обожжено 50% поверхности тела. Так что в больнице находятся 7 человек из Хакасии: четверо - с ожогами средней степени, трое – в реанимации.

Завалы расчистят на субботнике

А что же в самой Хакасии? Здесь открывается штаб по организации восстановительных работ. Он будет круглосуточно принимать звонки от пострадавших. Сюда можно будет обратиться и уточнить, где и какая требуется помощь.

Кроме того, погорельцев поддерживает целый штат психологов – больше 30 человек. А волонтеры помогают им разбирать завалы и разгружать фуры с гуманитарной помощью. Они приходят сюда со всей страны.

12 апреля почти четыре десятка сел и деревень были сметены стеной огня Фото: пресс-служба МЧС России по республике Хакасия

12 апреля почти четыре десятка сел и деревень были сметены стеной огня Фото: пресс-служба МЧС России по республике Хакасия

К слову, насчет завалов. Добровольцы и спасатели уже расчистили больше 600 подворий в разных селах. Но этого недостаточно. Так что на 1 мая власти республики назначили субботник. И зовут на него всех жителей.

Ведь чем скорее освободить территорию, тем быстрее можно начать строительство новых домов. Кстати, дать жилье погорельцам пообещали к осени. И многие хотят отстраиваться на прежних местах.

Мародеров – под замок

Большинство пытается справиться с бедой, помочь себе и другим. Но появились и те, кто хочет нажиться на чужом горе. Поселки наводнили мародеры. Не боясь огня, они расхватывали вещи даже во время пожаров. А после рылись в завалах, как крысы.

Чтобы дать им отпор, в Ширинском районе ввели комендантский час. Полицейские, круглые сутки патрулирующие улицы, задержали уже четырех мародеров. Все постепенно налаживается.

А вот «сухой закон» здесь отменили. О нем объявили вчера утром. Мол, это нужно, чтобы избежать беспорядков. Но к вечеру соответствующего постановления на портале республики уже не было. Решили: кто захочет выпить, то выпьет. К тому же незачем разводить спекулянтов.

Однако местным жителям не до этого. Надо как-то вставать на ноги, восстанавливать поселки. Дел-то сколько!

Искра превратится… Не дай бог!

…Между тем сегодня в Хакасии действует особый противопожарный режим. Чтобы не было новых возгораний. Запрещено жечь костры и сжигать мусор, топить печи, когда стоит сухая и ветреная погода.

И что бы вы думали? На предупреждения властей некоторые попросту закрывают глаза.

- Люди по-прежнему продолжают сжигать мусор и прошлогоднюю траву, невзирая на сухую ветреную погоду и пожароопасный период, - сообщили в региональном управлении МЧС. - Например, за минувшие сутки (15 апреля – прим.ред.) пожарные ликвидировали 18 таких возгораний!

Причем это происходит там, где огнем спалило целые села - в окрестностях Абакана и Саяногорска, в Бейском и Усть-Абаканском районе.

Сейчас любая искра способна привести к пожару. А из-за любой стекляшки или масляной тряпки, оставленной на солнце, может вспыхнуть целая деревня. И не одна, предупреждают спасатели.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Страшные пожары в Хакасии предсказала... «плачущая» икона

До 12 апреля в Красноярском крае и Хакасии считали, что самый страшный пожар был в 2003 году в селе Казачинское. Тогда от одной искры разгорелось такое пламя, которое буквально за час уничтожило 55 домов. Незадолго до этого в поселковом храме заплакала икона. Удивительно, но где-то за месяц до хакасских пожаров на этой же иконе из глаз Девы Марии и младенца Иисуса снова потекли слезы! (подробности)

Подробности ЧП в Хакасии: люди, оставшись без крова, отстаивали дома соседей

«Солнечная Хакасия» - невольно вырывается всякий раз, когда едешь из Красноярска в самое сердце республики, поселок Шира. Дорога бежит сначала по горному серпантину, затем пробивается через густой лес, а повсюду туман… Наконец, деревья расступаются, и ты на скорости, допустимой лишь на загородных трассах, врезаешься в степь, которой нет конца и края. А над тобой – бездонное голубое небо и такое согревающее родное солнце… (подробности)

Жгли траву - а сожгли половину Хакасии

Выжженная земля – так сейчас говорят про Хакасию после воскресного пожара. Еще накануне местные синоптики предупреждали людей: ожидается шквалистый ветер до 25 метров в секунду. Но тогда еще никто и предположить не мог, что это приведет к настоящему стихийному бедствию: около 1300 сгоревших домов, 15 погибших и свыше 450 пострадавших. (подробности)

Фото: Мария ЛЕНЦ

В Хакасии объявлен день траура, 14 апреля

Пожар 12 апреля войдет в историю Хакасии черной страницей. 15 погибших, сотни пострадавших, тысячи бездомных. Всех устроить, накормить, успокоить – в Хакасии начинается тяжелое время восстановления после пожара. (подробности)

Хакасия приходит в себя после крупнейшего пожара

30-градусная жара и шквалистый ветер за сутки превратили большую часть Хакасии в выжженную землю. Корреспонденты «Комсомолки» уже успели проехать по нескольким населенным пунктам и лично убедиться в масштабах стихийного бедствия. Перед населенным пунктом Джириме (60 километров от районного центра Шира) молодые деревья стоят наполовину черные. (подробности)

В Хакасии создан счет для перечисления денег пострадавшим от пожара

Деньги уже можно перечислять (подробности)