Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество16 июля 2015 22:00

Беспилотное будущее «ГАЗели»

Машины и летательные аппараты, которые перемещаются самостоятельно, без участия человека. Далекое будущее?
Илья МЯКИШЕВ
Не за горами тот день, когда «ГАЗели» будут ездить без водителей. Фото: Егор КРЕМНЕВ

Не за горами тот день, когда «ГАЗели» будут ездить без водителей. Фото: Егор КРЕМНЕВ

Нет, это сегодняшний день на испытательном полигоне Горьковского автозавода (входит в «Группу ГАЗ»).

Именно в Нижнем Новгороде на «РобоКросс-2015» сегодня собрались 18 студенческих команд из различных городов России. Из них будут выявлены лучшие юные конструкторы беспилотных автомобилей.

Соревнования машин-роботов проводятся уже в шестой раз по инициативе Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» и «Группы ГАЗ» при поддержке Фонда «Сколково». В них в этом году принимают участие ребята из Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Коврова и Владимира.

Суть соревнований на первый взгляд довольно проста: машины, которыми люди либо совсем не управляют, либо управляют на расстоянии, должны выполнять различные задания и преодолевать трассы разной степени сложности, пользуясь системой глобальной навигации ГЛОНАСС и заложенными в них робототехниками инженерными решениями.

Машины в большинстве своем это «ГАЗели», которые компания предоставила для опытов юных Кулибиных. В этом году, уже во второй раз в истории соревнований, в них примут участие и летающие беспилотники, которые должны провести фотосъемку различных участков местности на основе координат, вложенных заранее в их электронные «мозги».

«РобоКросс» проводится с 2010 года в рамках программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», инициированной Олегом Дерипаска. «Робототехника» входит в блок программ по подготовке инженеров нового поколения, реализуемых Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело». Цель всех этих программ - восполнение дефицита инженерных кадров в российской промышленности. Самым юным ее участникам 8 лет, живут они в 50 регионах России. Со своей задачей фонд справляется неплохо - достаточно сказать, что около 30% участников программы (а она реализуется с 2008 года) выбрали своей стезей инженерные специальности и многие уже окончили профильные вузы, начав работать на промышленных предприятиях.

Впервые юные робототехники померились силами на берегу озера Селигер летом 2010 года. Тогда в соревнованиях приняли участие всего 6 команд. Но и они смогли показать, что у российской инженерии есть большие перспективы. Первыми победителями состязаний стали ребята из Ковровской государственной технологической академии. Потом пальма первенства переходила к Нижегородскому автомеханическому техникуму и Рязанскому государственному радиотехническому университету. А победители, кстати, могли продемонстрировать свои возможности на международной арене, приняв участие в Европейских испытаниях ElRob, проходящих ежегодно в одной из европейских стран. Третий год «РобоКросс» утюжит полигон Горьковского автозавода - к вящей радости болельщиков и членов команд. Здесь для их детищ простор и раздолье.

И это не просто игрушки. Судьи соревнований - опытные инженеры-конструкторы с ГАЗа. Они не понаслышке знакомы с технологиями создания автомобилей и имеют большой опыт их развития и улучшения. Ведь недаром «ГАЗель» получила в народе прозвище «кормилицы», «машины, которая вывезла страну из кризиса в 90-е», а теперь инженеры ГАЗа создали новое поколение автомобилей «ГАЗель NEXT», которые покорили не только российский, но и зарубежные рынки. В общем, кому как не им оценивать наработки будущих инженеров.

Реализуя этот проект, создавая сообщество новаторов и робототехников, «Группа ГАЗ» стала безусловным лидером в развитии темы беспилотных автомобилей в стране. В этом смысле российский автопроизводитель идет в ногу со своими иностранными коллегами.

А для фантазии юных инженеров нет преград. Именно поэтому они с таким энтузиазмом год за годом участвуют в «РобоКроссе», постоянно совершенствуя свои машины и заставляя их выполнять все более сложные задачи. «Талантливый человек - это не тот, кто в состоянии только выдвинуть идею, но в первую очередь тот, кто в состоянии за нее побороться», - отметил как-то Олег Дерипаска, выступая перед студентами инженерных вузов. Судя по рвению, которое демонстрируют участники «РобоКросса», они способны бороться за свои идеи и продвигать их, а вместе с ними - и всю российскую промышленность.