Спецкор "Комсомолки" Галина Сапожникова побывала на военно-историческом фестивале в Эстонии
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Зачем мы с друзьями в этот солнечный августовский день решили заехать на военно-исторический фестиваль в эстонский городок Валга – одному Богу известно. Вполне могли провести выходные на море. Но хотелось быть в тренде: все вокруг только и говорят о войне. А в Валга обещали военный парад и реконструкцию сражения 1944-го года, с участием красноармейцев и эсэсовцев.
В Валга обещали военный парад и реконструкцию сражения 1944-го года, с участием красноармейцев и эсэсовцев.
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Не то, чтобы я по последним сильно соскучилась с той поры, когда российских журналистов перестали пускать на их тайные слеты, в соответствии с законами информационно-военного времени. Скрывать не буду: был у меня тайный план - посмотреть, насколько глубоко в мозг местного общества проникли метастазы? Многолетняя героизация нацизма, в которой обвиняли Ригу и Таллин и против которой мы столько лет бились, должна была дать всходы. «Отстаньте от стариков!», - не раз кричали мне в лицо на слетах ветеранов 20 эстонской дивизии СС и на парадах Латышского легиона - «Эти идеи в обществе непопулярны. Ветераны вот-вот уйдут в иной мир и все само собой сойдет на нет». Ну вот и проверим.
По главной улице с оркестром
Вполне себе мирный военно-исторический фестиваль проводился в Валга в 7 раз, о чем было с гордостью написано в туристических проспектах. Жители города за неимением других событий его любят и ждут. Как они, интересно, себя поведут, когда по городу пойдут солдаты Красной армии и эсэсовцы? Не настоящие, разумеется, а ряженые – ставшие популярными в последние годы исторические реконструкции привлекают под свои одежды и молодых и стариков. На фестиваль в Валга съехались представители 10 стран мира, российский, украинский и белорусские флаги вполне себе дружелюбненько трепыхались на ветру рядом с американским.
Жители города за неимением других событий любят и ждут местный военно-исторический фестиваль.
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Военно-исторический фестиваль проводился в Валга в 7 раз.
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Жители города выстроились вдоль центральной улицы, музыканты промаршировали на свои места, и началось действо. Маркитантки, мушкетеры, солдаты петровской армии и совершеннейшая дурь в виде двух арабских псевдо-террористок, которые тонкими голосами визжали: «Аллах акбар»…
Место нашлось не только "четвероногому пулеметчику"...
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
...но и псевдо-террористкам, которые тонкими голосами визжали: «Аллах акбар!».
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Почти смешно на фоне всего того, что было потом. А дальше над городом зависла вдруг напряженная тишина, потому что по улице пошли натуральные фашисты. Латышский легион, Эстонский легион и просто эсэсовцы с узнаваемыми молниями на воротничках. Было немного страшно, противно и неловко. Признаюсь, я внутренне аплодировала тому, что никто из толпы не выкрикнул слово: «Хайль» - потратив 20 лет жизни на борьбу с этим интеллектуальным уродством, я могла удовлетворенно констатировать, что мозги обществу полностью переформатировать не удалось. И даже радостно крикнула: «Ура», когда вслед за немцами пошли победители, пусть их и было вполовину меньше, чем проигравших. И я была такая не одна – «ура» кричали справа, слева и через дорогу. Самим участникам этого исторического парада-красноармейцам тоже было приятно, скрыть это было невозможно – они шли, такие же пыльные и усталые, как когда-то их предшественники, и улыбались, будто это именно они освободили Европу от фашизма, а не те, чью форму они на себя примерили.
По улице пошли фашисты: Латышский легион, Эстонский легион и просто эсэсовцы с узнаваемыми молниями на воротничках.
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Публика сдержанно отреагировала на появление в городе "войск СС".
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Красноармейцы же были встречены криками "Ура!".
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Прыжок в прошлое
Увы. Радовалась я зря: у русских эмоции всегда бегут впереди разума. Потому что когда парад закончился и мы поехали поглазеть на палаточный лагерь, пристроившись в хвост одной из машин с немецким крестом, перед глазами будто бы ожила старая военная хроника. Местные жители, высунувшись из окон, приветственно махали флагами и тоже кричали «ура». Но совсем не тем, кому кричали мы. Псевдоэсэсовцы в узнаваемых касках приветственно посылали им в ответ воздушные поцелуйчики. Машина времени, фильм «мы из будущего», прыжок в отвратительное прошлое, которое почему-то стало настоящим и рискует стать будущим...
В лагере жили все вперемешку – это был концентрированный сюрреализм, где немцы просили у русских закурить, а генерал Лювтваффе гонял медсестер за кока-колой. Все это смотрелось бы забавно, если б не флаги. Бог с ним, с «Правым сектором» - в России он запрещен, а в Эстонии, допустим, вполне почитаем. Дело не в этом. В том, что рядом с ним на ветру спокойно болтался красный флаг со свастикой и черный, с узнаваемыми белыми эсэсовскими молниями. Это Евросоюз, детка… Табу на нацистскую символику незаметно для всех было снято. Советский красный флаг с едва видимыми серпом и молотом там был тоже, но он был толерантно скручен в рулончик в машине, на которой на реконструкционный бой поехали красноармейцы.
Бог с ним, с «Правым сектором» - в России он запрещен, а в Эстонии, допустим, вполне почитаем...
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Над одной из палаток развевался "Кригсмарине" - флаг со свастикой, официальный стяг военно-морских сил Третьего Рейха.
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Победителей на фестивале оказалось чуть ли не вдвое меньше, чем их противников времён Второй мировой.
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Закон о запрете нацистской и советской символик действовал, таким образом, только наполовину. И если уж у эстонской полиции была возможность пополнить бюджет своей страны штрафами – то она ее не использовала. Мамочки, сколько же здесь было не зафиксированных в полицейских протоколах свастик! Я сейчас даже не о мотоциклах и касках говорю – о зеваках, которые пришли посмотреть на реконструкцию событий 1944-го года, напялив на себя футболки с эсэсовскими молниями.
В лагере жили все вперемешку – это был концентрированный сюрреализм, где немцы просили у русских закурить, а генерал Лювтваффе гонял медсестер за кока-колой.
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Ну, допустим, майки с зигами напялили на себя какие-нибудь тайные поклонники Гитлера. Как бы не так!
- Посмотри, как красиво! – взвизгнула дебелая русская тетка, нахлобучив на голову мужа эсэсовскую каску . – Да ну, неудобно, - смутился тот.
- Зато смешно! – щелкнула она фотоаппаратом. Никого при этом не вырвало…
Пардон за сравнение – но мы чувствовали себя институтками в борделе, наблюдая, как мимо всех этих танчиков с немецкими крестиками бегают мальчики в форме гитлерюгенда. Откуда приехали ребятишки? Из России…
Дети в форме "Гитлерюгенда" облепили тяжелые военные "игрушки".
Фото: Галина САПОЖНИКОВА
Еще один человек облачался в незнакомую форму черного цвета. «Это белорусская армия Крайова, которая сражалась на стороне Гитлера и защищала местное население от партизан», – снисходительно объяснял он любопытным.
- Вот ни за что не одела бы ни эту форму, ни эсэсовскую! - непроизвольно вырвалось у меня.
- А советскую одели бы? – резко развернулся он. – Да ваш Сталин убил больше народу, чем Гитлер! Как кандидат исторических наук вам говорю!
…Это к тем, кто защищает исторические реконструкции, называя их шалостью и мирным детским карнавалом, который никак не влияет на политические пристрастия участников…
Опасный маскарад
- Что вы так переживаете, – утешил меня красноармеец из Латвии. - Это же реконструкция! Форма, которую мы на себя надеваем, никак не сочетается с убеждениями. Мы далеки от политики. Вон из Львова приехал целый автобус ребят –половина красные, половина эсэсовцы – и ничего!
Разве вам было бы интересно, если б все сражались на одной стороне? А Тихонова в роли Штирлица в черном костюме вы также воспринимаете?
Я задумалась. Кино и театр – это все-таки работа. Актер изначально подписывается под тем, что будет играть подлецов, насильников и убийц – если этого будет требовать сценарий. А костюм на военном карнавале – это осознанный выбор, опасный маскарад, который от реальности отделяет шаг. Один разговор, если дело касается давно минувших дней: Ивана Грозного, Карла 12 или Наполеона. И совсем другая история, если речь идет о событиях относительно недавних, память о которых до сих пор способна рассорить между собой народы. Человечество тратит десятилетия на то, чтобы зашлифовать потом эти шрамы – и вот появляются такие реконструкторы и зачем-то вдыхают в неживое тело фашизма жизнь. Давайте назовем вещи своими именами: романтизацию войны - вот что мы на самом деле наблюдаем на парадах и реконструкциях с такого рода переодеваниями.
Зачем? Затем, чтобы сделать войну обыденной. Если хотите, это – своего рода «Окно Овертона». Ни мальчики в форме гитлер-югенда, ни фальшивый генерал Люфтваффе, ни даже ряженые в форму красноармейцев от вида свастики больше не содрогнутся. Особенно если мимо нее равнодушно прохаживается констебль.
Вместо послесловия
- Сколько времени?- выкрикнул кто-то из палаточного городка поверх голов.
- Через полчаса начинается война, - посмотрев на часы, ответили ему, имея в виду начало заявленного в программе постановочного боя. И буднично добавили: "Русские туда уже ушли".
Ну, а мы наоборот решили на войну не ходить, дабы случайно ее не приблизить. Тем более, что имя победителя Истории было известно заранее…