Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество17 августа 2015 16:00

«За полчаса до войны»: стоит ли романтизировать военное прошлое?

Наш спецкор Галина Сапожникова побывала в эстонском городе Валга на военно-исторической реконструкции сражения 1944 года [фото, видео]
Спецкор "Комсомолки" Галина Сапожникова побывала на военно-историческом фестивале в Эстонии

Спецкор "Комсомолки" Галина Сапожникова побывала на военно-историческом фестивале в Эстонии

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Зачем мы с друзьями в этот солнечный августовский день решили заехать на военно-исторический фестиваль в эстонский городок Валга – одному Богу известно. Вполне могли провести выходные на море. Но хотелось быть в тренде: все вокруг только и говорят о войне. А в Валга обещали военный парад и реконструкцию сражения 1944-го года, с участием красноармейцев и эсэсовцев.

В Валга обещали военный парад и реконструкцию сражения 1944-го года, с участием красноармейцев и эсэсовцев.

В Валга обещали военный парад и реконструкцию сражения 1944-го года, с участием красноармейцев и эсэсовцев.

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Не то, чтобы я по последним сильно соскучилась с той поры, когда российских журналистов перестали пускать на их тайные слеты, в соответствии с законами информационно-военного времени. Скрывать не буду: был у меня тайный план - посмотреть, насколько глубоко в мозг местного общества проникли метастазы? Многолетняя героизация нацизма, в которой обвиняли Ригу и Таллин и против которой мы столько лет бились, должна была дать всходы. «Отстаньте от стариков!», - не раз кричали мне в лицо на слетах ветеранов 20 эстонской дивизии СС и на парадах Латышского легиона - «Эти идеи в обществе непопулярны. Ветераны вот-вот уйдут в иной мир и все само собой сойдет на нет». Ну вот и проверим.

По главной улице с оркестром

Вполне себе мирный военно-исторический фестиваль проводился в Валга в 7 раз, о чем было с гордостью написано в туристических проспектах. Жители города за неимением других событий его любят и ждут. Как они, интересно, себя поведут, когда по городу пойдут солдаты Красной армии и эсэсовцы? Не настоящие, разумеется, а ряженые – ставшие популярными в последние годы исторические реконструкции привлекают под свои одежды и молодых и стариков. На фестиваль в Валга съехались представители 10 стран мира, российский, украинский и белорусские флаги вполне себе дружелюбненько трепыхались на ветру рядом с американским.

Жители города за неимением других событий любят и ждут местный военно-исторический фестиваль.

Жители города за неимением других событий любят и ждут местный военно-исторический фестиваль.

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Военно-исторический фестиваль проводился в Валга в 7 раз.

Военно-исторический фестиваль проводился в Валга в 7 раз.

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Жители города выстроились вдоль центральной улицы, музыканты промаршировали на свои места, и началось действо. Маркитантки, мушкетеры, солдаты петровской армии и совершеннейшая дурь в виде двух арабских псевдо-террористок, которые тонкими голосами визжали: «Аллах акбар»…

Место нашлось не только "четвероногому пулеметчику"...

Место нашлось не только "четвероногому пулеметчику"...

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

...но и псевдо-террористкам, которые тонкими голосами визжали: «Аллах акбар!».

...но и псевдо-террористкам, которые тонкими голосами визжали: «Аллах акбар!».

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Почти смешно на фоне всего того, что было потом. А дальше над городом зависла вдруг напряженная тишина, потому что по улице пошли натуральные фашисты. Латышский легион, Эстонский легион и просто эсэсовцы с узнаваемыми молниями на воротничках. Было немного страшно, противно и неловко. Признаюсь, я внутренне аплодировала тому, что никто из толпы не выкрикнул слово: «Хайль» - потратив 20 лет жизни на борьбу с этим интеллектуальным уродством, я могла удовлетворенно констатировать, что мозги обществу полностью переформатировать не удалось. И даже радостно крикнула: «Ура», когда вслед за немцами пошли победители, пусть их и было вполовину меньше, чем проигравших. И я была такая не одна – «ура» кричали справа, слева и через дорогу. Самим участникам этого исторического парада-красноармейцам тоже было приятно, скрыть это было невозможно – они шли, такие же пыльные и усталые, как когда-то их предшественники, и улыбались, будто это именно они освободили Европу от фашизма, а не те, чью форму они на себя примерили.

По улице пошли фашисты: Латышский легион, Эстонский легион и просто эсэсовцы с узнаваемыми молниями на воротничках.

По улице пошли фашисты: Латышский легион, Эстонский легион и просто эсэсовцы с узнаваемыми молниями на воротничках.

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Публика сдержанно отреагировала на появление в городе "войск СС".

Публика сдержанно отреагировала на появление в городе "войск СС".

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Красноармейцы же были встречены криками "Ура!".

Красноармейцы же были встречены криками "Ура!".

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Прыжок в прошлое

Увы. Радовалась я зря: у русских эмоции всегда бегут впереди разума. Потому что когда парад закончился и мы поехали поглазеть на палаточный лагерь, пристроившись в хвост одной из машин с немецким крестом, перед глазами будто бы ожила старая военная хроника. Местные жители, высунувшись из окон, приветственно махали флагами и тоже кричали «ура». Но совсем не тем, кому кричали мы. Псевдоэсэсовцы в узнаваемых касках приветственно посылали им в ответ воздушные поцелуйчики. Машина времени, фильм «мы из будущего», прыжок в отвратительное прошлое, которое почему-то стало настоящим и рискует стать будущим...

В лагере жили все вперемешку – это был концентрированный сюрреализм, где немцы просили у русских закурить, а генерал Лювтваффе гонял медсестер за кока-колой. Все это смотрелось бы забавно, если б не флаги. Бог с ним, с «Правым сектором» - в России он запрещен, а в Эстонии, допустим, вполне почитаем. Дело не в этом. В том, что рядом с ним на ветру спокойно болтался красный флаг со свастикой и черный, с узнаваемыми белыми эсэсовскими молниями. Это Евросоюз, детка… Табу на нацистскую символику незаметно для всех было снято. Советский красный флаг с едва видимыми серпом и молотом там был тоже, но он был толерантно скручен в рулончик в машине, на которой на реконструкционный бой поехали красноармейцы.

Бог с ним, с «Правым сектором» - в России он запрещен, а в Эстонии, допустим, вполне почитаем...

Бог с ним, с «Правым сектором» - в России он запрещен, а в Эстонии, допустим, вполне почитаем...

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Над одной из палаток развевался "Кригсмарине" - флаг со свастикой, официальный стяг военно-морских сил Третьего Рейха.

Над одной из палаток развевался "Кригсмарине" - флаг со свастикой, официальный стяг военно-морских сил Третьего Рейха.

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Победителей на фестивале оказалось чуть ли не вдвое меньше, чем их противников времён Второй мировой.

Победителей на фестивале оказалось чуть ли не вдвое меньше, чем их противников времён Второй мировой.

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Закон о запрете нацистской и советской символик действовал, таким образом, только наполовину. И если уж у эстонской полиции была возможность пополнить бюджет своей страны штрафами – то она ее не использовала. Мамочки, сколько же здесь было не зафиксированных в полицейских протоколах свастик! Я сейчас даже не о мотоциклах и касках говорю – о зеваках, которые пришли посмотреть на реконструкцию событий 1944-го года, напялив на себя футболки с эсэсовскими молниями.

В лагере жили все вперемешку – это был концентрированный сюрреализм, где немцы просили у русских закурить, а генерал Лювтваффе гонял медсестер за кока-колой.

В лагере жили все вперемешку – это был концентрированный сюрреализм, где немцы просили у русских закурить, а генерал Лювтваффе гонял медсестер за кока-колой.

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Ну, допустим, майки с зигами напялили на себя какие-нибудь тайные поклонники Гитлера. Как бы не так!

- Посмотри, как красиво! – взвизгнула дебелая русская тетка, нахлобучив на голову мужа эсэсовскую каску . – Да ну, неудобно, - смутился тот.

- Зато смешно! – щелкнула она фотоаппаратом. Никого при этом не вырвало…

Пардон за сравнение – но мы чувствовали себя институтками в борделе, наблюдая, как мимо всех этих танчиков с немецкими крестиками бегают мальчики в форме гитлерюгенда. Откуда приехали ребятишки? Из России…

Дети в форме "Гитлерюгенда" облепили тяжелые военные "игрушки".

Дети в форме "Гитлерюгенда" облепили тяжелые военные "игрушки".

Фото: Галина САПОЖНИКОВА

Еще один человек облачался в незнакомую форму черного цвета. «Это белорусская армия Крайова, которая сражалась на стороне Гитлера и защищала местное население от партизан», – снисходительно объяснял он любопытным.

- Вот ни за что не одела бы ни эту форму, ни эсэсовскую! - непроизвольно вырвалось у меня.

- А советскую одели бы? – резко развернулся он. – Да ваш Сталин убил больше народу, чем Гитлер! Как кандидат исторических наук вам говорю!

…Это к тем, кто защищает исторические реконструкции, называя их шалостью и мирным детским карнавалом, который никак не влияет на политические пристрастия участников…

Опасный маскарад

- Что вы так переживаете, – утешил меня красноармеец из Латвии. - Это же реконструкция! Форма, которую мы на себя надеваем, никак не сочетается с убеждениями. Мы далеки от политики. Вон из Львова приехал целый автобус ребят –половина красные, половина эсэсовцы – и ничего!

Разве вам было бы интересно, если б все сражались на одной стороне? А Тихонова в роли Штирлица в черном костюме вы также воспринимаете?

Я задумалась. Кино и театр – это все-таки работа. Актер изначально подписывается под тем, что будет играть подлецов, насильников и убийц – если этого будет требовать сценарий. А костюм на военном карнавале – это осознанный выбор, опасный маскарад, который от реальности отделяет шаг. Один разговор, если дело касается давно минувших дней: Ивана Грозного, Карла 12 или Наполеона. И совсем другая история, если речь идет о событиях относительно недавних, память о которых до сих пор способна рассорить между собой народы. Человечество тратит десятилетия на то, чтобы зашлифовать потом эти шрамы – и вот появляются такие реконструкторы и зачем-то вдыхают в неживое тело фашизма жизнь. Давайте назовем вещи своими именами: романтизацию войны - вот что мы на самом деле наблюдаем на парадах и реконструкциях с такого рода переодеваниями.

Зачем? Затем, чтобы сделать войну обыденной. Если хотите, это – своего рода «Окно Овертона». Ни мальчики в форме гитлер-югенда, ни фальшивый генерал Люфтваффе, ни даже ряженые в форму красноармейцев от вида свастики больше не содрогнутся. Особенно если мимо нее равнодушно прохаживается констебль.

Вместо послесловия

- Сколько времени?- выкрикнул кто-то из палаточного городка поверх голов.

- Через полчаса начинается война, - посмотрев на часы, ответили ему, имея в виду начало заявленного в программе постановочного боя. И буднично добавили: "Русские туда уже ушли".

Ну, а мы наоборот решили на войну не ходить, дабы случайно ее не приблизить. Тем более, что имя победителя Истории было известно заранее…