Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Политика5 октября 2015 17:27

Валентина Матвиенко: «Второго Афганистана не будет, а от терактов никто не застрахован!»

Глава Совета Федерации во время визита в Иорданию пыталась найти России новых союзников на Ближнем Востоке
Главной задачей Матвиенко было донести до властей Иордании позицию России по ситуации в Сирии

Главной задачей Матвиенко было донести до властей Иордании позицию России по ситуации в Сирии

В понедельник глава Совета Федерации Валентина Матвиенко вместе с группой сенаторов отправилась с двухдневным официальным визитом в Иорданию. Главной задачей Матвиенко было донести до властей Иордании позицию России по ситуации в Сирии и попытаться убедить их в том, что бомбардировки ИГИЛ российскими ВВС оправданы. Задача была не из легких.

Иордания традиционно проводит прозападную политику и входит в военную коалицию США в Сирии. С конца 90-х Иордания сохраняет статус основного союзника США вне НАТО, у нее действует соглашение о свободной торговле с США. Не случайно, центральные газеты Иордании сейчас ежедневно пестрят заголовками: «Во время операции России в Сирии пострадали местные жители». Журналисты при этом ссылаются не на конкретные факты, а на сведения «некоторых очевидцев». В то же время, открыто позицию России в Иордании не осуждают, стараясь соблюдать некий нейтралитет.

Прямо из аэропорта Матвиенко отправилась на встречу с королем Иордании Абдуллой II. На ней - элегантный розовый костюм, король - в военной форме. Абдалла II - человек преинтереснейший. Учился в Англии и США, вернувшись в Иорданию служил в бронетанковых войсках, командовал спецназом, был военным летчиком, квалифицированный водолаз и парашютист. При этом Абдалла II несколько раз приезжал обучаться военному делу в СССР.

Матвиенко обсудила с королем ситуацию на Ближнем Востоке, а также операцию военно-воздушных сил России в Сирии. Иорданию за время сирийского конфликта захлестнули беженцы. Вместе с беженцами из Палестины и Ирака их тут уже более 3 миллионов. Но придерживаться проамериканской линии Иорданию вынуждает сильная финансовая зависимость от кредитов Запада. И если разговор Матвиенко с королем был очень сдержанным, то в Сенате Иордании российская делегация выдержала настоящий бой.

- Nice to meet you (очень рада вас видеть, - Ред.)!- здоровалась за руку Матвиенко с иорданскими сенаторами.

Те крепко жали ей руку в ответ. Вначале Матвиенко как истинный дипломат сделала несколько комплиментов в адрес Иордании: напомнила о ее великой культуре и похвалила медицину.

- Теперь я точно знаю, где мне лечить зубы: в Иордании самая лучшая стоматология, и гораздо дешевле, чем на Западе! - заметила Матвиенко.

Лица иорданских сенаторов просияли.

Но уже через несколько минут перешли к главному международному вопросу: борьбе с терроризмом.

- Мир столкнулся с Третьей мировой войной! Мы живем в регионе, который охвачен мраком и терроризмом, - заявил глава Сената Иордании Абдеррауф Ар-Равабда.

- Мы категорически против заигрывания с любыми террористами, против того, чтобы они использовались для свержения режимов. Мы видим, к каким плачевным последствиям привела недальновидная политика ряда государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке! ИГИЛ возник не просто так. Это результат поддержки незаконных формирований вооруженного толка! - напомнила Матвиенко.

И тут понеслось...

- Вы сказали, что некоторые страны помогали ИГИЛ. Мы хотим понять: какие это страны? - зацепился за слова Матвиенко Абдеррауф Ар-Равабда, явно пытаясь спровоцировать ее на выпад в адрес США и стран Запада.

- У... - протянула Матвиенко и, готовясь принять удар, отхлебнула воды. - Мы знаем позицию США, что Ассад (президент Сирии, -Ред.) должен перестать быть главой государства. Страны Запада снабжали оружием умеренную сирийскую оппозицию, которая потом радикализировалась. А теперь в Сирии воюют вооруженные боевики из Иордании, из России, Европы. Они пришли убивать за деньги и у них нет никакой идеологии, - заявила Матвиенко, а потом, пытаясь доказать правоту России, несколько углубилась в историю вопроса.

Пока она говорила, иорданские сенаторы постоянно переговаривались.

- Я понимаю, нужен был некий исторический экскурс. Но вопрос был простой: какие именно страны поддерживали ИГИЛ? - глава иорданского Сената хитро улыбался, пытаясь загнать Матвиенко в угол.

- Я могу их еще раз назвать, - жестко заметила Матвиенко и снова взялась за воду.

- Ну, возможно, чуть попозже станет понятно, - отстал Абдеррауф Ар-Равабда, прекрасно понимая, о чем говорит глава Совфеда.

- После начала бомбежек Россией террористов в Сирии, появилась информация, что многие боевики ИГИЛ направились в Иорданию. Это правильная информация или нет? - перешла к своим вопросам Матвиенко.

- В арабском языке есть выражение «совершенно нет», абсолютное отрицание. Мы ведем борьбу с ИГИЛ за пределами Иордании, боевики никак не могут проникнуть сюда. Наша армия полностью контролирует границу с Сирией и Ираком, даже птица там не сможет пролететь без нашего ведома! - заявил Абдеррауф Ар-Равабда.

И снова встречный вопрос.

- Не боится ли Россия «второго Афганистана?», - спрашивают иорданцы Матвиенко.

- Нет! Россия не будет участвовать ни в каких наземных операциях! Мы не втянемся надолго в разрешение внутрисирийского кризиса. Это лишь поддержка нашими ВВС действий регулярной сирийской армии. И это защита наших собственных интересов: если мы не включимся в борьбу по уничтожению ИГИЛ на дальних подступах, они завтра будут на нашей территории, - заявила Матвиенко.

Разговор о том, как правильно бороться с террористами сенаторы двух стран вели около часа. Спор был столь жарким, что они будто бы забыли о присутствии в зале журналистов. После окончания переговоров Матвиенко и Абдеррауф Ар-Равабда устроили небольшую пресс-конференцию, на которой заверили журналистов, что несмотря на «некоторые разногласия» Россия и Иордания едины в главном: террористы - это мировая угроза и бороться с ним нужно сообща.

- Чего вы хотели добиться в ходе этого визита и удалось ли выполнить задачу? - спросила я у Матвиенко перед ее отлетом из Иордании.

- Визит планировался давно. Мы, прежде всего, хотели наладить межпарламентское взаимодействие, оно не велось с 2008 года. В то же время, это была хорошая возможность по горячим следам, спустя несколько дней с начала военной операции ВВС России в Сирии донести до властей Иордании нашу позицию. Иордания - очень сильный и надежный игрок в регионе. Я не могу публично освещать некоторые детали, я передам их президенту Владимиру Путину. Но после встречи с королем и вице-премьером правительства, главой МИД Насером Джодой я могу уверенно сказать, что у Иордании есть понимание аргументации действий России в Сирии. Есть абсолютная солидарность в объединении усилий по борьбе с терроризмом, обмене информацией и координации действий. Постепенно и у других стран появляется понимание того, что незамедлительный уход Асада не решит проблемы. Нужны поэтапные политические и иные реформы в Сирии, - сказала Матвиенко «Комсомольской правде».

Матвиенко также заявила, что не согласна с тем, что российская операция в Сирии может обернуться терактами в России.

- Пока существует ИГИЛ, угроза террористической опасности существует для любого государства. Принимает Россия участие в военной операции в Сирии или нет, это не увеличивает и не уменьшает угрозу. Наши силовые структуры предпринимают все необходимые меры безопасности, - заявила Матвиенко.