Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество4 декабря 2015 6:00

«Платон» не друг мне, но истина дороже

Эволюция протеста дальнобойщиков прописана в сценариях 40-летней давности
Система взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам заработала

Система взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам заработала

Фото: РИА Новости

Система взимания платы за проезд большегрузов по федеральным трассам заработала. В первые два дня многие недоумевали: зачем? Кому выгодно? Не будет ли дефицита продуктов? Вскоре паника сменилась логикой. Посчитали реальный размер оплаты, осознали, что на создание системы не потрачено ни рубля государственных денег, а заработок идет на ремонт дорог, и в итоге перестали выражать недовольство, а поехали работать. В Дагестане, например, для того чтобы прекратить акции достаточно было обсудить с дальнобойщиками насущные проблемы. Тем не менее, про протесты мы слышим до сих пор. Некоторые политики и профсоюзные лидеры на волне, теперь они не могут остановиться и, вероятно, жаждут славы и внимания.

Впрочем, обо всем по порядку.

«ПЛАТОН» И ИСТИНА

Я уже писал недавно, что суть системы проста – за проезд большегрузных автомобилей (свыше 12 тонн) по федеральным трассам государство ввело дополнительный сбор – 1,53 рубля за км. сейчас, а с марта следующего года 3 р. 06 коп. Для взимания этого сбора была разработана система «Платон», которую запустили 15 ноября. Тут-то и выяснилось, что масса автомобилей не была зарегистрирована, а еще что система «Платон» работает не так четко, как хотелось бы. Дополнительным (на тот момент) раздражителем стал тот фактор, что разрабатывавшая «Платон» компания «РТ-инвест транспортные системы», назначенная оператором взимания оплаты, 50% в которой принадлежит сыну олигарха Аркадия Роттенберга Игорю, будет получать от государства по 10,6 млрд. рублей в год, пока не вернет свои затраты на систему. Поскольку государство не тратилось на создание системы. Все остальные деньги пойдут в Дорожный фонд и будут направлены на ремонт, строительство и содержание федеральных трасс, которые более всего разбиваются именно крупнотоннажными фурами. Но давайте учтем еще два фактора, что на «Платон» в первый день была совершена хакерская атака, и что депутат-единоросс, глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, по случайному совпадению, президент Ассоциации автомобильных перевозчиков, до последнего предлагал автоперевозчикам игнорировать «Платон»

- Настоятельно рекомендую членам АСМАП до введения системы и обеспечения её работоспособности не заключать договоры с коммерческими организациями на обслуживание в рамках системы и не перечислять денежные средства в счёт авансовых платежей, - написал он в своем обращении, которое было опубликовано на сайте. Позже обращение убрали, но скриншоты остались. В такой ситуации стоит удивляться, что «Платон» вообще заработал, когда в последний день автоперевозчики всей массой ломанулись в офисы брать бортовое оборудование и заключать договора. А вот у тех, кто сделал это заблаговременно, никаких проблем не возникло.

Можно спорить о том, что расчет был сделан непрозрачным способом. Хотя тариф в России на порядок меньше взимаемой аналогичной платы за проезд фур в Европе, и меньше в разы, чем даже в соседней Белоруссии. Можно спорить, почему, например, взяли для расчета просто вес, а не нагрузку на ось или еще какие-то характеристики. Вопросы, что называется, имеют место быть.

Но недовольные сразу и резко птавили вопрос вопрос об отмене нового сбора. Тут же раздались крики о резком удорожании автоперевозок и о том, что введение нового тарифа вызовет волну подорожаний и роста цен на весь ассортимент товаров для конечных покупателей. Но насколько это соответствует истине.

Нет, в том, что каждое удорожание отразится на конечной цене продукции не в сторону уменьшения, спорить никто не собирается. Вопрос в другом - насколько это все критично? И здесь нам придется для начала уяснить, что одно дело – подорожание перевозок, другое – удорожание товара.

КОПЕЕЧКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ, А «ПЛАТОН» - СТЕРЕЖЕТ

К примеру, дальнобойщик везет на расстояние в 1000 км. 10 тонн апельсинов. Которые будут реализованы в Москве по цене 100 рублей за кг. По новым условиям стоимость перевозки увеличивается на 1530 рублей. И цена апельсинов вырастет сразу на 15 копеек за килограмм. То есть не 100 рублей, а сразу 100 рублей 15 копеек. Гигантский рост! Доля в стоимости мяса будет еще ниже, как и в бытовой технике. А вот перевозка картофеля подорожает побольше, только вот картошку на тысячу км вряд ли кто повезет. Найдут поближе и подешевле. И все равно подорожание из-за этого сбора не превысит 15 копеек на кг.

Вдумайтесь сами, чтобы стоимость сбора в килограмме продукции составила 1 рубль, надо эти десять тонн перевезти на расстояние более 6 тысяч километров! С весны стоимость вырастет вдвое – до 30 копеек. Но и это вряд ли станет критично, а уж тем более, обеспечит прирост цен. У нас, товарищи, на носу Новый год, перед которым все подорожает, как в сказке, а после которого вряд ли что подешевеет. На этом фоне бурухтеть про дорожный сбор – это все равно что печь деньгами топить и плакать, что на ремонт вытяжки денег не хватает.

Стоимость перевозки, конечно же, возрастет. Как подсчитал один мой товарищ, владелец транспортной компании, на 3-7%. Правда, он сразу оговорился, что основа его бизнеса - специальная строительная автотехника, а фуры и полуприцепы достались ему в счет долгов. Но он, при этом, ограничивается перевозками в своем регионе по Уралу и Приуралью, а на дальние расстояния своих ребят не пускает – невыгодно.

Почему? «Дикие» работают по демпингу.

- Я ничего особо дорогого стараюсь не возить, - говорит этот товарищ. – Потому что у меня все со страховкой. А при ценном товаре страховка почти всю прибыль сжирает. Все в белую. Перевозка и экспедиторские услуги.

- У меня тариф 50 рублей за км, зимний 53 рубля, - продолжает он. – А у диких дальнобоев - 35 рублей за км. Если 12-16 рублей – это стоимость топлива за провоз груза на километр, понимаешь, что остается на зарплату, налоги, амортизацию, страховку? Их там нет. Или нет прибыли, если в белую работать при таких тарифах? Мне с «дикими» не соревноваться. Я, наверное, теперь еще на рубль тариф подниму. Но – с заказчиками уже говорил. Они понимают механизм и согласны.

В стране около 2-х миллионов единиц автотранспорта, подпадающих под «Платон», сколько – неизвестно. А уж тем более неизвестно, каков их ежегодный пробег. Так вот, именно «Платону» предназначалось навести порядок на наших дорогах. Дать объективные данные о рынке грузоперевозок, который и по сию пору остается в значительной степени нелегальным. Ведь этот сбор – всего лишь первая ступень. А потом достаточно просто отслеживать и легальность перевозок, и соблюдение нормативов по эксплуатации и водителя, и самого транспортного средства. Паленая водка, левая продукция, краденая бытовая и прочая техника, перевес, когда вместо 10 тонн загружают 15, а то и больше – все это и многое другое.

«А КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ»

Большая часть тех, кто первые дни выражал недовольство системой, сейчас вернулись к нормальной работе. Остались самые упорные или упертые. Система продолжает работать. Причем, уже без сбоев. Но некоторые предводители протеста предпочитают этого не замечать, рискуя остаться «голыми королями»

- Никто из этой публики, от думца Москвичева до блогера Навального, и носом не повели, когда тот же Дагестан сумел решить проблему с дальнобойщиками. Так же старательно умалчивается и тот факт, что Председатель правительства республики Абдусамад Гамидов и депутат Госдумы Мамед Абасов провели успешное совещание с лидерами протестного движения дальнобойщиков Дагестана. В результате все вопросы были сняты и грузоперевозки вошли в обычный режим работы, а массовые протесты окончательно завершены_ пишет Олег Лурье. - Как сообщил вице-премьер республики Исаев, система «Платон» за краткое время своей работы доказала эффективность, поэтому протестовать против нее дальнобойщики прекратили. Транспортная ситуация в Дагестане под контролем.

Добавим - не только в Дагестане.

Очень интересна динамика регистрации транспортных средств в новой системе, которая наводит на определенные мысли. Давайте посмотрим вместе.

Процесс регистрации самих транспортных средств и их владельцев в системе был запущен еще в августе 2015-го. Но - мы помним же все увещевания депутатов и прочих как бы незаинтересованных лиц и развернутую ими агитацию и пропаганду - по состоянию на 1 ноября (за три месяца практически!) количество зарегистрированного крупнотоннажного автотранспорта составило около 150 тысяч единиц.

В начале ноября автотранспортные компании и отдельные водители-дальнобойщики поняли, что шутки могут выйти боком и пошли регистрироваться. Количество обращений росло в арифметической прогрессии и к 14 ноября составило уже 23 тысячи тягачей в сутки. К запуску «Платона» было зарегистрировано уже порядка 350 тысячи автомобилей свыше 12 тонн. А в первые 2 недели работы системы к ним добавилось еще 250 тысяч таких же машин. Общее их количество, зарегистрированных в системе, составило таким образом 600 тысяч.

А вот теперь посмотрим на структуру автовладения, если можно так выразиться. 60% зарегистрированного транспорта находится на балансе юридических лиц. 13% принадлежит индивидуальным предпринимателям, а 18% - просто физическим лицам. Еще 9: - иностранные владельцы автотранспорта. То есть на физлиц со статусом бизнесмена или без оного приходится 30% зарегистрированного в системе транспорта. А в структуре всего автопарка машин с весом более 12 тонн, на физлиц зарегистрировано около 50%. Вот кто бегает от системы, как черт от ладана. Потому что не хочет ни регистрироваться даже как ИП, ни платить, тем более, налоги. Даже по упрощенке. Почему? Да потому, что «Платон» как раз и докажет, как дважды два, что на КаМАЗе или «Скании» такой дорогой товарищ не диван возит себе на дачу из квартиры и обратно, не цветочную рассаду и кресло-качалку любимой теще. А занимается коммерческими грузоперевозками.

«ПЛАТОН» ВСКРЫЛ МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ

Так называемое движение недовольных дальнобойщиков возглавили люди, которые если сидели за рулем, то собственных престижных иномарок. А то и вовсе отдавали распоряжения персональным водителям.

Наша ушедшая в никуда, словно бы испарившаяся после своих маршей к Болотной и по Сахарова, дискредитировавшая себя бессмысленным и несостоятельным Координационным советом, возглавлявшая невнятные акции несистемная либеральная оппозиция, увидела в недовольстве дальнобойщиков свой шанс на возрождение и воспрянула в надежде на успех. И вот уже Алексей Навальный всячески приветствует их действия, а его верные сторонники вливаются в «дальнобойный протест» и переформатируют его под политические требования.

Их надежды понятны - суровый мужик-дальнобойщик, который в одиночку меняет 80-килограммовые колеса на трассе в любую погоду – это вам не прыщавый юный хипстер, ничего, кроме члена и айпада, в руках по жизни не державший. С водилами-дальнобоями можно устроить настоящий бой и развить конфликт до открытого противостояния с властью. Но водителей просто используют, в своих интересах.

ИХ ЗНАЮТ НЕ ТОЛЬКО В ЛИЦО

Итак, новые персоны. Первый – Сергей Гуляев. Выпускник Львовского военно-политического училища, военный журналист. Училище выпускало специалистов двух направлений – военных журналистов и директоров гарнизонных ДК («танцор-тамада», как их называли в армии).

Дальнобойщиком никогда не был, но, по его словам, провел в Афганистане около 60 колонн. Ясный перец, не было в СССР специалистов-военных автомобилистов, что журналюг кидали затыкать этот прорыв. Училища были высшие военные автомобильные – Челябинское, Самаркандское, Рязанское. Дальневосточное (в Уссурийске), а водить автоколонны в Афгане, кроме как журналистам, некому было. Впоследствии работал в знаменитых питерских «600 секундах».

Впрочем, это субъективное суждение, а вот объективные данные. Сергей Гуляев – ярый антипутинец.

Соратник Гуляева – координатор протеста в Санкт-Петербурге Александр Расторгуев. Кстати, выпускник военного автомобильного училища. Но дальнобойщиком тоже никогда не был. Создатель питерского отделения организации «Синие ведерки», с апреля 2013-го возглавляет региональное отделение партии «РПР-Парнас» в Ленинградской области. Любит позировать вместе с Касьяновым, Гозманом, прочими белоленточниками. С трагическом лицом запечатлен на мосту, где был убит Немцов, с торжественным лицом позирует, требуя отправить Путина в Гаагу, а Надежду Савченко, после предоставления ей свободы, в Страсбург, в Европарламент. Естественно, сторонник майданутых.

P.S. Сейчас ситуация стабилизировалась. Водители в регионах спокойно работают, движение на трассах налажено, проблем нет. Но жаждущие пиара вожди не хотят этого замечать. На месте настоящих дальнобойщиков я бы избавился от потенциальных провокаторов. Нет-нет, никакого насилия! Просто не надо пускать в свои ряды людей, которые ради своей борьбы за власть способны на то, о чем предпочитают умалчивать. Пусть они митингуют отдельно, за углом.