Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика1 января 2016 14:04

Почему «Стратегию 2020» заменили «Стратегией»

В канун Нового года президент РФ своим Указом утвердил «Стратегию национальной безопасности». Корреспондент "КП" прочитал документ и сравнил - что за семь лет изменилось в политике России
До 31 декабря 2015 года, у нас имелась «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», утвержденная Указом президента в мае 2009 года

До 31 декабря 2015 года, у нас имелась «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», утвержденная Указом президента в мае 2009 года

Фото: РИА Новости

До 31 декабря 2015 года, у нас имелась «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», утвержденная Указом президента в мае 2009 года. Это достаточно небольшой документ — не более десяти печатных страниц, который безнадежно устарел много лет назад, возможно, в еще семь лет назад, момент подписания Указа президентом. Отличия старой и новой «Стратегии» велики. Вот, на мой взгляд, самые важные различия, которые удалось определить:

Глава «Положение России в современном мире»

Было:

«Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимосвязанностью событий».

Подразумевалось, что Россия успешно входит в этот глобальный мир, на равных правах. Отмечались отдельные недостатки в «региональной архитектуре Евро-Атлантического региона» и не очень позитивная роль Северо-Атлантического альянса в решении этих проблем.

Стало:

Первое, о чем говорится в новой «Стратегии» - «национальные интересы России», вообще, это словосочетание встречается в «Стратегии» чуть ли не в каждом третьем предложении:

«Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов».

Дальше в тексте «Стратегии» сообщается о защите своих национальных и экономических интересов за рубежами страны, а также об участии России в решении международных проблем и урегулировании военных конфликтов. То есть, прямым текстом сообщается, что Россия имеет свои интересы за пределами своих границ и будет их отстаивать впредь.

Было:

«Переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а так же ресурсный потенциал и прагматичная политика его использования, расширили возможности Российской Федерации по укреплению ее влияния на мировой арене».

Сейчас наша страна находится под беспрецедентными экономическими санкциями, причины которых туманны и надуманы. Разумеется, этот пассаж из старой «Стратегии» устарел морально, как и сама внешнеполитическая концепция «энергодержавы». Возможно, внутри российской политической элиты, ее никто всерьез и не рассматривал, эту возможность доминировать в международной политике с помощью торговли ресурсами. А вот на Западе ее восприняли серьезно, что дало нам чуть ли не десяток мирных лет на реформу и перевооружение армии. В любом случае, карты открыты и этот пассаж из старой «Стратегии» более не актуален.

Стало

«Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный, взаимосвязанный характер. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах».

То есть, прямым текстом сообщается, что Россия имеет свои интересы за пределами своих границ и будет их отстаивать впредь

То есть, прямым текстом сообщается, что Россия имеет свои интересы за пределами своих границ и будет их отстаивать впредь

Фото: Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН

В старой «Стратегии» все вызовы и опасности были определены верно — точки обострения и конфликтов не меняются уже десяток лет. Это Ближний Восток, например. Предполагались и военные конфликты у границ России и в зонах ее влияния. Единственное, что не рассматривалось — активное, военное участие России в решении этих проблем. Скорее, наоборот:

Было:

«На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств.

Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений».

Старой «Стратегией» ООН по прежнему рассматривалась, как гарант стабильности и соблюдения законов международного права. Вот только в реальности, роль ООН что в смуте на Украине, что борьбе с ИГИЛ, оказалась ничтожна. Если не сказать наоборот...

Стало:

«В области международной безопасности Россия сохраняет приверженность использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества. Применения военной силы для защиты национальных интересов ВОЗМОЖНО (прим.авт.) если все принятые меры ненасильственного характера оказались неэффективны.

В списке угроз новой «Стратегии» появилось упоминание «цветных» революций

В списке угроз новой «Стратегии» появилось упоминание «цветных» революций

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Глава «Национальные интересы и приоритеты»

Нет смысла их цитировать, они абсолютно идентичны в обоих стратегиях. Суть интересов и приоритетов можно описать несколькими словами: «чтобы всем в России было хорошо». Но вот в разделе обеспечения этих интересов, видны радикальные изменения:

Было:

«Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.»

Стало:

«Обеспечение национальных интересов страны осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

1. оборона страны....»

Оборона страны в новой «Стратегии» стоит на первом месте, и это недвусмысленно намекает на то, что война вообще-то уже идет, только не все до конца это понимают. Но, там «где надо» - все понимают прекрасно, и это вселяет некую уверенность. Военная доктрина РФ совершенно другой документ, выходящий за рамки «Стратегии», что новой, что старой. Можно лишь отметить, что все региональные конфликты в «Стратегии-2015» рассматриваются в связке с мировыми процессами, определяются как не случайные. Так же совершенно прямым текстом намекается на реальность применения ядерного оружия для обороны России. В старой «Стратегии» говорится лишь о «сохранении потенциала сил ядерного сдерживания».

В списке угроз новой «Стратегии» появилось упоминание «цветных» революций, а так же, особое внимание уделяется контролю за средствами коммуникации — можно догадаться, что речь идет в первую очередь об Интернете.

Любопытно, что основная задача государства в обоих «Стратегиях» идентична, это «Рост благосостояния граждан». Очень похожи разделы касающиеся экономики, науки и здравоохранения. Вещи и идеи, которые там излагаются настолько очевидны, что нет смысла их пересказывать. Можно ограничиться несколькими словами - «опора на собственные силы», «уход от сырьевой зависимости», «импортозамещение в сельском хозяйстве и фармацевтике». Единственное, все это прописано более подробно и развернуто. Краеуголные расхождения появляются в разделе «Культура», они любопытны.

Было:

«Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются:

расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства ...»

Стало:

« Сохранение и приумножение традиционных российских ценностей, как основы российского общества...»

Угрозу авторы концепции рассматривают именно в размывании этих традиционных ценностей, с чем невозможно поспорить. Причем, размывании «путем внешней культурной и духовной экспансии». Еще одна угроза - «снижение роли русского языка в мире».

Глава «Стратегическая стабильность»

В старой «Стратегии» эта глава вообще не содержит никакой конкретики — только затасканные общие фразы.

В новом варианте, все предельно конкретизировано. Россия не собирается менять свой политический вектор и продолжает двигаться на Восток с помощью множества политических, экономических и военных союзов, которые прилежно перечислены: СНГ, ОДКБ, БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества, форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сорудничество», «Группа двадцати». Заявлено о поддержке Абхазии и Южной Осетии. Два пункта посвящены Китаю и Индии, взаимодействие с этими странами или «привилегированное сотрудничество» - важнейший фактор нашей экономической и политической безопасности. Говорится о странах Южной Америки. А вот в отношениях с США, Россия лишь «заинтересована». Более никакие страны условного «Запада» в «Стратегии» не упоминаются. По поводу НАТО и сотрудничества с ним, говорится, что «глубина и содержание таких отношений будут определяться готовностью альянса учитывать законные интересы Российской Федерации при осуществлении военно-политического планирования и уважать нормы международного права».