Премия Рунета-2020
Москва
+2°
Boom metrics
Общество29 февраля 2016 22:00

Выгодно быть банкротом

Пока металлургический олигарх Вадим Варшавский, которому в свое время за долги ограничивали выезд за рубеж, вынашивает грандиозные планы, его завод отравляет жизнь горожанам
Аркадий МЕЛЬНИКОВ

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ!

На днях химико-экологический центр «Эхо» опубликовал обращение жителей города Шахты Ростовской области. Они жалуются на Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ). Видимо, шахтинцы устали ждать, когда обещания модернизировать предприятие будут выполнены и город перестанет ощущать тяжелый запах, идущий от завода, а окрестности не будут покрываться промышленной пылью.

Инспекторы центра выехали на место и зафиксировали большой выброс газов в той части завода, где вывода газов в атмосферу не должно быть. Длился несанкционированный выброс около часа, а в окрестностях завода, как до, так и после несанкционированного выброса газов стоял слабовыраженный специфический запах, напоминающий запах гари.

Люди, живущие по соседству с заводом, жалуются не только на запах, но и на желтую пыль, из-за которой приходится все время держать окна закрытыми, особенно летом. По словам местных жителей, основная работа завода происходит ночью и сопровождается большим шумом, особенно дискомфортным для тех жителей, окна домов и квартир у которых смотрят на завод.

По мнению специалистов, причиной возможного загрязнения окружающей среды в окрестностях завода может быть неэффективная система очистки газообразных продуктов. Помимо выбросов в атмосферу, не исключено попадание вредных веществ в окружающую среду через систему водоотведения. Анализы проб почвы и воды должны будут подтвердить или опровергнуть это предположение.

Кстати, в начале февраля плановую проверку на ООО «Ростовский электрометаллургический заводъ» проводило Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности при проведении идентификации опасных производственных объектов. Возбуждены дела об административных правонарушениях.

Владелец завода Вадим Варшавский отделается штрафом, а экологическая проблема как была, так и останется. Впрочем, экология - не единственная и далеко не главная проблема, связанная с деятельностью металлургического магната Вадима Варшавского. Для того, чтобы это понять, надо вспомнить историю его холдинга «Эстар».

Пока жители Шахт вдыхают заводскую гарь,  Вадим Варшавский вынашивает планы по увеличению своих доходов. Фото автора

Пока жители Шахт вдыхают заводскую гарь, Вадим Варшавский вынашивает планы по увеличению своих доходов. Фото автора

СОБРАТЬ, РАЗВАЛИТЬ, «НАВАРИТЬ»

В составе «Эстара» находились Ростовский, Златоустовский, Нытвинский и Гурьевский метзаводы, шахта «Восточная» в Ростовской области и еще несколько предприятий. Проблемы у Вадима Варшавского возникли в 2008 году. К тому времени он накопил более 1 миллиарда долларов долгов. Но из-за кризиса доллар пополз вверх, а цены на металлопродукцию - соответственно вниз. Ситуация возникла критическая.

Как показывает новейшая история российского капитализма, даже безнадежную ситуацию можно обернуть в свою пользу. В то время, когда одни бизнесмены делают все, чтобы вытащить активы из долговой ямы, другие ускоряют путь к банкротству, чтобы извлечь из этого хорошие барыши.

Впрочем, некоторые факты могут указывать на то, что негативный сценарий был продуман заранее. Пример тому - Златоустовский металлургический завод. До 2009 года он принадлежал группе «Эстар» Вадима Варшавского. Купив ОАО «ЗМЗ», он создал компанию «Металлург Ресурс», которому передал основные фонды завода. И начал брать кредиты под залог имущества ЗМЗ. Как утверждают эксперты, именно эти кредиты, взятые на другие компании, сильнее всего ударили по заводу. Так, по мнению прокурора Челябинской области Александра Войтовича, экс-депутат Госдумы Вадим Варшавский через подконтрольную группу «Эстар» решал за счет ЗМЗ свои бизнес-проблемы - «на завод было навешано обязательств почти на 16 млрд. рублей».

В 2009 году, когда Златоустовский метзавод был «скорее мертв, чем жив», его оздоровлением занялся «Мечел». Он выдал «Эстару» заем почти на миллиард долларов. Вадим Варшавский до 2013 года должен был либо погасить долг, либо отдать активы «Мечелу» (к этому сроку «Эстар» вернул только пятую часть долга). С правительством Челябинской области было заключено соглашение, которое предполагало сохранить Златоустовский завод. Забегая вперед, скажем, что условия соглашения были выполнены, и в 2013 году активы ЗМЗ перешли к компании «Красный Октябрь». Все это время «Мечел» обеспечивал завод заказами, сохранял социальную стабильность на предприятии и в самом городе Златоуст.

После того, как соглашение было выполнено, на ЗМЗ пришел новый инвестор - волгоградский метзавод «Красный Октябрь», который переименовал предприятие в ООО «Златоустовский электрометаллургический завод». Смена собственника пользы предприятию не принесла.

Генеральный директор ЗАО «ВМК «Красный Октябрь» Дмитрий Герасименко, который стал управляющим Златоустовского электрометаллургического завода, пообещал губернатору Челябинской области Борису Дубровскому, что трудоустроит у себя несколько сотен беженцев с Украины и примет на работу металлургов с ЗМЗ. Обещал увеличить штат с 3 до 4 тысяч человек к началу 2015 года.

На самом деле объем производства падал, несмотря на наличие заказов на спецстали, а количество безработных в Златоусте, наоборот, росло. Предприятие, как отмечают аналитики, копило кредиты, вследствие чего кредиторы подали иск о банкротстве. Судя по всему, опыт Вадима Варшавского - ввергать предприятия в огромные долги - на Златоустовском заводе был продолжен.

Кроме того, Дмитрий Герасименко оказался замешан в истории с мошенничеством на сумму в 266 миллионов рублей. Будучи у руля предприятия, он совершил ряд сомнительных сделок. Правда, в прошлом году дело было прекращено по мировому соглашению с потерпевшей стороной. Герасименко покинул свой пост и даже, как утверждают, страну.

Ну а перспективы завода не ясны. На днях против ЗМЗ в челябинский Арбитражный суд поступил очередной иск о банкротстве. На этот раз - от «Сибирского Делового союза» из Кемеровской области. Судя по всему, долги сильно давят на завод, а обещания остаются обещаниями.

НАЗВАНИЯ РАЗНЫЕ - МЕТОДЫ ОДНИ

Похожая история произошла еще с одним бывшим активом Вадима Варшавского - ОАО «Шахта Восточная». Градообразующее предприятие города Гуково (Ростовская область) закрылось в 2012 году из-за непомерного долга в 1,8 миллиарда рублей. Конкурсное производство продолжается до сих пор. Впрочем, интересно не столько банкротство шахты, сколько роль в этой истории конкурсного управляющего Сергея Рогова.

Как и коллега с «Красного Октября», в 2013 году он стал фигурантом уголовного дела. Правоохранительные органы подозревали его в неправомерных действиях при банкротстве предприятия и злоупотреблении полномочиями. По версии следствия, Сергей Рогов не стал оспаривать договор поручительства шахты по кредиту, который банк выдал некоему ЗАО «Логистическая инициатива». В итоге «испарились» 45 млн. долларов. Что любопытно, «Логистическая инициатива» ранее имела отношение к активам Вадима Варшавского.

А тем временем Вадим Варшавский, стоявший у истоков банкротства ряда собственных предприятий, во всех проблемах обвиняет «Мечел». Вернув себе Ростовский электрометаллургический завод и став его директором, Вадим Варшавский инициировал иски против «Мечела». По версии истца, из «Мечела» в офшоры было выведено более 800 миллионов долларов по некоей схеме с использованием механизма поручительства. В частности, «Мечел» якобы должен Ростовскому электрометаллургическому заводу 3,4 миллиарда рублей.

Многие эксперты уверены, что таким образом Вадим Варшавский, причисляя «Мечел» к разряду должников, стремится избавиться от собственных долговых обязательств перед этой компанией.

Пока жители Шахт вдыхают заводскую гарь, Вадим Варшавский вынашивает планы создать на базе РЭМЗ технологический парк «Вольфрамовая долина» по переработке вольфрамового сырья, конечная продукция из которого используется в сталелитейном производстве, порошковой металлургии, машиностроении. Об этом он заявил еще в ноябре прошлого года. И стал привлекать для работы на РЭМЗе дешевую рабочую силу - беженцев из Донбасса, отказывая при этом в предоставлении рабочих мест коренным шахтинцам.

Однако остается вопрос: если нет средств на решение насущных проблем действующего предприятия, то где Вадим Варшавский возьмет 500 миллионов долларов инвестиций на создание парка, если мало кто из банкиров верит ему после банкротства «Эстара»? Претворит в жизнь очередную историю банкротства?