Премия Рунета-2020
Екатеринбург
+7°
Boom metrics
Происшествия4 марта 2016 11:30

Руководство интерната, которому помогал фонд Водяновой: «Наказывать детей можно в комнате, где нет камер. Желательно, чтобы не оставалось синяков»

Журналист «Комсомолки» решил устроиться санитаром в детдом с дурной славой. На первом же собеседовании старшая медсестра открыла всю правду о воспитательных мерах в учреждении [аудио]
Детский дом для умственно-отсталых детей в Екатеринбурге прославился своими ЧП на всю страну

Детский дом для умственно-отсталых детей в Екатеринбурге прославился своими ЧП на всю страну

Интернат для умственно-отсталых детей на улице Ляпустина в Екатеринбурге пользуется очень дурной славой. Хотя еще пять лет назад он был практически образцово-показательный. Тогда его взяла под свое крыло модель Наталья Водянова. Мировая знаменитость помогала учреждению деньгами. Приезжала сюда она и сама. А потом здесь как будто что-то сломалось. ЧП стали в интернате обычным явлением.

Все началось с того, что воспитанники детского дома пожаловались силовикам, что их избивает санитар, да еще и заставляет попрошайничать. Следователям удалось установить 30 эпизодов насилия над 13 детьми. Кроме того, била детей и санитарка учреждения. Ее признали виновной в насилии над 14 воспитанниками. Дальше – хуже. Один воспитанник вытолкнул другого из окна третьего этажа. Апогеем же всего творящегося в детдоме ужаса стала смерть восьмилетней девочки. Беспомощную малышку санитарка оставила в ванной без присмотра, и та утонула.

В это же время уголовное дело завели на директора детдома. По версии следствия, она на протяжении трех лет по дешевке сдавала в аренду квартиры старших воспитанников, которые им предоставляло государство. Таким образом женщина заработала 1 миллион 800 тысяч рублей. Сама же она уверяла, что все вырученные деньги тратила не на себя, а на нужды своего учреждения.

Санитар (слева), избивавший воспитанников, был фигурантом двух уголовных дел

Санитар (слева), избивавший воспитанников, был фигурантом двух уголовных дел

Интернат после этого сменил двух директоров. А недавно детдомом занялся уполномоченный по делам ребенка РФ Павел Астахов. После этого детскому дому обещали новую жизнь…

«Комсомольская правда-Екатеринбург» провела свое расследование и выяснила, изменилось ли скандальное учреждение после всех ЧП, и действительно ли там удалось искоренить насилие над детьми.

«ДЕТИ У НАС СОВСЕМ РАСТЕНИЯ»

Понятное дело, журналисту бы внутреннюю информацию никто бы не раскрыл. Поэтому чтобы поговорить с руководством интерната «по душам», я решил устроиться туда на работу. После непродолжительного телефонного разговора меня пригласили на собеседование. Детдом очень нуждается в санитарах. Профессиональное образование, как выяснилось, не требуется. Только санитарная книжка, проверка психиатра, нарколога и сведения о судимости. Утром для меня проводят инструктаж.

- Санитар у нас занимается уходом за детьми-инвалидами по психиатрии, - объяснила мне при встрече исполняющая обязанности директора детдома Алла Маркова. – Санитар работает в день, в ночь или берет рабочие сутки. Когда идет в ночь, то спать нельзя вообще. Дети на препаратах. Вы должны будете следить за буйными воспитанниками. У некоторых есть нарушения сна. Также нужно следить, чтобы они не нанесли себе и окружающим вред. При этом пока они спят, вам нужно будет помыть коридор, туалет и игровую комнату.

С воспитанниками в интернате предлагают не проявлять нежность Фото:  Фото: Павел Астахов/Twitter

С воспитанниками в интернате предлагают не проявлять нежность Фото: Фото: Павел Астахов/Twitter

Всего в детдоме 14 групп по 15 детей. Хотя само руководство признает, что в идеале в одном подразделении должны быть восемь подростков, чтобы воспитатели и санитары могли с ними справляться. Всем воспитанникам от четырех до 18 лет. Среди них есть и буйные. При этом за каждой группой закреплен только один санитар. От такого напряжения и нелегкой работы нервы зачастую у нянь не выдерживают. Также в интернате есть отделение «Милосердие», где содержатся, как выражаются сотрудники, «совсем лежачие». Именно там и утонула восьмилетняя девочка.

- Утром детей нужно поднять, подмыть, переодеть и почистить им зубки, потому что сами они не могут, - продолжает директор. - Потом приходит воспитатель. Есть такие дети, которые в школу не ходят, - совсем тяжелые «растения». Потом обед, тихий час обязательно. Дети устают, голова у них больная. Затем полдник, прогулка, ужин, игры, досуг и потом сон. График гибкий, после ночи обязательно два дня выходных. Рабочая неделя у санитара – 36 часов. Отпуск больше 60 дней в году, если отрабатываете десять лет, имеете право на льготную пенсию. Но дети у нас – очень тяжелый контингент. Все они являются инвалидами по психиатрии. Поэтому сложность бывает в понимании. Поначалу будет очень сложно. Но мужчин они лучше слушают, чем женщин.

Даже Павел Астахов посетил интернат после ЧП, но сотрудник учреждения все равно предлагают применять физическую силу к воспитанникам Фото: Павел Астахов/Twitter

Даже Павел Астахов посетил интернат после ЧП, но сотрудник учреждения все равно предлагают применять физическую силу к воспитанникам Фото: Павел Астахов/Twitter

«ВОСПИТАННИКИ ЛОМАЮТ РАКОВИНЫ И УНИТАЗЫ»

Руководство детдома не скрывает, что с детьми им здесь управиться крайне сложно. Из-за этого у сотрудников случаются срывы. Тем временем меня отводят к старшей медсестре.

- Вы несете ответственность за жизнь и здоровье детей! - посвящает нас старшая медсестра интерната Светлана Ергина. - В праздники и в выходные дни санитарка или санитар остается с группой один. Нужно заниматься обслуживанием воспитанников, осуществлять постоянный контроль. Их нельзя оставлять без присмотра. Организованно сходили, поели, затем вы их ведете в туалет. В туалете одних не оставляете. Потому что они ломают раковины, ломают смесители, ломают унитазы. Такие дети. Они и дерутся, и ругаются. Тем более, если это мальчишки.

Наталья Водянова не раз посещала интернат Фото: Фонд "Обнаженные сердца"

Наталья Водянова не раз посещала интернат Фото: Фонд "Обнаженные сердца"

Кстати, заставлять воспитанников помогать санитару с уборкой здесь не возбраняется. Единственное условие, нельзя их заставлять мыть туалеты, а также вы должны участвовать в уборке наравне с ними. Можно самому вытирать пыль, а воспитаннику дать в руки швабру.

- Зарплата у нас от 10 тысяч рублей. В среднем 16 тысяч выходит. Мужчин мы нанимаем, потому что ребята у нас большие. Мы с ними справиться не можем, - признается Ергина. - Охранников у нас нет. У нас есть изолятор, куда мы кладем разбушевавшихся детей. В крайних случаях нужно вызывать психбригаду. Но, в общем-то, у нас сейчас пока спокойно. Таких сильно буйных детей нет. Но когда новенькие сотрудники приходят, там начинаются истерики. Ребята хоть и умственно отсталые, но проверяют всех сотрудников. Они их испытывают. Дети здесь живут, они здесь хозяева, и они это чувствуют. А мы тут гости.

Наталья и воспитанник интерната на Ляпустина в 2010 гоу Фото: Фонд "Обнаженные сердца"

Наталья и воспитанник интерната на Ляпустина в 2010 гоу Фото: Фонд "Обнаженные сердца"

«НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕЖНОСТЬ»

Сотрудники учреждения не скрывают, что к детям они относятся довольно жестко.

- Если станешь с ними разглагольствовать, они начинают на шею садиться, испытывать и издеваться, - хладнокровно говорит Ергина. - С ними нужно меньше разговоров, больше дела: «Так! Пошел туда! Сделал это!» У нас была женщина боевая такая. Она продержалась только одну смену. Потом приходит со слезами, рыдает, говорит: «Я не могу идти на смену, я боюсь их. Я от себя такого не ожидала, я всегда считала себя такой сильной. Я могу с мужиком побороться, не боюсь, а вот их боюсь!».

Послушных детей воспитатели и санитары могут поощрять конфетами. Но их нужно покупать на свою зарплату в 10 тысяч рублей.

Только после того, как малышка утонула, в детском доме поставили ванны для безопасного купания Фото: Павел Астахов/Twitter

Только после того, как малышка утонула, в детском доме поставили ванны для безопасного купания Фото: Павел Астахов/Twitter

К слову, в детдоме спокойно рассказывают и о своих предыдущих ЧП. В неофициальных разговорах можно узнать более полную картину того, как случились трагедии.

- У нас каждый день и опека, и министерство ходит, поэтому к проверкам мы привыкли, - делится Ергина. – Астахов приезжал к нам. У нас ребенок утонул во время помывки в корпусе «Милосердия», где дети лежачие. Там банщица была и санитарки. Они девочку как раз не держали, посадили в ванную и ушли. Поэтому детей без присмотра оставлять нельзя. Банщица у нас после этого сама уволилась, а по санитарке следствие ведется. А в том году ребенок у нас большой выбросил в окно маленького. Они умственно-отсталые. Одному вот надоело, что другой пищит и пищит. Он его и выбросил. А решетки у нас ставить нельзя.

В интернате на Ляпустина ранее прокуратура нашла множественные нарушения, в том числе касающиеся благоустройства

В интернате на Ляпустина ранее прокуратура нашла множественные нарушения, в том числе касающиеся благоустройства

«СТАРЫЕ САНИТАРЫ ДЕТЕЙ УЖЕ ВЫДРЕССИРОВАЛИ»

Самые сложные группы в детдоме – мальчишеские, № 8 и 11. 11 группа сложная физически. Там дети, которых нужно носить на себе, кормить и подмывать. А в восьмой крупные парни, с которыми не могут справиться санитарки. От них уже отказались три сотрудницы, пришедшие устраиваться на работу. Говоря о трудных детях, сотрудники интерната приоткрывают занавесу тайны. Оказывается, что избиения воспитанников – это не персональная идея санитара и санитарки, на которых возбудили уголовное дело. Наказывать физически здесь разрешают еще на стадии собеседования.

- Все равно физическое наказание есть, - признается Светлана Ергина. – Оно неофициальное, но оно есть. У нас же везде камеры еще стоят. Но наказывают у нас так: заводят в бытовую комнату, где нет камер. И каждый там своим методом. Конечно, желательно, чтобы не оставалось ни синяков, ни ссадин. А то у нас прокуратура работает уже сколько лет, и детей водит на допросы.

Павле Астахов после посещения интерната заявил, что в детдом нужно "вдохнуть новую жизнь"

Павле Астахов после посещения интерната заявил, что в детдом нужно "вдохнуть новую жизнь"

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Наказание в детдоме называют дрессировкой.

- Новый сотрудник приходит, ребенок его строит. А со старым сотрудником такой номер не пройдет. Закаленный санитар детей уже выдрессировал. Ребенок знает, что нужно по стойке смирно стоять. А новый сотрудник пришел - ага, можно истерику закатить или еще что-то. Надо себя в этом тоже проявлять, - объясняет медсестра.

На прощание мне рассказывают историю, как дети устроили пожар. Воспитанники курили, а сердобольные санитарки приносили им зажигалки и сигареты. И вот однажды дети подожгли диван.

В распоряжении "КП-Екатеринбург" есть запись разговора с сотрудниками детского дома.