Премия Рунета-2020
Москва
+7°
Boom metrics
Москва25 марта 2016 22:00

Пришло тепло - асфальт растаял

Корреспондент «КП» латал ямы с бригадой дорожников, чтобы разобраться, почему их закатывают каждый год, а они появляются снова и снова [видео, инфографика]
Наш корреспондент (на фото он слева) записался в ремонтную бригаду, чтобы выяснить, почему дороги приходится латать каждый год.

Наш корреспондент (на фото он слева) записался в ремонтную бригаду, чтобы выяснить, почему дороги приходится латать каждый год.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

«За границей дороги так дороги - как масло. А у нас яма на колдобине, материалы воруют, да и делать не умеют, качества нет, технологии не соблюдают», - вот краткий и цензурный пересказ бесконечных разговоров, ругающих наши дороги. Ну а как не ругать? Каждую весну люди в оранжевых жилетах начинают раздражать автомобилистов в столице. Из-за них - пробки, а на следующий год - опять то же: ямы и ремонт.

Я устал ругаться, пойду-ка класть асфальт сам. Надев фирменную куртку «Автомобильные дороги» (эта организация следит за состоянием улиц в Москве), отправляюсь с бригадой на ямочный ремонт. Если уж будет халтура, я это замечу.

НАМ ВСЕ ПРЯМОУГОЛЬНО

Николоямская улица, дом 19. Асфальт напротив здания заметно просел и потрескался. Колдобины, способной пробить подвеску авто, еще нет, но скоро появится. Чтобы не доводить дело до греха, начинаем ремонт.

Заплатка на дороге (по-научному называется карта) должна получиться с ровными краями, для этого асфальт сначала вырезают. Мой напарник Миша тащит от машины здоровую циркулярную пилу - она режет асфальт на любую глубину.

- Я сам видел, как дорожную яму засыпали асфальтом без всякой пилы. Выходит, рабочие делали неправильно?

- Выходит, - отвечает мой начальник Максим Михайлов. - Если заметили такую халтуру, надо жаловаться проверяющим (см. «Справку «КП»). Но это исключение. Заплатки на дорогах хорошо видны, и всегда они прямоугольные, такие, какими и должны быть.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ЯМЫ?

На то, чтобы обозначить границы будущей заплатки, уходит минут десять. Дальше мы начинаем сдалбливать верхний слой асфальта.

Я первый раз в жизни взял в руки отбойный молоток. Но дело пошло легко - главное, налегать посильнее. Тогда асфальт буквально крошится. Одно плохо, вибрация такая, что зубы начинают выбивать чечетку.

- Откуда берутся ямы? Многие уверены, что во всем виновата халтура дорожников, - спрашиваю своего шефа.

- Неправда, - говорит Михайлов. - Много зависит от погоды. Вот в 2005 году сначала все залило, потом ударил резкий мороз, а дальше наступила оттепель. Вода буквально разрывала асфальт. Так нам звонили из Германии, интересовались, как мы тут справляемся! Оказалось, у них было ровно то же самое. Идем дальше - многие улицы в центре строились с расчетом на легкие советские грузовики. Теперь техника заметно тяжелее, надо делать капремонт. Но сразу и везде это не провернешь. По программе «Моя улица» меняют два слоя асфальта (при обычном ремонте один), это дорого, сложно и небыстро. Если начать капремонт по всему городу, то люди даже в магазин не дойдут, все будет перекопано. Не забываем и про подземные трубы. Достаточно одной потечь, чтобы грунт размыло и дорога просела. Ямы есть везде - посмотрите на улицы Нью-Йорка, там полно колдобин.

- Ям в Москве становится больше или меньше?

- Однозначно меньше. В последние годы мы лучше следим за качеством материалов для асфальта, которые привозят на завод. Проверяется и щебень, и битум, и песок. Раньше такого контроля не было. Асфальт вроде остается таким же, но качество его выше.

Так в Древнем Риме еще в начале нашей эры строили дороги, по некоторым из них можно прогуляться и сегодня. А бетон, кстати (не путать с армированным бетоном), знали еще в Древней Греции.

Так в Древнем Риме еще в начале нашей эры строили дороги, по некоторым из них можно прогуляться и сегодня. А бетон, кстати (не путать с армированным бетоном), знали еще в Древней Греции.

ЛЕГ КАК ВЛИТОЙ

Когда мы закончили долбить асфальт и перекидывать лопатами его обломки в кузов самосвала, наступила самая ответственная часть. Надо залить углубление новым литым асфальтом. Весь день за бригадой ездит специальный грузовик-термос. В нем материал остается горячим 12 часов.

Тяжелая машина медленно подъехала к аккуратной прямоугольной яме и начала заливать ее черной горячей массой. Наша работа - лопатами разравнивать новый асфальт. Материал жидкий, он сам заполняет неровности и выравнивается.

- Почему асфальт называется литым?

- Это специальный состав, в отличие от обычного в нем больше щебня и битума, - объясняет Максим Михайлов. - Литой асфальт можно использовать при любой погоде, и его не надо укатывать катком, он сам выравнивается и застывает. Поэтому во всем мире им пользуются для ямочного ремонта.

- И давно пользуются?

- Десятилетия. Но не надо думать, что мы до сих пор работаем по советским технологиям. Теперь используется более твердый щебень, изменена химическая формула битумной смеси. Наука не стоит на месте, а заодно и улучшается литой асфальт.

- Сколько простоит заплатка?

- Минимум год-два. Этого как раз хватит, чтобы дотянуть до следующего общего ремонта всего асфальта на вашей улице. Он в Москве делается раз в три года.

А так строят дороги сейчас.

А так строят дороги сейчас.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

РЕМОНТ НА СКОРОСТЬ

Закончив латать яму, бригада никуда не уезжает. Должно пройти минимум минут 40, прежде чем по свежему литому асфальту сможет проехать машина. Пока покрытие не высохнет, уходить нельзя. Иначе обязательно найдется шофер, который въедет в мягкое покрытие, и все надо будет начинать сначала.

Дорожным службам на ремонт ямы дается от 12 часов (если провал представляет серьезную опасность) до 5 дней.

- Не раз слышал, что дорога может служить годами, если ее один раз построить надежно. А у нас все время что-то чинят.

- В идеале надо закрыть всю улицу целиком на три дня, чтобы хорошо поменять асфальт, - рассказал Михайлов. - Тогда покрытие полностью высохнет и станет твердым. В реальности сделать так сложно - представьте, например, что начнется, если мы закроем Садовое кольцо. Максимум дорожники перекрывают одну полосу. И трех дней нам никто не даст - вечером меняем асфальт, а утром уже пускаем движение.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Москве не повезло с климатом»

Получается, дорожный ремонт будет каждую весну, как бы мы ни ругались и ни возмущались. Или все-таки можно делать дороги в Москве более качественно, чтобы не латать ямы так часто? С этим и другими вопросами мы обратились к профессору кафедры дорожных материалов МАДИ Юрию Васильеву.

- Почему ямы появляются именно весной?

- Они и зимой бывают, просто на морозе все смерзается. А сейчас асфальт оттаял, крошки свободно откалываются. Вообще Москве не очень повезло с климатом - у нас за год температура воздуха 60 - 70 раз проходит через нулевую отметку. Вода заливается в микротрещины, а ночью замерзает, увеличивается в объеме на 9% и разрывает асфальт. Потом все опять тает, опять замерзает... Любому покрытию будет тяжело.

- В скандинавских странах тоже холодно, но у них таких проблем, как у нас, нет.

- У них нет таких зимних оттепелей, как у нас, осенью все замерзает, а весной оттаивает. При таком режиме и плохой асфальт будет лежать.

- В Москве еще недавно было принято решение менять асфальт каждые три года, не слишком часто?

- Слишком. Качественное покрытие и пять лет, и более может успешно эксплуатироваться. А если оно не качественное, в асфальте слабые места проявятся в первые год-два. Все это обязаны устранять по гарантии подрядчики за свой счет.

Чтобы заплатка получилась ровной и аккуратной, нашему Олегу пришлось сначала поработать отбойным молотком.

Чтобы заплатка получилась ровной и аккуратной, нашему Олегу пришлось сначала поработать отбойным молотком.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ЕЩЕ ПАРА ВОПРОСИКОВ

- Что за круглые отверстия делают в асфальте?

- По-научному они называются керн. Коммунальщики вырезают часть покрытия, чтобы выяснить толщину и состав асфальта. Так проверяют качество работы подрядчика. Дырки не заделывают - почему-то считается, что они не сильно влияют на качество дорожного полотна.

- Почему не делать дороги бетонными?

- Бетон не поглощает вибрации, когда машина едет, как асфальт, а отражает их. Из-за этого бетонные дороги в 1,5 раза шумнее. По санитарным нормам в городах их использовать нельзя. Еще крупный недостаток бетонных дорог: сложность строительства. 28 дней по проезжей части никто не может ездить - все это время материал твердеет.

СПРАВКА «КП»

Куда жаловаться на дорожные недостатки

✔ Если асфальт уложен криво и в дождь вся вода скапливается на пешеходном переходе;

✔ если дорожники неправильно кладут асфальт, вываливая его в лужу;

✔ если на улице образовалась большая колдобина, а ее никто не латает,

сообщайте на горячую линию Объединения административно-технических инспекций (8 (499) 264-96-81) или на портал Наш город (gorod.mos.ru). Информация в течение нескольких часов поступит ремонтникам. Если вы недовольны работой городских служб, не забудьте на мобильный телефон сделать фото халтуры.