Премия Рунета-2020
Москва
+7°
Boom metrics
Москва31 мая 2016 22:00

Известный урбанист Вукан Вучик - о транспорте в столице: Я рад, что Москва начала борьбу с маршрутками

О плюсах и минусах столичной транспортной революции, об инженерных заблуждениях и общемировых ошибках авторитетный транспортный эксперт рассказал в эксклюзивном интервью [видео]
Фото: ГУСЕВА Евгения

Фото: ГУСЕВА Евгения

Вукан Вучик приехал в Москву на один день. На этот раз не по делам, а транзитом. Но с проблемами российской столицы он знаком очень хорошо: по крайней мере произносит слова «пробки» и «маршрутка» исключительно на русском языке. Похоже, эти термины успели стать международными.

Вучик не раз консультировал мэрию, когда московские чиновники планировали очередную транспортную реформу. А в этот раз специалист согласился поговорить с «Комсомолкой».

МАРШРУТКИ - ЗЛО

- Сейчас город начал избавляться от старых маршруток, но не всем это пришлось по душе. Власти правильно поступают?

- Абсолютно правильно. Невозможно иметь хорошую систему общественного транспорта, с развитой инфраструктурой, современными остановками, и чтобы при этом по городу ездили ветхие маршрутки.

Муниципальный общественный транспорт работает целый день. Он гарантирует, что люди смогут уехать домой и рано утром, и поздно вечером. А что делают частники? Выезжают только в час пик, когда на остановках много людей. Маршрутки собирают самых «вкусных» пассажиров, но при этом ни за что не отвечают - они не работают, когда им это не супервыгодно. Городской транспорт теряет людей, теряет доходы.

В 1918 году в США тоже появились маршрутки. Люди на личных авто забирали пассажиров с трамвайных остановок, но потом это запретили в суде.

В Британии при Маргарет Тэтчер решили «либерализировать» рынок. Власти разрешили всем желающим возить пассажиров, как кому захочется. Кончилось все плохо - качество и безопасность общественного транспорта снизились, количество пассажиров упало на 30%! В итоге через несколько лет Тэтчер вернула старые правила.

Маршрутки ездят в тех городах, где с транспортом все совсем плохо: Бейрут, Найроби, или в тех, где власти быстро теряют контроль, например, российский Омск.

Я рад видеть, что некоторые города - Москва, Казань - начали борьбу с маршрутками. Теперь частники заключают договор с городом и ездят по тем правилам, которые им диктуют муниципальные власти.

- Да, но многим не нравится, что новые городские маршрутки с договорами стали ездить реже старых коммерческих.

- А это уже вопрос к столичным чиновникам. Если пассажирам не нравится, как стал работать общественный транспорт, пусть они пожалуются в Дептранс или мэрию. Тогда город изменит правила для частных перевозчиков, чтобы они стали ездить чаще.

Москва - не Найроби, поэтому транспорт должен подчиняться общим правилам. Что и происходит в столице: синие автобусы постепенно заменят все старые маршрутные такси.

Москва - не Найроби, поэтому транспорт должен подчиняться общим правилам. Что и происходит в столице: синие автобусы постепенно заменят все старые маршрутные такси.

Фото: Евгения ГУСЕВА

ТРОЛЛЕЙБУСЫ УБИРАТЬ НЕЛЬЗЯ

- Из центра города убирают троллейбусную контактную сеть, заявляя, что автобусы гораздо лучше. В будущем обещают пустить электробусы или троллейбусы с автономным ходом. Правильно, что Москву избавляют от проводов?

- Последние 40 лет я слышу разговоры, что уже через пять лет мы получим отличные электробусы. Их все еще нет, но многие производители сегодня обещают сделать дешевые экономичные автобусы на аккумуляторах как раз... через 4 - 5 лет!

Я верю, что по центру любого города мира с успехом смогут ездить троллейбусы с автономным ходом и автобусы на аккумуляторах. Но кто-то должен сделать такие машины, надежные и экономичные, а потом уже резать провода. Скоро мимо Кремля пустят дизельные автобусы, и кто знает, когда получится заменить их на экологически чистый транспорт?

Убирая контактную сеть, совершают типичную ошибку других городов. Все, кто лишил себя троллейбусов, в итоге пожалели. Брюссель, Мадрид, Париж, Амстердам осознанно отказались от дизельных двигателей в общественном транспорте. Сейчас они делают ставку на электричество.

В будущем провода можно было бы использовать для подзарядки электробусов прямо в пути. Но убрать контактную сеть дешево, а построить заново - дорого.

ПЛАТНЫЙ ВЪЕЗД В ЦЕНТР ОСВОБОДИТ ДОРОГИ

- В Госдуму внесен законопроект «Об организации дорожного движения», документ разрешает муниципальным властям делать въезд в центр города платным. Нужна ли Москве такая мера?

- Сейчас водители, которые едут в центр, проводят массу времени, стоя в пробках. Если посчитать, сколько людей на дорогах теряют часы своей жизни, то мы получим целые упущенные годы!

А теперь давайте сделаем автомобилистам предложение: вы платите за въезд 150 рублей и получаете свободные дороги. Неужели все откажутся?

В итоге выигрывает каждый. Шоферы получают свободный центр. На собранные деньги город покупает новые автобусы, троллейбусы и пускает их по пустым улицам. Пассажиры быстрее добираются до нужного места. Экология города улучшается.

- У нас люди не примут платный въезд в центр.

- Потому что сначала всем надо понятно объяснить, зачем это делается и какие результаты будут получены.

Кроме этого, людям, которые откажутся от личного авто, надо предложить достойную транспортную альтернативу. Автобусы, метро должны ездить часто и без сбоев. Без хорошей системы общественного транспорта никто с машины не пересядет.

- Если честно, поездки на одном общественном транспорте могут получиться дорогими. Ведь за каждую пересадку надо отдельно платить. Проще уж сесть и доехать на авто.

- Билетное меню можно изменить. Довольно удобно, когда стоимость поездки зависит от дальности. Не важно, сколько пересадок совершил пассажир, - главное, сколько он проехал. Пересадки в таком случае становятся бесплатными. Во многих городах как раз работает система оплаты, привязанная к расстоянию. Технически все решаемо.

Вукан Вучик.

Вукан Вучик.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Справка «КП»

Вукану Вучику сейчас 81 год. Он эмигрировал в США из Югославии. Профессор Пенсильванского университета, преподавал в Сингапуре, Лиссабоне, Сан-Паулу. Принимал участие в модернизации системы общественного транспорта Вашингтона, Рима, Нью-Йорка, Неаполя, Манчестера, Мехико, Пекина.

Признан одним из самых авторитетных урбанистов и транспортных специалистов мира. В 2012 году входил в жюри, оценивающее проекты развития Новой Москвы. В 2013 году приехал в столицу для оценки целесообразности строительства Северо-Западной хорды и реконструкции Ленинского проспекта.

Инструкция «КП»

Как пользоваться «Тройкой» в новых синих маршрутках

Автоматы, которые считывают проездные билеты в метро, наземном транспорте, монорельсе, «Аэроэкспрессе», работают по одному простому принципу — плотно приложил «Тройку», списал поездку, прошел через турникет и поехал, куда тебе нужно.

А вот в новых синих маршрутках все не так! Если «Тройку» или социальную карту плотно приложить к считывателю, то он ее не распознает. Карту нужно держать на расстоянии примерно 1 сантиметра от автомата.

Для быстрого прохода не надо носить с собой линейку. Просто между «Тройкой» и считывателем держите палец. Он как раз той толщины, чтобы карта сработала.