Премия Рунета-2020
Москва
+2°
Boom metrics
Общество31 мая 2016 22:00

Сергей Собянин: Москва тратит огромные деньги на благоустройство? Это миф!

В редакции «Комсомольской правды» побывал мэр столицы
Сергей Собянин приходит в гости к «КП» не в первый раз. И всегда обстоятельно отвечает на острые вопросы.

Сергей Собянин приходит в гости к «КП» не в первый раз. И всегда обстоятельно отвечает на острые вопросы.

Фото: Евгения ГУСЕВА

В Голубом зале, где обычно проходят наши планерки, мы поговорили за чашкой чая о том, что волнует москвичей.

Вот что мэр рассказал...

О метро и пробках

- Сергей Семенович, Москва активно строит метро. Такое ощущение, что никогда не открывали так много станций и линий, как сейчас.

- Никогда. Несмотря на экономический кризис, программу строительства метро мы не останавливаем. Более того, хотя за последние годы и открылось немало новых станций, но в основном мы проводили подготовительную работу. Чтобы построить одну ветку, нужны годы рытья котлованов, тоннелей, прокладки сетей и так далее. Благодаря этому в ближайшие три года в Москве будут массово открываться новые станции метро. Среди них - долгожданные линии вдоль Дмитровского шоссе, в Солнцеве и Новопеределкине. Некоторые ветки, например в Некрасовку, разгрузят действующие линии. Мы построим первый участок третьего пересадочного контура подземки, который тоже немного освободит Кольцевую линию и некоторые радиальные направления. В этом году запускаем так называемое наземное метро - это Малое кольцо железной дороги (МКЖД). На самом деле это уже никакое не Малое кольцо железной дороги, а новые главные пути для пассажирского тактового движения, как в обычном метро. МКЖД будет интегрироваться с существующими станциями метро, наземным общественным транспортом и пригородными направлениями железной дороги. Конечно, это произойдет не сразу, но уже на первом этапе постараемся сделать пересадки на максимальном количестве станций. Потом еще год-два будем расширять интеграцию МКЖД с другими видами общественного транспорта.

- Исчезнут ли пробки на дорогах? Может быть, нам помогут заграничные методы?

- Все методы известны. Никто в мире не решает транспортные проблемы с помощью строительства эстакад, мостов и магистралей. В мегаполисах все решают платные дороги, ограничение стоянки, въезд только по четным или нечетным номерам, запрет продажи машин или драконовские налоги. В Сингапуре и Гонконге, где действует целый набор таких мер, машин на душу населения в три раза меньше, чем в Москве. Мы ничего этого не делаем. Мы только ввели платную парковку. Она ограничивает количество парковочных мест, а значит, и количество въезжающих машин до уровня, который город может себе физически позволить. Если увеличим в два раза парковочные места, тогда снова встанем в пробке. Выбор-то у нас с вами небольшой. И это нужно в первую очередь для водителей, чтобы можно было проехать по улицам. И они сегодня реально едут.

О реконструкции города

- Сейчас кризис, а Москва позволяет себе тратить миллионы на благоустройство...

- На самом деле это какой-то миф, что мы тратим огромные деньги на благоустройство. На него уходит 1,5% бюджета Москвы. Это немного. Если разложить эти расходы на каждого из 15 миллионов постоянно или временно проживающих в столице, получатся не такие большие деньги. На чем мы экономим? На торгах. При размещении государственного заказа экономия составляет до 20 - 25%. В год это около 140 миллиардов рублей. Это как раз та экономия, которая позволяет нам сохранять инвестиции и развивать город. Одна из наших главных задач - благоустройство. Вначале мы занимались дворами, скверами, парками, вылетными магистралями. Сейчас перешли к центру города.

- Вся Тверская уже перекопана и наполовину перекрыта. Пешеходы предвкушают, как после реконструкции будет уютно. Но водители волнуются, не встанет ли город в пробках на главной улице?

- Никакого конфликта между пешеходами и автомобилистами не будет. Мы стараемся сделать комфортно и для тех, и для других. К сожалению, во время ремонта дорог водителям сложно. Но после реконструкции эти улицы едут быстрее. То же самое будет и с Тверской. Мы не собираемся перекрывать ее под пешеходное движение. Это одна из главных магистралей города. На ней должны быть минимум 8 полос для машин. Но сейчас в разных местах на Тверской и 8, и 10, и 11 полос. Во-первых, выровняем движение, потому что постоянное перестроение ведет к дополнительным аварийным ситуациям и пробкам. Во-вторых, постараемся создать действительно комфортное пространство для пешеходов, чтобы Тверской не чурались, а, наоборот, старались по ней прогуляться. Мне кажется, это важно и для автомобилистов, и для пешеходов, и для бизнеса, который там расположен. Кстати, на Тверскую частично вернем и парковочные места. Их там сейчас вообще нет. Реконструкцию на улично-дорожной сети закончим до 1 сентября. Возможно, какие-то участки доделаем чуть позже, но они не будут уже такими критичными.

О велосипедном и пешеходном буме

- В Москве вообще настоящий бум двухколесного транспорта, но в основном в центре. А в остальных районах появятся велодорожки?

- Мы стараемся открывать велотрассы во всех районах - в парках, скверах, на особо охраняемых природных территориях. На улицах другие правила. Там сначала нужно увеличить сам поток велосипедистов, а потом под них создавать инфраструктуру. Ведь не факт, что, проложив велодорожки, оттеснив пешеходов и автомобилистов, мы привлечем туда велосипедистов. Мы экспериментируем, видим, что не везде получается.

- А есть обратный механизм? На Никитской открыли веломаршрут, но никто никогда там не видел живого велосипедиста. Или вот поставили на Ленинградке скамеечки, но сидеть там некому.

- На той же Никитской достаточно дружелюбная атмосфера. По велодорожкам и пешеходы идут, и мамы с колясками гуляют, и велосипедисты тоже есть, особенно в хорошую погоду. Одно другому не мешает. Казалось бы, зачем ставить на улицах лавочки? Возьмем Большую Дмитровку. Там и так была узкая дорога, а ее еще заузили. Но как-то в праздники я проезжал по Большой Дмитровке. Честно говоря, не узнал ее. Все лавочки заняты. Люди уже не просто пробегают, а сидят, стоят, любуются, ходят, общаются. Не надо суетиться, надо дать возможность людям привыкнуть. На всех улицах, где мы провели реорганизацию пешеходного пространства, количество пешеходов выросло от 2 до 5 раз. Это становится трендом Москвы. Люди стараются гулять. Я всегда считал Москву одним из лучших городов. Даже в самые тяжелые для нее времена. Но атмосфера здесь становилась все жестче и некомфортнее. Все заполонили машины, все заставлено, загазовано. Сами автомобилисты уже не могут проехать и пешеходам не дают пройти. Никто не захочет в таком городе жить и работать.

А теперь ситуация меняется в лучшую сторону. Кстати, в пешеходных зонах происходит и реорганизация бизнеса. Вместо бутиков появляются демократичные кафе, рестораны, магазины, которые рассчитаны на пешеходов.

- Архитекторы предлагают использовать для прогулок крыши домов в центре. Или это из области фантастики? Как дальше будет меняться общественное пространство?

- Почему же фантастика? Есть кровли зданий, которые используются в центре города, например, в гостиницах. Но это должно соответствовать градостроительным требованиям. Что касается общественных пространств, к 2018 году мы закончим реконструкцию действующих парков. И, кроме того, создадим десятки новых зеленых зон в жилых районах. Конечно, будем заниматься и постепенной реконструкцией улиц и площадей. Мы постараемся сделать не просто благоустроенное каменное пространство, а живое, с праздниками, фестивалями, новыми московскими сезонами.

- Наверное, к осенним сезонам знаменитую зеленую голову перекрасят в желтый цвет?

- За нее уже развернулась конкурентная борьба (смеется). Когда мы ее переместили к торговому центру, там поток посетителей вырос в разы. Мы подумываем эту голову вообще на аукционе продать, когда ее рыночная цена вырастет. Можем разместить возле «Комсомолки», тираж поднимет.

Программа строительства метро в Москве не останавливается, несмотря на кризис.

Программа строительства метро в Москве не останавливается, несмотря на кризис.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ВОПРОС - РЕБРОМ

Зачем сносить самострой ночью?

- Снос самостроя всех поразил. Почему ночью? Чья идея? Назовите имя этого человека.

- Это я (улыбается). Я за все отвечаю, что происходит в Москве. А когда надо было сносить? Когда люди выходят из метро, в час пик, что ли? На Чистопрудном бульваре, на Пушкинской самострой стоял в 15 метрах от выхода из метро. Конечно, надо все сносить, когда станции закрыты. Мы за два месяца всех предпринимателей предупредили. Кто не спрятался, я не виноват. Дальше уже действуют другие административные рычаги. А люди просто не верили, что это возможно. Думали: «Ну поговорят, откупимся, как-то договоримся, ничего делать не будут». Но мы всегда делаем то, что говорим. Просто пора к этому привыкнуть. Кстати, по поводу инсинуаций, что снос был незаконным. Есть решения и городского суда, и Верховного суда, которые подтвердили нашу правоту.

БОЛЬШАЯ ТЕМА

Час в очереди к врачу

- В поликлиниках очереди на прием превратились из обычных в электронные. Вроде хорошо. Талончик теперь легче получить. Но вот попасть к врачу все еще трудно. Специалистов не хватает?

- Если получить талончик легче, то и попасть легче. У нас к терапевтам в 90% случаев можно записаться в течение суток. В Великобритании, например, на это уходит семь дней. Мы начали контролировать не только выдачу талончика, но и время ожидания непосредственно у двери врача. Раньше по разным причинам пациенты сидели и по сорок минут, и по часу. Теперь тех, кто ждет больше 20 минут, стало меньше в разы. А с узкими специалистами проблема не только в их наличии, но и в качестве работы. Они должны повысить квалификацию и стать более универсальными. При этом надо наладить трафик между первичным звеном, то есть участковым или лечащим врачом, и диагностическим центром. Там реально хватает проблем. Но мы их решаем. Вместе с москвичами приняли два стандарта работы поликлиники - взрослой и детской. Мы начинаем последовательно их внедрять.

О ПОЛИТИКЕ

- В столице и других регионах прошли праймериз перед выборами в Госдуму. Вы были на участке, голосовали. Праймериз в целом по стране показали довольно неожиданные результаты. Говорят, что в Думе будет 60 процентов новых людей. У вас какие впечатления?

- Результаты говорят о том, что была реальная конкуренция. Победителей определяли избиратели. Не все, конечно, но явка была достаточно высокая. Впервые за последние годы мы переходим к выборам половины депутатов по одномандатным округам. Ведь избиратели уже подзабыли своих депутатов, а депутаты забыли, что нужно работать в избирательных округах и решать конкретные проблемы. А сейчас во время встреч будущих депутатов с горожанами уже решились некоторые проблемы. Вы знаете, что федеральное законодательство ужесточило правила предоставления коммунальных льгот для инвалидов. Но мы вернули им старые льготы. Еще одно решение связано с выделением инвалидам-колясочникам специализированного жилья. Этим летом по просьбам избирателей открываем детские городские лагеря. Многие никуда не уезжают, потому что у родителей нет возможности отправиться в отпуск на дачу, на море или за границу. Мы решили целый ряд конкретных проблем в избирательных округах. Так что мне кажется, что праймериз получились интересными и полезными.

- А, кстати, когда инвалидам вернут переплату за электроэнергию?

- Платежные поручения уже отправлены в казначейство. В конце этой - начале следующей недели деньги должны поступить на банковские счета льготников. В случае выплат через почту деньги можно будет получить по графику выплат начиная с 4 июня.

Если компенсация не придет, советую обратиться в любой центр госуслуг «Мои документы» для решения вопроса.

- Возможно ли ваше личное участие в выборах в Госдуму?

- Я точно буду принимать участие в выборах как избиратель. Если вас интересует, буду ли я в списке «Единой России», то вполне возможно. Но окончательное решение примет съезд партии в июне.

Велосипедисты чувствуют себя на улицах столицы все комфортнее.

Велосипедисты чувствуют себя на улицах столицы все комфортнее.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

- Что вы сейчас читаете? В каких театрах в последнее время бывали?

- На открытии «Геликон-оперы». Читаю, к сожалению, очень скучную для простого любителя литературу об экономике городов, урбанистике, транспорте и благоустройстве. Мне доставляет удовольствие.

ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛ МЭР

О битве на Хованском кладбище

- На городских кладбищах должны работать городские организации. Не должен там ходить кто попало и навязывать услуги как попало. Мне кажется, если бы на кладбище работали муниципальные службы, то и конфликта не было бы. Что произошло и кто виноват, следственные органы разберутся. Мы им помогаем в этом. Но с системной точки зрения, мне кажется, нужно в законодательном порядке отрегулировать и позволить нам самим в рамках муниципальных предприятий обслуживать такую сложную сферу, как похоронная.

О мигрантах

- Мы переформатировали около ста тысяч рабочих мест в коммунальном хозяйстве города, заменив ДЕЗы и частных подрядчиков на городское учреждение «Жилищник». Значительную часть мигрантов мы оттуда выдавили. Теперь места заняты российскими гражданами. Но это в основном не москвичи, а приезжие из регионов. У москвичей все-таки нет большого желания наниматься на черновую работу - дворниками, слесарями, водителями. Хотя у нас таких вакансий более чем достаточно.

О промзонах

- Мы занимаемся возрождением этого «ржавого кольца Москвы». В промзонах вокруг МКЖД находятся какие-то свалки, оптовые склады и еще бог знает что. Новая современная инфраструктура даст огромный толчок развитию этих территорий. В местах пересечения МКЖД с радиальными направлениями метро и пригородного сообщения создаются транспортно-пересадочные узлы, в составе которых будет и крупная деловая активность. Эти промзоны через 10 лет станут другими.

О дальнейшем расширении Москвы

- Я считаю, это не нужно для города. Нам есть чем заниматься в действующих границах. Но вместе с Московской областью, спасибо Андрею Юрьевичу Воробьёву, развиваем совместные проекты, связанные с дорожным строительством, пригородным сообщением, водоснабжением. Они облегчат жизнь и москвичам, которые ездят в Московскую область на дачи, и жителям подмосковных городов, которые также с удовольствием приезжают в Москву и на работу, и в парки, и в театры.

О зарубежных столицах

- Мы активно изучаем их опыт и в транспорте, и в благоустройстве, и в других отраслях - и в Токио, и в Берлине, и в Лондоне, и в Нью-Йорке. Очень интересны Пекин и Шанхай, похожие на Москву и по численности, и по динамике развития. Пожалуй, Шанхай один из самых интересных современных городов. Мне он даже понравился больше, чем Гонконг, который у всех на слуху. Но еще раз скажу, что Москва обладает уникальными особенностями активно развивающегося современного города, и исторического города, и культурного города. Такого симбиоза, думаю, нет ни в одной столице мира.

ПРОВЕРКА СЛУХА

Говорят, въезд в центр станет платным…

- Все-таки принято такое решение, Сергей Семенович, или оно в подвешенном состоянии?

- Мы ограничились платной парковкой. Других жестких мер не рассматриваем.

- А во дворах будет платная парковка?

- Нет, и не планируем. Мы предлагаем москвичам субсидии для установки шлагбаумов во дворах жилых домов. Это помогает навести порядок. Жители уже закрыли сотни дворов, которые раньше были забиты чужими припаркованными машинами.