2016-06-16T12:16:45+03:00
Комсомольская правда
2

«Метаморфозы» русской жизни Никиты Михалкова

1-За год обучения студенты актерской мастерской под руководством Никиты Михалкова и с помощью режиссеров придумали и поставили спектакль «Метаморфозы».1-За год обучения студенты актерской мастерской под руководством Никиты Михалкова и с помощью режиссеров придумали и поставили спектакль «Метаморфозы».

Сегодня вечером состоится уникальная открытая репетиция

Итоговый показ спектакля первых выпускников актерской мастерской Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.

Нам удалось побывать на открытой репетиции «Метаморфоз» для «пап и мам». Постановку творческой лаборатории Академии можно назвать как угодно: калейдоскопом оживших персонажей Бунина и Чехова, кинематографическим действом, смелым экспериментом с формами, жанрами и выразительными средствами, но отнюдь не студенческим спектаклем.

Выход за рамки

Год назад Михалков основал Академию кинематографического и театрального искусства. Туда поступили люди с совершенно разным творческим опытом: среди них были и состоявшиеся актеры, работавшие с самыми талантливыми режиссерами страны, и те, кто только мечтал о сцене, но уже имел высшее профильное образование. В Академии четыре мастерских: актерская, режиссерская, операторская, продюсерская. За год обучения студенты актерской мастерской под руководством Никиты Михалкова и с помощью нескольких режиссеров придумали и поставили спектакль «Метаморфозы». В результате получился смелый, серьезный и многоплановый литературно-сценический коллаж. Выпускникам Академии Михалкова удалось посмотреть на театральные традиции свежим взглядом и создать постановку, и формат, и содержание которой нетипичны не только для русского театра, но и новы для мирового опыта.

«Метаморфозы» - результат годичной работы актерской мастерской - это не спектакль в классическом понимании, это репетиция, мастер-класс, живое кино, творческий процесс, частью которого становятся и сами зрители. Попасть в зрительный зал – большая удача, ведь билеты не продаются.

Постановка творческой лаборатории состоит из девяти мини-спектаклей по мотивам рассказов и повестей А.П. Чехова и И.А. Бунина. Рассказы и повести - проза, а не игровые произведения, изначально предназначенные для постановки на сцене, были выбраны специально.

- Мы взяли именно прозу, а не драматургию, потому что в драматургии уже заложено движение, уже существует поворот. Три фразы, написанные Чеховым и Буниным, сразу дают ощущение времени, погоды, атмосферы, - говорит Никита Михалков. - Учащимся нашей Академии мы ничего не навязывали, они все выбирали сами. Иногда были ошибки. Ведь движения к материалу требует от актера, чтобы он - адекватно, с помощью сцены, атмосферы, своих способностей, пластики, танцев, музыки - создал некий образ истории. «Метаморфозы» - это во многом выход за рамки, попытка создать на сцене образы, которые, как нам кажется, существовали в сознании писателя.

Спектакль «Метаморфозы» под художественным руководством режиссера Никиты Михалкова, да еще и в Театре киноактера, не мог не быть кинематографичным.

- Спектакль очень кинематографичен, и это одно из хороших достижений, - считает один из режиссеров «Метаморфоз» Сергей Газаров. - Никита очень умело совместил кино и театр, на сцене даже есть ветродуи! Эта постановка может претендовать на особенность взгляда, на то, как сегодня можно формировать постановки различными способами. Мы живем в век интернета, в эпоху гаджетов, и не пользоваться сегодня современными достижениями, быть архаичным – коврик и два стульчика – как Станиславский завещал – это неправильно.

Воссоздать атмосферу времени и пригласить зрителя прямо на место действия, будь то светлый кабинет банковского служащего, или же дремучая холодная русская деревня, удалось благодаря работе художника с мировым именем Юрия Купера.

- Рассказы Бунина очень атмосферные, там все на полутонах - лунные ночи, пейзажи, - говорит художник-постановщик спектакля Юрий Купер. - У Чехова больше бытовые истории. Надо было создать ретро-настроение, ощущение шепота, чего-то из далекого прошлого. В то же время стояла задача обозначить места действия, передать настроение, больше черно-белое, как на старых фотографиях и открытках. Я это сделал при помощи проекции, воссоздав безвоздушное пространство.

.

.

Занавес поднимается

Спектакль начинается с постановки рассказа А.П. Чехова «Беззащитное существо». Кабинет банковского служащего выглядит настолько объемно, словно всем сидящим в зале выдали 3D-очки. Сцена преображается, становятся видны пылинки, оседающие под солнечным светом, сочащимся из окна. Остроумную и неожиданную интерпретацию «Беззащитного существа» сменяет легкая зарисовка об особенностях долгого брака, тоже по Чехову.

Затем из веселого чеховского абсурда зрители переносятся в тревожную атмосферу бунинского «Легкого дыхания». Вокзал, страшный грохот поездов, проносящихся словно бы через весь зал, выстрел - и вот уже зрители как будто бы сами оказались у тихой могилы среди звенящих от ветра берез.

Потом сцену окутывает балаганный, ярмарочный, пестрый фарс бунинской «Мести». Через цирковое, крикливое, площадное представление актерам удалось выразить трагедию и боль.

- «Месть» Бунина – это важная попытка не менять сути автора, как это очень часто происходит в сегодняшнем нашем искусстве, - говорит Никита Михалков. - Мы сделали попытку по-своему эту суть рассказать. Это яркие методы кабаре и ярмарочного театра, но сквозь эту форму прорывается человеческая жизнь, человеческая трагедия.

В каждом мини-спектакле «Метаморфоз» актеры используют профессиональные хореографические элементы. А постановку самого нетипичного для Чехова рассказа «Бабы» почти полностью интерпретировали через танец.

- Я много размышлял, какой рассказ Чехова можно переложить на психопластический язык, - говорит хореограф спектакля Сергей Землянский. - В рассказе «Бабы» есть и драматизм, и трагедия, и описание быта, времени, существовавшего жизненного устоя. Мы минимизировали текст и передали взаимоотношения персонажей с помощью движений. Бабы - это проводники, которые транслируют метафоричные образы глубины русской души и культуры.

После тяжелой, мрачной атмосферы «Баб» зрителям дают немного расслабиться постановками более привычного, «классического» Чехова. Публика вместе с актерами познает сложности трудоустройства в постановке «Без места», тонкости «Загадочной натуры» и возмущается подлостью фон Трамба в отрывке по рассказу «Ушла».

Полюбив, мы умираем

«Полюбив, мы умираем» - эти строки проносятся лейтмотивом через всю прозу Бунина, а в «Метаморфозах» возвращаются в последней пьесе спектакля – «Холодной осени». В 20-минутную постановку создатели спектакля вместили 30 лет жизни после любви: все начинается с пронизанного ветром осеннего вечера, потом зрители переносятся на Первую мировую войну, умирают, чтобы воскреснуть на качающемся по неспокойным волнам Черного моря пароходе, плывущем от революции.

Несколько секунд после окончания генеральной репетиции зрители сидят в полной тишине, словно оглушенные. А потом зал наполняется аплодисментами.

- Как бы стремительно не менялся мир, есть только одно, что не подвержено коррозии, что незыблемо – это русская литература, - говорит Никита Михалков. - В ней отражена и вся философия русского мира, и вся жизнь русского человека. В ней сочетается правда быта и сущность бытия. Иными словами, наша литература – это ключ к русскому миру, к нашему с вами генетическому коду.

На сцене кланяются актеры творческой лаборатории и режиссеры. Зрители чествуют всех причастных к «Метаморфозам», ведь творческому коллективу и выпускникам Академии действительно удалось перенести зрителя в мир переживаний героев Чехова и Бунина, напомнить каждому, откуда он родом.

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24