Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Происшествия20 июня 2016 12:25

На отдых каждого московского школьника в «Сямозеро» должны были потратить 38 тысяч из бюджета

В госконтракте экстремальные программы были расписаны до мелочей, а о проверках упомянули вскользь [видео]
Дети возвращаются в парк-отель "Сямозеро" в Пряжинском районе. ФОТО Игорь Подгорный/ТАСС

Дети возвращаются в парк-отель "Сямозеро" в Пряжинском районе. ФОТО Игорь Подгорный/ТАСС

На лагерь «Сямозеро» родители московских школьников жаловались не первый год. Интернет пестрит сообщениями из разряда: «мама, забери меня из этого ада». Неужели чиновники, выдававшие путевки, эти отзывы не видели? Напомним, путевки были бесплатными, их предоставляли детям из неполных, малообеспеченных и многотетных семей.

Проверял вообще кто-нибудь злополучный лагерь?

Да, проверки были, в основном их проводили местные службы - сандэпиднадзора, МЧС, администрации. Департамент труда и социальной защиты Москвы как заказчик детского отдыха прописал свои требования в госконтракте. Контракт руководство столичного департамента заключило с начальником ООО «Парк-Отель «Сямозеро» Еленой Решетовой на сумму более 45,3 миллиона рублей. За эти деньги москвичам полагалось 1478 путевок на шесть смен: четыре - летом и по одной осенью и зимой. То есть на каждого ребенка из городского бюджета планировали потратить за лето около 38 тысяч рублей, за осень - 12 600 рублей, за зиму - 25 200 рублей. Из документов понятно, что лагерь «Сямозеро» оказался единственным поставщиком, с которым и был заключен контракт. Это так и записано в карточке контракта на портале госзакупок (см. на нашем сайте). Кстати, по данным портала госзакупок раньше руководство «Сямозеро» уже не раз заключало контракты как единственный поставщик. Чаще всего у себя дома, в Карелии (7 контрактов) и дважды в Москве.

В последнем московском госконтракте скупо говорится о проверках лагеря. Чиновники столичного департамента соцзащиты «вправе запрашивать и получать от исполнителя информацию о результатах проверок... в том числе знакомиться с записями в специализированных журналах, в которых делается отметка о проведенной проверке (плановой/внеплановой)». Речь идет о службах государственного и муниципального контроля, то есть фактически о местных ведомствах. На 30 страницах госконтракта лишь один раз указано: «Заказчик (то есть департамент соцзащиты Москвы. - Авт.) вправе провести осмотр оздоровительного учреждения на предмет соответствия требованиям настоящего технического задания». Но ни слова нет о том, когда и сколько раз должны приезжать в лагерь проверяющие из Москвы и что они будут осматривать. В контракте только написано, что столичные власти имеют право отправить с детьми в лагерь своих сотрудников в качестве сопровождающих из расчета 1 взрослый на группу из 12 детей.

То есть о проверках и безопасности в контракте упомянули вскользь, очень обтекаемо. Но зато программа отдыха школьников подробно расписана по возрастам. Например, 12 - 13-леток в лагере должны были научить навыкам управления рафтом, каноэ, экстремальному плаванию, основам спасательных работ, первой помощи на воде. Подросткам обещали «сформировать характер». А из 16-17-летних гостей лагеря и вовсе собирались, похоже, вырастить будущих Рэмбо. В программе у старшеклассников - навыки рукопашного боя, дневные и ночные разведывательные и «диверсионные» операции, освоение стрелкового оружия.

В требованиях к программе отдыха детей написано: «Основная цель курса – формирование в ребенке уверенности, качеств лидера, способности преодоления страха, усталости при действиях в сложных ситуациях, духа взаимовыручки, соревновательности и навыков, необходимых для совместного преодоления трудностей». Похоже, эту часть своих обязанностей в лагере «Сямозеро» поняли слишком буквально. И добились этой цели ценой 13 жизней детей.

КСТАТИ

Все-таки проверки проводят

В других ведомствах накануне сезона ужесточили контроль за лагерями.

Московских детей на отдых в загородные лагеря отправляет за счет городского бюджета не только департамент соцзащиты, но и другие ведомства. Большинство школьников развозит по летним лагерям департамент культуры через Государственное автономное учреждение культуры «Московское агентство организации отдыха и туризма» (ГАУК «Мосгортур») и Федерация профсоюзов Москвы. По данным мэрии, в этом году город закупил путевки на 160 тысяч детей, в основном это льготники. Из них через департамент соцзащиты москвичи получили около 9 тысяч путевок. Остальное раздавали нуждающимся через «Мосгортур».

- В этом году мы запустили трехэтапную систему проверок детских оздоровительных лагерей и семейных баз отдыха, - сообщила «КП» пресс-секретарь «Мосгортура» Яна Фомина. - Лагерь выигрывает конкурсную процедуру. Наши сотрудники едут его осматривать на соответствие представленной в конкурсной документации информации и нашему техническому заданию. Если в лагере все хорошо, заключаем договор. Бывает, находим в лагере несущественные недостатки. Тогда об этом составляется акт и база берет на себя обязательства устранить проблемы ко второй проверке. Вторая проверка проводится в конце апреля - середине мая, когда мы оцениваем готовность к сезону. Третья проверка - это контроль уже во время отдыха. В наших детских лагерях работает два администратора - руководитель смены, отвечающий за хозяйственно-административные вопросы и руководитель программы, отвечающий за реализацию программы, работу вожатых и эмоциональное состояние детей. Плюс из каждого лагеря мы все лето ведем онлайн-дневники на нашем сайте. Вожатые выкладывают фотографии ежедневно. И родители могут следить за отдыхом. То, что произошло в Карелии это трагедия. Мы соболезнуем родным и близким.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В лагерь в Карелии могли приехать все желающие

На северных озерах отдыхали не только льготники.

Лагерь в Карелии «Сямозеро» приглашал в гости всех, кто желал экстрима, приключений и походной романтики. В детском лагере могли отдыхать до 300 человек. Каждый год сюда приезжали на каникулы более 2500 детей и подростков не только из Москвы, но и из Карелии, Московской области, Санкт-Петербурга, Нижневартовска, Мурманска и Тюмени. Причем многие отдыхающие льготниками не являлись. Кроме социальных бесплатных путевок, здесь предлагали и обычные коммерческие туры. То есть «Сямозеро» не был лагерем для бедных.

За смену в 21 день брали плату в среднем 31 500 рублей. В эту цену входят: 4 - 6-местное размещение, 5-разовое питание, обучающая и развлекательная программа, медицинский контроль, пользование всей инфраструктурой лагеря, походное снаряжение, страхование от несчастного случая, трансфер от железнодорожного вокзала к месту отдыха и обратно. Окончательная цена путевки зависела от сезона и дополнительных услуг, которые выбирали отдыхающие. Для московских школьников турпакет обошелся бы городскому бюджету в цену от 25,2 до 38 тысяч рублей рублей.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Вторая фирма на конкурсе была подставной

В госзакупках черт ногу сломит, поэтому мы попросили эксперта прокомментировать, как такое могло случиться.

- Многое зависит от технического задания на проведение такого вида отдыха. Если оно учитывает все нюансы и обстоятельства, как должен быть организован этот процесс, то логично выбрать потом самую низкую цену, - говорит Антон Емельянов, глава комитета Торгово-промышленной палаты по развитию системы закупок. - Часто бывает, что задание на конкурс составляют некачественно. Или перед заключением контракта не проверяют, действительно ли у поставщика есть все, что перечислено в заявке. Поэтому для предотвращения таких ситуаций важно, чтобы на рынке присутствовали добросовестные участники, которые дорожат своей репутацией.

И здесь к организаторам смертельного похода и чиновникам, которые проводили гостендер, очень много вопросов. Вот основные из них:

- В электронном аукционе принимала участие лишь одна фирма. Точнее, вторая была, но ее, как следует из документации на сайте госзакупок, к торгам не допустили. Название этой компании не указано. Причина отказа - тоже.

- Но понять, кто это мог быть, довольно просто. Во всех предыдущих торгах ООО «Парк-отель «Сямозеро» конкурировало только с ООО «Карелия-Опен». И всегда выигрывало. То есть вторая компания была технической, то есть подставной. Чтобы нельзя было отменить аукцион по формальным признакам, но при этом победил бы нужный участник. Естественно, как выяснилось, владельцы этих компаний - Елена Решетова и Галина Лисина - давно знакомы друг с другом.

- И наконец, чиновники закрыли глаза на ужасную репутацию компании. А это тоже один из важных критериев отбора при госзакупках. И дело не только в плохих отзывах. По данным Transparency International, еще до трагедии компания Елены Решетовой числилась ответчиком по 93 судебным делам.

Александра КОЗЛОВА