Премия Рунета-2020
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды22 июня 2016 14:30

За томик Пушкина можно купить квартиру в Москве

Антикварный рынок из-за кризиса пока в простое, в отличие от букинистического, где каждый день на стареньких книжках люди зарабатывают миллионы
Весь тираж «Бесов» был уничтожен по распоряжению Сталина, - объяснил секрет раритета директор аукционного дома Литфонд Сергей Бурмистров

Весь тираж «Бесов» был уничтожен по распоряжению Сталина, - объяснил секрет раритета директор аукционного дома Литфонд Сергей Бурмистров

Недавно на аукционе Литфонда роман «Бесы» Достоевского был продан за 2 миллиона 100 тысяч рублей. Ничего себе - цена хорошего автомобиля. Я уж было подумала: может эта книжица особенная? С инкрустацией, в позолоченной обложке? Или с дарственной Федора Михайловича? Нет — самый что ни на есть рядовой экземпляр в черном коленкоре, напечатанный в издательстве «Академия» в 1935 году. Однако именно эта книжка - мечта любого коллекционера, повернутого на библиографических редкостях, и одна из самых дорогих советского периода.

- Весь тираж «Бесов» был уничтожен по распоряжению Сталина, - объяснил секрет раритета директор аукционного дома Литфонд Сергей Бурмистров. - Горький настаивал на издании романа Достоевского. Но у него был убедительный противник - литературовед Давид Заславский, к мнению которого Сталин прислушивался. В конце концов Сталин принял сторону Заславского и весь тираж «Бесов» «зарезали». Каким-то чудом уцелело несколько экземпляров. За этими «жемчужинами» охотятся коллекционеры. Нам принес редкую книжку обычный книголюб. Он купил невзрачный томик Достоевского на книжном развале за копейки, не подозревая об истинной цене. Еще и торговался из-за того, что у продавца был только 1-й том. Они оба не знали, что 2-й том вообще не был напечатан. И такое случается: редкая книжка стоит среди донцовых и марининых на полочке домашней библиотеки и хозяин не подозревает о ее цене.

- Кризис ударил по антикварному рынку, вроде бы в три раза снизились продажи живописи, графики. Букинистический рынок тоже пострадал?

- Редкие книжки, рукописи, автографы, плакаты, фотографии - по-прежнему ценятся дорого. Среди картин много подделок, но среди книг их почти нет. Пару раз я встречал подделки прижизненных изданий Пушкина. Но это были тоненькие брошюрки “На взятие Варшавы” или первое издание “Братьев разбойников”. Подделать внушительный фолиант почти невозможно или он будет “золотой”.

- Какие книжки стоят дороже всего?

- Весной мы продали сборник стихов Тараса Шевченко «Кобзарь» за 11 миллионов рублей. И это понятно: 1840-й год, дебют, первое прижизненное издание украинского поэта. За книгу разгорелась нешуточная борьба между многими библиофилами, в итоге цена на экземпляр в ходе аукциона поднялась почти в пять раз – с 2,5 миллионов до 11 миллионов рублей, а с комиссионным вознаграждением новый владелец заплатил за нее 12 миллионов 650 тысяч рублей. За одну из редчайших книг по путешествиям - «Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной Сибири» (изданное в начале ХIХ века) тоже заплатили хорошие деньги - 3,5 миллиона рублей. Книжки по истории, путешествиям, с картами, документами ценятся дорого. Но самым дорогим лотом на моей памяти была «История Пугачевского бунта» Александра Сергеевича Пушкина с его автографом, адресованным Владимиру Далю. Эту книжку купил коллекционер из Москвы более чем за... миллион долларов.

Вообще все прижизненные издания Пушкина стоят не меньше цены за квартиру в спальном районе Москвы. Тот же «Евгений Онегин» издавался трижды. Первый раз поэт публиковал свой роман по мере написания — по главкам, которые выходили в тетрадках. Таких тетрадок было всего восемь. Собрать весь комплект – заветное желание любого коллекционера. Но и цена сборника — сотни тысяч долларов. В 1833 году – впервые был издан роман целиком, и это тоже редкость. Самый большой тираж был у третьего издания: 5 тысяч экземпляров по тем временам было много. И сначала на него не было ажиотажа, но после смерти поэта весь тираж смели подчистую.

Любая из этих книжек в хорошем состоянии - большая редкость. Приобрести экземпляр в оригинальной обложке, с неразрезанными страницами (значит книжку не читали) - мечта любого библиофила. Но таких девственных книжек Пушкина на весь мир единичное количество экземпляров. Поэтому и ценятся.

- Что растет в цене, кроме Александра Сергеевича?

- Старопечатные церковные книги Ивана Федорова и его учеников - это середина ХVI века. Когда держишь в руках первые книжки, вышедшие из-под печатного станка, ощущение, что ты путешествуешь в машине времени. Ценятся книжки петровской эпохи: учебники по навигация, математике, естественным и военным наукам, «Юности честное зерцало», “Марсова книга” и многие другие библиофильские дезидераты. Конечно, все прижизненные издания классиков ХIХ века, их рукописи и автографы. Как и поэты Серебряного века.

Лет пять назад томик стихов Николая Гумилева с его дарственной надписью можно было купить за 2-3 тысячи долларов. Сегодня он стоит в десять раз дороже - 25-30 тысяч «зеленых». И это не предел. Книжки — выгодное инвестирование.

В последние годы интерес переместился в середину ХХ века. Недавно мы продавали дневник Венедикта Ерофеева. Он вел его в 1980-х годах лежа в больнице с раком горла. Общался с посетителями с помощью голосового аппарата (кстати, наследники Ерофеева продали и этот аппарат) или блокнотных записей. Эти больничные тетрадки писателя были проданы за 2 миллиона 200 тысяч рублей.

Очень ценятся книжки с автографами писателей- шестидестяников. Растет в цене Высоцкий. По интересу и ценам на его отдельные автографы он вскоре, возможно, сравняется с Пушкиным. Его стихи в советское время не печатали. Поэтому после Высоцкого могли остаться только его рукописи, фотографии и пластинки с автографами. Это все в единичных экземплярах.

Полгода назад на аукционе из коллекции Марины Влади два четверостишия Высоцкого, написанные на почтовой открытке какого-то случайного турагентства, ушли за 200 тысяч евро.

Мы продали его фотографию с автографом за 460 тысяч рублей. Фотопортрет Анны Ахматовой с дарственной надписью купили почти за миллион рублей. Очень ценятся фото из так называемого семейного альбома, где знаменитости в домашней обстановке, в кругу семьи, друзей.

- Недавно вы проводили аукцион личных вещей актрисы Людмилы Гурченко. Продажи были скромными. Шубы и платья знаменитостей пока что экзотика?

- Кроме нарядов Людмилы Марковны, мы выставили ее фотографии, сценарии к фильмам с автографами. Вот они пользовались интересом. А к старым шубам, в которых блистали пускай даже очень известные современники, наш покупатель пока не готов. В отличие от Европы и Америки, где аукционы знаменитостей проводят постоянно. Но и мы рано или поздно к этому придем.

- Можно спрогнозировать, что будет востребовано на антикварном библиорынке лет через 20-30, чтобы заранее припасти раритеты?

- Всегда будут ценится книжки, которые выходили малым тиражом. Дебютные издания современных поэтов (как правило, это маленький тираж, иногда по 50-100 экземпляров) ценятся даже сегодня. А лет через двадцать поди найди такую книжку! А если никому не известный сегодня поэт со временем может стать классиком? Ведь в ХIХ веке люди покупали книжки своих современников, а теперь их потомки продают эти же книжки за большие деньги.

Думаю, что и первая книжка Дарьи Донцовой с ее автографом лет через тридцать будет стоить для поклонников ее творчества столько же, сколько первая книга Джоан Роулинг. Вообще многие очень скромно оформленные книги и даже тоненькие брошюры могут быть чрезвычайно ценны. Некоторые выходили мизерным тиражом. Человек не подготовленный такую книжку, если она попадет к нему в руки, вынесет на мусорку. А для некоторых рафинированных коллекционеров она — большая ценность и может стоит десятки тысяч рублей.

Охота за книгами - увлекательное занятие, с помощью которого можно зарабатывать на жизнь. Почти в каждом букинистическом магазине есть недооцененные книжки. Я несколько раз покупал через Интернет томик за тысячу рублей, а продавал его потом за 10 тысяч долларов.

ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ...

- Не так давно молодой человек принес на оценку... рукописный дневник императора Александра III. Дорогой переплет - в бархате, с серебряными и палисандровыми вставками. Дневник был помечен печатями государственного Архива. Парень объяснил, что эта рукопись хранилась в семье много лет. Когда-то в 1980-е гг. его родители купили ее у местного алкоголика за бутылку. На наш запрос в Госархив нам сообщили, что царский дневник находится в розыске с 90-х годов. Легально продать его невозможно - он бесценный. Нам удалось убедить хозяина дневника вернуть его в государственное хранилище.