2016-06-29T17:03:09+03:00
Комсомольская правда

Рыбакам облегчили жизнь?

По прогнозам Росрыболовства к 2020 году в сегменте крупнотоннажных судов может останется только половина. Ловить рыбу будет некому.По прогнозам Росрыболовства к 2020 году в сегменте крупнотоннажных судов может останется только половина. Ловить рыбу будет некому.Фото: Михаил ГОНЧАРОВ

24 июня, в последний день перед думскими каникулами депутаты во втором и третьем чтении приняли поправки в закон «О рыболовстве и сохранении водных ресурсов»

В последнем чтении «за» проголосовали 236 депутатов, «против» – 185, один воздержался. Поправки вступят в силу через три года.

Как видим, единства в принятии новых правил думцы не продемонстрировали. Дело в том, что новая редакция закона вызывает противоречивые оценки. С одной стороны, цели нововведений благие и не вызывают сомнений – обеспечить жителей России отечественной, качественной рыбой по приемлемым ценам, а также вывести страну с пятого места на третье среди великих рыбных держав. А для этого надо больше ловить, и больше перерабатывать. То есть, строить рыбопромысловые суда и объекты рыбопереработки.

Для этого новые правила предусматривают выделение дополнительных 20% квот на вылов, которые должны направляться на инвестиционные цели. Рыболовецкие компании на средства от использования инвестиционной квоты должны будут строить новые суда на российских верфях, рыбопереработчики – новые заводы. 75% выделенной инвестиционной квоты должна идти на строительство траулеров, 25% - на строительство рыбоперерабатывающих мощностей.

Эксперты уверены - инвестиционная квота простимулирует рыбопромысловиков строить суда, соответствующие новым правилам - оснащенные не только морозильниками, но и холодильными установками. Но, понятно, что это дело не такое быстрое. К чему приведет временной разрыв между желаниями и возможностями?

Да, инвестиционные квоты подтолкнут компании к строительству крупнотоннажных судов и даже, по приблизительным оценкам, позволят сократить их окупаемость в 2 раза с 25 лет до 10-12. Остается только один вопрос – кто будет строить? Со строительством мало- и среднетоннажных траулеров ситуация более-менее нормальная, но они погоды в отрасли не сделают. А решить вопрос продовольственной безопасности и повысить место России в мировом табеле о рангах можно только на крупнотоннажных судах. Но есть проблема: мощности российских верфей недостаточны для обслуживания большого количества заказов на большие корабли. Да и дефицит высокопрофессиональных судостроителей налицо.

Вводить нужно не менее 3-5 супертраулеров в год, с учетом выбытия десятков судов, иначе флот продолжит исчезать и снижать уловы. Если ничего не предпринимать, то по прогнозам Росрыболовства к 2020 году в сегменте крупнотоннажных судов останется только половина. Ловить рыбу будет некому.

В этом смысле была высказана мысль о том, чтобы не зацикливаться на российских верфях, а начинать обновление российского рыболовного флота за границей. При этом привлекать на иностранные верфи наших специалистов для получения ими необходимого опыта. В течение 2-3 лет, пока наши верфи будут перестраиваться под новые заказы, это позволило бы сгладить проблему нехватки судов.

Что касается других аспектов законопроекта, то он также предусматривает дополнительную квоту для прибрежного рыболовства. К сожалению, в закон не вошли поправки, запрещающие замораживать рыбную продукцию по прибрежной квоте. То есть так называемая «прибрежка» получит дополнительную квоту, однако выловленная рыба по-прежнему может идти в замороженном виде на экспорт. Тогда как многие рыбные державы используют прибрежный потенциал именно для обеспечения потребностей внутреннего рынка.

Если бы заморозку рыбы запретили, то это вынудило бы рыбаков отправлять рыбу домой, поскольку охлажденная рыба до заграницы не доедет. Важным условием в непростой экономической ситуации является именно обеспечение доставки рыбы на российский берег, - считает Эльмира Глубоковская депутат Госдумы и председатель комитета по природопользованию и экологии.

И хоть закон обязывает доставлять рыбу в свежем или охлажденном виде, не прописано это обязательство для рыбной продукции, в частности филе. А это уже лазейка.

Судя по всему, чтобы вывести прибрежное рыболовство из застоя, нужно тщательнее проанализировать последствия принятых поправок. Время для этого пока есть, но немного.

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24