Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика23 июля 2016 6:30

Те, кто летает с Путиным, только слегка расслабляют галстуки

Спецотряд "Россия" получил новый Ил-96-300 "президентского" класса
Тот самый "президентский" Ил-96 Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Тот самый "президентский" Ил-96 Фото: Марина Лысцева/ТАСС

14 часов в воздухе. Полет нормальный

В пятницу, 22 июля, в авиапарке специального летного отряда "Россия" произошло пополнение - здесь появился новенький, "с иголочки", Ил-96-300:

"Он будет использован для полетов Президента РФ по стране и за границу", - сообщили РИА Новости в Управлении делами главы государства.

Этот лайнер был произведен ПАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество". Воздушное судно прошло весь комплекс заводских наземных и летных испытаний.

"Мы понимаем, что должны обеспечить безопасность и создать все условия для работы главы государства, в том числе для выполнения функций Верховного Главнокомандующего, - сказал на церемонии передачи нового борта N 1 вице-президент по госавиации специального назначения "Объединенной авиастроительной корпорации" ("ОАК") Сергей Герасимов. - Ведь самолет может непрерывно находиться в воздухе до 14 часов. Благодаря проекту Ил-96 мы сохраняем компетенции по созданию в России широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, которые есть только у трех стран в мире".

А гендиректор специального летного отряда "России" Ярослав Одинцев, принимая лайнер, отметил: "Новый Ил-96 - это уже девятый самолет данного типа, который будет эксплуатироваться в президентском авиаотряде. Это воздушное судно также будет представлять нашу страну в мировом воздушном пространстве, демонстрируя высокий уровень развития авиационной промышленности..."

"А давайте и "Комсомолку" возьмем с собой!"

Ваш корреспондент был одним из немногих (может быть, двух-трех) журналистов, кто однажды летал в президентском самолете - в начале марта 2002-го, после визита Владимира Путина в Казахстан. Тогда мне удалось покататься с президентом на горных лыжах. (Подробно об этом - в моем репортаже "Скорость Путина - 75 километров в час", он был опубликован в "КП" 5 марта 2002-го, а также в моей книге "Непарадные портреты".)

История с катанием на лыжах вместе с президентом получила тогда еще более удивительное, уникальное продолжение. Впрочем, вот несколько фрагментов... Разумеется, я здесь привожу только бытовые подробности - думаю, в этом плане новый президентский Ил-96 остался на том же, - очень высоком - уровне...

...Так вот - когда Путин в крайний раз спустился с Трехтысячника (это горнолыжная трасса на Чимбулаке, близ Алма-Аты) он неожиданно спросил у меня:

- А на чем ты полетишь обратно в Москву - журналисты-то все уже улетели?

- Так на рейсовом, - ответил я. - Уже вон и денег занял - на билет хватит.

Путин секунду подумал и, обращаясь к своим помощникам, сказал:

- Давайте возьмем его в наш самолет. Думаю, место найдется.

...Симпатичные стюардессы Ил-96 с надписью "Россия" встретили меня доброжелательными улыбками, но тут же указали:

- Эти двери не открывать, в то помещение не заглядывать, не забудьте пристегнуть ремни... Счастливого полета!

(В репортажах тогда этого не было, а сейчас вспомнил: вещи Путина в самолет заносили через наш - хвостовой вход: мне бросились в глаза две пары лыж, одна - основная, вторая - резервная.)

Очень мне понравились и кресла, в одном из которых я просидел 4 с лишним часа, пока наш самолет летел из Алма-Аты в Москву. Расположены они таким образом, что, если твой сосед задремал, ты спокойно можешь выйти, не побеспокоив его.

Однажды нашему корреспонденту удалось покататься с президентом на горных лыжах. Фото из личного архив Александра Гамова

Однажды нашему корреспонденту удалось покататься с президентом на горных лыжах. Фото из личного архив Александра Гамова

Но пассажиры путинского лайнера и не думали дремать - все они были заняты делом.

Шеф протокола (ныне помощник президента) Игорь Щеголев делал в блокноте какие-то наброски - наверное, разрабатывал новые протокольные программы. Замглавы президентской администрации Сергей Приходько (сейчас - вице-премьер, руководитель аппарата правительства) постоянно доставал из своего дипломата документы и всю дорогу их листал. Управляющий делами Владимир Кожин (теперь помощник президента) считал на микрокалькуляторе. Пресс-секретарь Алексей Громов (в настоящее время первый замглавы президентской Администрации) сидел, уткнувшись в бумаги, и все время что-то писал.

(В предыдущих публикациях я почему-то не говорил о других моих соседях. А сейчас скажу - время-то прошло много. Короче, с нами летели еще Олег Газманов и Владимир Винокур. Первый на Чимбулаке лихо катался на горных лыжах - без палок и без шапки. Второй ни на чем не катался, но всем говорил, что он "чемпион мира по сноуборду" и что этот Трехтысячник для него "слишком низок")

Чем занимался во время полета Путин, я не знал - в президентский салон мне ходить "не рекомендовалось". Но судя по тому, как часто чиновники срывались с мест и скрывались за запретной для меня дверью, в летающем кабинете ВВП вовсю кипела работа.

Еще вот такие запомнились детали...

В непрезидентском самолете пассажиры во время длительного полета обычно переодеваются. В президентском только снимают пиджаки и слегка ослабляют галстуки. Наверное, это на тот случай, если их неожиданно вызовет Путин.

После часа полета стюардессы попросили пассажиров выдвинуть столики, которые были спрятаны в подлокотниках кресел, и стали разносить обед.

Оказалось, что кухня в президентском самолете примерно такая же, как и в других лайнерах "России". Нам подавали жареную рыбу с картошкой, а также миниатюрные плавленые сырки, фруктовые джемы, салаты из свежих овощей, фрукты. Из напитков были разные - соки, чай, кофе.

- Президент во время полета ест то же самое? - поинтересовался я у стюардессы.

- Может быть, - уклончиво ответила она.

- А спиртное здесь не подают?

Услышав это, стюардесса посмотрела на меня так, будто увидела перед собой инопланетянина...

Самолет Ил-96-300 сделан из отечественных комплектующих, новые системы и оборудование, установленные на нем, - полностью российского производства.

Самолет Ил-96-300 сделан из отечественных комплектующих, новые системы и оборудование, установленные на нем, - полностью российского производства.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

(И снова - из неопубликованного. Когда мы приземлились во Внуково-2 и вышли из самолета, разбегаться пассажирам президентского самолета не полагалось. Путин подошел к каждому (включая Газманова, Винокура и корреспондента "Комсомолки") и пожал руку - поблагодарил за совместный полет. Такая традиция...)

Да, и еще насчет президента и "Комсомолки" в полете. Приведу фрагмент из моего интервью с пресс-секретарем Дмитрием Песковым, 22 января 2014 года...

- Вот «Комсомолку» свежую вы видите у него (у президента) в руках?

- Да. Постоянно. И дома он ее получает, и на работе - у него в кабинете она лежит среди других средств массовой информации. И в самолет он садится – там тоже «Комсомолка». И в вертолет садится, там лежит «Комсомолка» - это действительно так.

КСТАТИ

"Самолет Ил-96-300 сделан из отечественных комплектующих, новые системы и оборудование, установленные на нем, - полностью российского производства, - рассказала журналистам пресс-секретарь управделами президента Елена Крылова. - Воздушное судно построено в кооперации с рядом ведущих отечественных предприятий, которые занимались в том числе разработкой систем связи и защиты самолета... В новом самолете есть существенные новшества – усовершенствованная система защиты от внешних угроз, пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий выполнение всех требований норм летной годности, включая международные. При этом Ил-96-300 сохраняет лучшие традиции знаменитой "ильюшинской" конструкторской школы. На протяжении десятилетий эти лайнеры демонстрируют высокую надежность эксплуатации и во всем мире признаны самыми безопасными".