Премия Рунета-2020
Москва
+7°
Boom metrics
Москва24 июля 2016 22:00

Здесь Пушкин был

Так и видится: выходит Пушкин из этого дома с дорожным баулом в одной руке и с неизменной крылаткой, небрежно перекинутой через другую руку, и, в последний раз обнявшись со своим любимым другом Павлом Воиновичем Нащокиным, садится в карету... [карта]
Воротниковский пер., 12. Станция метро «Кропоткинская»

Воротниковский пер., 12. Станция метро «Кропоткинская»

Фото: Леонид РЕПИН

Нащокин, хотя и был далеко не бедным, своего дома в Москве не имел, а в Воротниковском переулке снимал квартиру во втором этаже.

Пушкин, приезжая в Москву, почти всегда останавливался и гостил у Нащокина - друзья давние, сдружились, когда Пушкин учился в Царскосельском лицее, а Нащокин - в Благородном пансионе при лицее. Когда Пушкин ехал в Москву, заранее отписывал Нащокину, когда его ждать, и тот всегда ждал с нетерпением, хотя и знал, что с приездом друга в доме дым пойдет коромыслом: Пушкин, непоседливый, громкоголосый, всех вовлекал в круговерть подле себя. Так было и на прежних московских квартирах Нащокина - в Гагаринском переулке и на Остоженке. Здесь, в Воротниковском, Пушкин с радостью пожил две недели в майские дни 1836 года.

Это был последний в его жизни приезд в Москву. Ни друга Нащокина, ни храма Христа Спасителя, подле которого жил Нащокин, Пушкин более никогда не увидит. Не успеет.

Павел Воинович был на два года моложе своего друга, и Пушкин, поначалу их дружбы относившийся к нему слегка снисходительно, потом, оценив по достоинству добродушный, приветливый нрав Нащокина, безоговорочно принял его равным себе.

Нащокину во все времена было тесновато, какую бы квартиру он ни занимал: все стены были заставлены шкафами со стеклами, где он бдительно хранил редкостное собрание фарфора, а меж ними висели картины итальянских и голландских мастеров, особо им почитаемых. Кроме того, Нащокин собирал старую бронзу, монеты, гравюры… Да чего только он не собирал! И Пушкин, приезжая к нему, всякий раз спрашивал, и не только из вежливости, а еще и из собственного интереса: а что новенького у тебя, Павел Воинович, еще появилось?

Конечно, Нащокин понимал, что за фигура такая Пушкин. И как-то в тридцатых годах, словно бы предвидя трагедию друга, словно бы в память о нем заказал художникам-декораторам макет всей своей квартиры, где Пушкин привык и любил на своем бегу останавливаться. Недолго пожил Павел Воинович, всего 52 года, но все же намного более друга. И память о нем, дружбу, длившуюся почти всю сознательную жизнь, любовь к нему сохранил до своего последнего часа.

Воротниковский пер., 12. Станция метро «Кропоткинская»