Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Москва27 июля 2016 15:39

Смога в столице осталось всего на три дня

Корреспонденты «КП» узнали, откуда в столице дымовая завеса
Середина июля запомнится москвичам проливными дождями и смогом.

Середина июля запомнится москвичам проливными дождями и смогом.

Фото: Дмитрий СМИРНОВ

В соцсетях уже предрекают: грядет повторение жаркого лета 2010 года. Тогда по всей центральной России полыхали лесные и торфяные пожары, Москва несколько недель плавала в тумане с запахом гари, а горожане ходили в респираторах. Сейчас ситуация намного легче, но в некоторых районах из-за смога видимость - 500 метров.

А вчера многие москвичи получили sms-сообщения от МЧС: «На территории Москвы и городов Московской области ожидаются метеорологические условия, неблагоприятные для рассеивания вредных примесей в атмосферном воздухе».

Что это за условия такие? И правда ли, что нас ждет кошмарное лето 2010 года? Разобраться помог директор Росгидрометцентра Роман Вильфанд. По его словам, есть две основные причины образования этой дымки.

- Во-первых, мы сейчас видим эффект от испарения влаги после обильных дождей, прокатившихся по всей центральной России, - объясняет специалист. - В ночные часы происходит инверсия - неправильное распределение температур, когда у земли холодней, чем на высоте.

Образуется так называемый запирающий слой, который не дает водяному пару подняться выше в атмосферу. На высоте 600-800 метров пар скапливается, поэтому воздух становится менее прозрачным.

Во-вторых, всю вторую половину прошлой недели и в начале нынешней воздушные массы двигались к нам не с запада, как это обычно бывает, а в востока. Причем, несло их именно с регионов, где сейчас полыхают лесные пожары - Сибирь, Урал. Частично дымка состоит из продуктов горения, но пока их через тысячи километров донесло до Подмосковья, рассеивая по пути, опасности для здоровья эта пыль уже не представляет. Правда, в нижнем слое атмосферы над Москвой накапливаются выхлопные газы и промышленные выбросы. Но ситуация не критичная - превышений ни по одному химическому элементу не зафиксировано.

- Начиная с четверга ситуация будет улучшаться, - рассказывает Роман Вильфанд. - В европейскую часть России наконец-то придет чистый воздух с северо-запада. Концентрация вредных веществ в воздухе будет снижаться.

А в воскресенье в столичный регион нагрянет холодный атмосферный фронт с сильным ливнем. Он освободит столицу от смога.

Благоприятные прогнозы и у МЧС, и у Комитета лесного хозяйства. Горящих торфяников сейчас на территории Московской области нет. Новых возгораний в лесах за последние сутки ни наземные службы, ни авиация, ни система космического мониторинга тоже не фиксировали.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Как нас спасают от зноя

ДОРОГИ

В жару по городу ездят около пяти тысяч поливомоечных машин. При плюс 25 градусов и выше проезжую часть и тротуары поливают трижды - с 12 до 16 часов, то есть каждые два часа. Для этого используют техническую воду без моющих добавок. Кроме того, в зной меняется график ремонта улиц. Асфальт стараются менять ночью - с 22.00 до 4.00, то есть в самое прохладное время.

МЕТРО

Самые жаркие станции подземки сейчас проветривают круглосуточно. То есть двери распахнуты и днем, и ночью. Это помогает снизить температуру воздуха на платформах и в вестибюлях в среднем на 8 градусов. Среди таких станций - «Тверская», «Академическая», «Дмитровская», «Савеловская», «Тимирязевская», «Менделеевская», «Сокол», «Чкаловская». Ночью все вентиляционные шахты метро переводят на усиленный режим притока холодного воздуха.

На 30 станциях следят за температурой в онлайн режиме с помощью специальных датчиков. На остальных станциях перегрев отслеживают вручную, то есть обычными градусниками. Если температура на станциях поднимется выше +28 градусов и продержится так не меньше 4 часов, пассажирам раздают бутилированную воду и влажные салфетки. Первую медицинскую помощь сомлевшим от духоты пассажирам должны оказывать дежурные по станциям, инспекторы службы безопасности и центра мобильности. При необходимости они свяжутся со «скорой».

Если в вагонах не работает кондиционер, тогда можно сразу же в пути связаться с машинистом с помощью переговорного устройства в вагоне и сообщить о проблеме. Еще можно сообщить о неработающем кондиционере в ситуационный центр метро с помощью сине-красной колонны экстренного вызова.

- Если во время проверки вагонов подтвердится, что кондиционеры не работают, тогда поезд снимут с линии, - сказал пресс-секретарь начальника Московского метрополитена Андрей Кружалин. - Вместо него пустят резервный состав с рабочей системой климат-контроля.

НАЗЕМКА

Во всех автобусах, троллейбусах и трамваях перед выездом в рейс проверяют работу вентиляции и кондиционеров. Сейчас 4,4 тысячи машин, то есть больше половины всей наземки, оснащены системами климат-контроля. На окнах такого транспорта развешаны наклейки со значком в виде снежинки. Если стикер есть, а кондиционер не работает, то сообщить об этом можно в контакт-центр «Московский транспорт» (8-495-539-54-54 или 3210), а также через Единый транспортный портал Москвы (www.transport.mos.ru). При этом нужно назвать оператору маршрут, номер автобуса или троллейбуса (он указан снаружи на «борту» и в салоне около кабины водителя. - Ред.), в каком направлении и когда ехали.