Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество29 августа 2016 22:00

Кондопога спустя 10 лет после погрома: Кафе заколочены, улицы пусты

В ночь на 30 августа 10 лет назад в кондопожском ресторане «Чайка» произошел, казалось бы, бытовой конфликт
Здесь больше никто не ходит по ресторанам. И все, у кого есть хотя бы школьный аттестат, сами мечтают отсюда уехать. Фото ТАСС/ Владимир Ларионов

Здесь больше никто не ходит по ресторанам. И все, у кого есть хотя бы школьный аттестат, сами мечтают отсюда уехать. Фото ТАСС/ Владимир Ларионов

Два нетрезвых посетителя повздорили с официантом, завязалась драка. Но на помощь приехала не полиция, а бригада чеченцев - приятелей владельца ресторана - с битами и ножами в руках. Двое местных жителей погибли, еще семь получили серьезные травмы.

Убийство стало последней каплей. Жалобы на разнузданное поведение приезжих, кумовство в полиции и коррупцию переросли в тот самый настоящий русский бунт. После похорон двухтысячная толпа кондопожцев вышла на улицы и потребовала выселить из города всех чеченцев. А потом ринулась жечь ресторан, громить вещевой рынок, переворачивать киоски и палатки мигрантов. Тюремные сроки, хоть и не сразу, получили и чеченцы, и русские. Со стороны выглядело справедливо.

Летом этого года я приехала в Кондопогу совсем с другой темой. Мне нужно было написать репортаж о безработице в карельских моногородах. Но все мои собеседники то и дело вспоминали события 10-летней давности.

- Если бы мы не вышли тогда на улицы, нас бы вообще убили, - торопливо объясняет мне Юля, инженер кондопожского ЦБК. - Нас тогда все предали. По телевидению говорили про конфликт на «бытовой почве». Это какая наглость! Нас всех, жителей, выставили ярыми националистами. Так было обидно...

По ее словам, толпой на улице двигало не желание расквитаться, а «железный повод» решить проблему с приезжими раз и навсегда. Расквитались. Уже через год в городе почти не было кавказцев. Но сейчас в Кондопоге новые проблемы.

Единственное крупное предприятие - бумажный комбинат - признан банкротом и может закрыться. Больше работы для жителей в городе нет. Мы идем по совершенно пустой улице, ищем, где бы перекусить. По дороге то и дело попадаются кафе, но все они закрыты. Не просто закрыты, а с заколоченными окнами, разбитыми вывесками и проржавевшими ставнями. Видно, что закрыты навсегда. Так же, как навсегда отсюда уехали чеченцы. Это они держали почти все развлекательные заведения в городе.

Другие мигранты, пытавшиеся тут торговать или осваивать какой-либо бизнес, тоже потерпели фиаско. Но отнюдь не на почве национальной ненависти к ним местного населения. Просто дела в городе стали настолько плачевны, что никакое дело выручки не приносит. Здесь больше никто не ходит по ресторанам. И все, у кого есть хотя бы школьный аттестат, сами мечтают отсюда уехать.

Карелы, кстати, действительно такие, как про них говорят. Суровые северные правдорубы. Боролись и даже вроде победили. Только вот вкус победы так никто почувствовать и не успел. А экономические проблемы в отличие от мигрантских народным сходом, митингами и погромами явно не решить...