Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Общество30 августа 2016 22:00

Московские школы - в десятке лучших в мире!

Международное экспертное сообщество оценило качество столичного образования
Павел ЧЕРНЫШОВ
Все школы, попавшие в рейтинги, подтвердили высокий уровень подготовки.

Все школы, попавшие в рейтинги, подтвердили высокий уровень подготовки.

Фото: Евгения ГУСЕВА

170 лучших школ столицы получили гранты от мэра Москвы Сергея Собянина. Символическая церемония вручения денег прошла во время открытого педсовета «Московская школа - надежная школа» во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Любопытно, что в 2016 году сумма грантов существенно выросла: 1,3 млрд. против прошлогодних 950 млн. рублей.

- Нам очень важно сопоставлять результаты нашего московского образования с уровнем образования в других городах России, в других регионах, но мы, конечно, должны выходить уже на другой уровень, не только конкурируя со своими коллегами из других регионов страны, но и конкурируя с лучшими образовательными системами мира, - пояснил Сергей Собянин педагогам и директорам лучших школ столицы. - Результаты, которые получены в этих исследованиях, были поразительны. По сравнению с ведущими мировыми странами Москва по таким базовым направлениям, как математическая грамотность, как читательская грамотность, вошла в десятку мировых лидеров.

Чтобы определить лучших, столичные власти с 2011 года составляют специальный рейтинг школ. В 2013 году он лег в основу федерального рейтинга. Власти получили возможность объективно оценивать эффективность общеобразовательных учреждений, качество работы директоров и педагогов, ориентируясь на рейтинг и динамику его показателей от года к году. Родители могут ориентироваться на рейтинг, выбирая школу для своего ребенка. Школы заинтересованы в учениках: выше позиция в рейтинге - выше интерес родителей к школе - больше учеников - выше финансирование. Кроме того, учреждения, попадающие в верхнюю часть рейтинга, получают денежные гранты.

- Тесты PISA проверяют не накопленные знания, а возможность их применения в реальной жизни. Все ведущие мировые державы сравнивают качество своего образования в том числе и по этому исследованию, - уточнил Павел Кузьмин, директор Московского центра качества образования. Московское исследование, пожалуй, крупнейшее среди регионов мира: 42 тысячи детей, все 608 школ города. До сих пор никто ничего подобного не проводил.

Лучшие 100 школ Москвы, в которых учится 23% общего числа столичных школьников, обеспечивают образование на уровне лучших мировых стандартов. Разумеется, успехи не появились из ниоткуда. За пять лет столичные власти проделали большую работу. В 2011 - 2013 годах провели масштабное переоснащение материально-технологической базы школ. Сегодня в них используют 224 тысячи стационарных компьютеров, 129 тысяч ноутбуков и планшетов,17 тысяч интерактивных досок.

И еще немаловажный нюанс - изменение системы финансирования.

- Финансирование для всех школ - как крупных, так и небольших, - определяется только количеством учеников, - резюмирует Ирина Патрикеева, директор Государственной столичной гимназии. - Поэтому сегодня практически каждая школа способна пригласить к себе на работу самых лучших учителей. И даже тех талантливых специалистов, которые пока не являются педагогами, но хотят ими стать: для них проводится профессиональная переподготовка или предоставляется возможность получить второе педагогическое образование.

КОММЕНТАРИЙ

- Все московские школы, попавшие в рейтинги, подтвердили высокий уровень подготовки, получив высшие баллы по стандартам PISA, - сообщила директор школы «Наследник» Любовь Духанина. - Выявилось превышение показателей качества образования московских школ в сравнении со среднероссийскими. Но это объясняется и большими возможностями, которые имеются в Москве. Хотелось бы, чтобы и в регионах были такие же возможности, как у столичных школ. Над этим будем активно работать.

Для города со столь высоким уровнем образования и активности населения полноценная система общественного контроля и независимой оценки качества необходимы. Однако рейтинги нужны не ради рейтингов, и наше образование должно соответствовать не столько международным стандартам, сколько интересам и потребностям нашего государства, нашего общества, отечественной экономики. И на основании этих потребностей должны формироваться критерии оценки качества знаний.