2016-10-07T13:13:16+03:00
Комсомольская правда
2

Собянин: "В этом году в Москве отреставрировано 90 памятников архитектуры"

Мэр Сергей Собянин вместе с реставраторами и представителем инвестора сравнивают итоги реставрации с архивными фотографиямиМэр Сергей Собянин вместе с реставраторами и представителем инвестора сравнивают итоги реставрации с архивными фотографиямиФото: Светлана ВОЛКОВА

Работы проводятся за счёт города, федеральных властей и частных инвесторов

Сегодня, 7 октября, мэр Сергей Собянин осмотрел итоги реставрации здания "Скоропечатни товарищества Левенсон" в Трехпрудном переулке в центре Москвы. В 1900 году его построил известный архитектор Федор Шехтель.

- В Москве продолжаются большие реставрационные работы, - сказал Сергей Собянин. - Сейчас в реставрации находится около 300 памятников истории и культуры. В этом году завершены работы на 90 памятниках. В целом за счёт города, федеральных властей, частных инвесторов отреставрировано уже более 700 памятников. Благодарю группу ВТБ за работу по восстановлению шедевра Шехтеля - "Скоропечатни Левенсона".

Так выглядит главный фасад особняка со стороны Трехпрудного переулка Фото: Светлана ВОЛКОВА

Так выглядит главный фасад особняка со стороны Трехпрудного переулкаФото: Светлана ВОЛКОВА

НА КРЫШЕ ВНОВЬ ПОСЕЛИЛСЯ ГРИФОН

В царской России "Скоропечатня товарищества Левенсон" была одной из известных и лучших типографий. Ее удостоили звания поставщика двора его императорского величества. Здесь печатали альбомы художников, программы для всех императорских театров, афиши. В типографии Левенсона были опубликованы первые книги классиков русской литературы - сборник рассказов «Сказки Мельпомены» Антона Чехова, поэтический сборник «Вечерний альбом» Марины Цветаевой.

Сейчас в здании находится бизнес-центр, в котором скоро начнут сдавать офисы в аренду. Старинный особняк построен в стиле немецкого замка. Весь комплекс типографии состоит из трёх корпусов - административного, производственно-типографского и сторожки. После реставрации, которая длилась с 2013 по 2016 годы, на фасад главного, административного здания вернулись историческая надпись «Поставщик двора его величества» и герб Российской империи. Под крышей восстановлен витраж в круглом окне, украшенный тем же гербом. На макушке готической башенки вновь появилось кованое украшение в виде грифона. Кроме того, почистили от старой краски кирпичные стены и восстановили лепнину.

Парадная лестница с фонарем "Медуза" Фото: Светлана ВОЛКОВА

Парадная лестница с фонарем "Медуза"Фото: Светлана ВОЛКОВА

ФОНАРЬ-МЕДУЗА, ПОТОЛОК-СПИРАЛЬ И ГУТТЕНБЕРГ

Из подлинных деталей интерьеров типографии почти полностью сохранилась парадная лестница (см. фото). А вот необычный фонарь с названием "Медуза", украшавший лестницу, пришлось восстанавливать с нуля. Для этого реставраторы использовали чертежи Шехтеля, а также архивные фотографии, которых, к счастью, осталось довольно много. Ещё одна "фишка" - на первом этаже над окошком типографской кассы вновь появился барельеф Гуттенберга в первоначальной кирпичной окраске.

Все окна и двери в здании заново восстановили в стиле модерн. Интересный факт - по проекту Шехтеля во всем особняке не было одинаковых дверей и потолков. Во время реставрации эту "фишку" полностью сохранили.

Из уникальных деталей интерьера - потолок в виде закрученной спирали в кабинете владельца типографии Левинсона. Его чертежи и фотографии как образец дизайнерского мастерства включены в учебники для будущих архитекторов. А со стороны Мамоновского переулка можно полюбоваться на стеклянный витражный купол над зданием. По оценкам специалистов Мосгорнаследия, реставрация прошла максимально близко к оригиналу. В скором времени красивый особняк смогут увидеть все желающие не только снаружи, но и внутри.

- При реставрации памятников архитектуры в документы всегда включается пункт, по которому собственник или арендатор восстановленного здания обязан установить дни и часы для свободного доступа посетителей, - говорит глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. - Москвичи смогут побывать в этом и других отреставрированных исторических зданиях в Дни культурного наследия Москвы, которые отмечаются в столице каждый год 18 апреля и 18 мая. Кроме этого, вместе с инвесторами зданий планируем составить график дополнительных дней для свободного посещения памятников культуры горожанами.

Потолок-спираль в кабинете Левенсона Фото: Светлана ВОЛКОВА

Потолок-спираль в кабинете ЛевенсонаФото: Светлана ВОЛКОВА

КОНКРЕТНО

За последние шесть лет в столице обновили всего около 700 памятников архитектуры. Среди них - Московский планетарий, Триумфальная арка, здание бывшего Центросоюза архитектора Ле Корбюзье, Большой зал Московской консерватории, входные ворота в парк Горького.

Большинство зданий последние четыре года реставрируют частные инвесторы по городской программе "1 рубль за квадратный метр". В итоге частники, которые привели в порядок ветхие исторические здания, могут в течение 49 лет арендовать их по льготной цене - один рубль за "квадрат". А город взамен получает красивые восстановленные памятники.

В этом году в столице должны завершиться реставрационные работы по 120 адресам. Из них почти половина - за счет частных инвестиций.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

"Типография А.А.Левенсона" открылась 31 марта 1881 года в Рахмановском переулке в доме отца основателя типографии, известного московского доктора А.С.Левенсона.

Сначала, имея всего одну типографскую машину и ручной типографский станок, издательство получало весьма скромные заказы на печать визитных карточек и коммерческих счетов. Через несколько лет поступил заказ на печатание газеты "Новости Дня".

В 1896 году Товарищество выполняло заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.

До этого, в 1895 году оно получило большую серебряную медаль Министерства финансов, а в 1896 году золотую – на выставке в Париже в память столетия литографии. В 1900 году золотая медаль за продукцию Товарищества была присуждена на парижской всемирной выставке; при этом золотой медали был удостоен управляющий мастерскими, серебряной – управляющий литографией, а бронзовой – помощник управляющего литографией.

В 1900 году в Трёхпрудном (угол Мамоновского переулка) переулке по проекту архитектора Ф.О.Шехтеля специально для типографии Товарищества А.А.Левенсона было построено одно из самых красивых зданий Москвы.

В типографии Левенсона были напечатаны книги И.А.Бунина, первые поэтические сборники Марины Цветаевой "Вечерний альбом" (1910 г.) и "Волшебный фонарь", первая книга Антона Чехова - сборник рассказов "Сказки Мельпомены" (1884 г.).

Типография занималась выпуском художественных изданий, альбомов художников, программ для всех Императорских театров. А.А.Левенсон являлся и арендатором афиш. Кроме того, во время театрального сезона типография, под редакцией самого Александра Александровича Левенсона, издавала (с 1899 года) газету под названием "Ежедневное либретто". В основном в ней публиковались новости культуры и много рекламы.

После октябрьской революции типография была национализирована и переименована в 16-ю государственную типографию треста "Мосполиграф". В 1924 году ее закрыли.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24