Премия Рунета-2020
Москва
+14°
Boom metrics
Общество10 октября 2016 14:00

Богадельня для собак: почему приюты для животных больше напоминают концлагерь

Корреспондент «КП» вместе с волонтерами обнаружила очередной могильник [видео]
Почему приюты для животных больше напоминают концлагерь?

Почему приюты для животных больше напоминают концлагерь?

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

Недавно в интернете появилось тревожное сообщение:

«Один из муниципальных приютов Москвы, в Некрасовке, находится на грани катастрофы. Зиму не переживет больше половины собак. На 2,5 тысячи животных в приюте два ветеринара, работают посменно. Но только одна из них имеет опыт лечения и оперирования! Жуткое истощение. Животных кормят раз в сутки. Да и то насыпают лишь треть от положенной нормы. В результате многие животные истощены. А не так давно подрядчик завез новый корм, от которого у собак страдает печень. Но никого это не волнует!»

Автор послания - волонтер Людмила. Она и еще несколько десятков человек все свободное время проводят в приюте, ухаживая за собаками. Подкармливают, выгуливают и даже лечат животных. О собачьих страданиях докладывают руководству «богадельни», но те как будто ничего и слышать не хотят.

ДВА ВЕДРА И БУДКА

Приют в Некрасовке - это 4 гектара земли, обнесенной металлическим забором. На территории рядами выстроены вольеры, каждый площадью примерно два метра на полтора. В такой тесной клетке обитают сразу 3-4 собаки. Внутри вольера по два ведра - кормушка и поилка, у задней стенки - будка. На мир псы смотрят из-за сетки-рабицы. Многие из них ничего кроме неба в клеточку за последние годы и не видели. Настоящий концлагерь для собак.

Сейчас в Некрасовке живут около 2500 псов. До недавнего времени приютом командовала компания «БАНО-ЭКО». «КП» не раз писала об ее руководителе Вере Петросьян, которую следствие обвиняло в мошенничестве в особо крупном размере. В приютах Веры, по словам волонтеров, собаки умирали от голода. Изначально подозревали, что Петросьян присвоила себе миллиард рублей. Но потом дело переквалифицировали в менее тяжкое, а спустя несколько месяцев Вера Владимировна и вовсе попала под амнистию. В 2014 году под руководством Петросьян находилось 6 муниципальных приютов. В 2015 году «БАНО-ЭКО» вновь оказалось под следствием. Зоозащитники наняли адвоката и добились пересмотра дела. Тогда часть приютов у Петросьян отобрали. Два из них, в Некрасовке и в Печатниках, власти передали новому подрядчику ОАО «Автодорожная механическая база ЮВАО» (далее - «АДМБ»).

СЫТЫЙ ТОТ, КТО СИЛЬНЕЕ

В Некрасовку мы с Людмилой поспеваем к самому обеду. В 4 часа дня рабочие-таджики разносят корм по вольерам, в каждый - по полведра. Оголодавшие псы прыгают вокруг кормильца и едва не сшибают его с ног, чтобы поскорее припасть к ведру.

Расталкивая собратьев по клетке, первым у кормушки оказывается тот, кто сильнее. За пару минут сожрав все, что было, пес отваливает в сторону. Слабакам остается лишь вылизывать крошки на жестяном дне. Следующая кормежка только через сутки.

- Вот видите, что происходит? - возмущается Людмила. - Один - сытый, двое - голодные. В результате собаки худеют, заболевают и умирают. Мы, волонтеры, как можем, подкармливаем животных, но мы не в силах тоннами еду сюда привозить.

Один из обитателей приюта.

Один из обитателей приюта.

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

Волонтерский труд не из приятных. Добровольцы не только кормят и выгуливают питомцев, но и чистят клетки. При мне одна из женщин вытащила из будки пару дохлых тучных крыс.

- С добычей тебя, - пошутила над ней ее напарница. А та лишь улыбнулась в ответ.

В некрасовских клетках, действительно, почти нет опилок. Был бы здесь любящий собак управляющий, он бы нутром чуял, что лежать на голых досках, насквозь пропитанных мочой, животным крайне не комфортно.

Завидев людей, псы поднимают громкий лай. Кидаются на сетку-рабицу и прыгают вдоль нее на задних лапах. Но стоит подойти к какой-нибудь псине поближе, как она начинает бегать по клетке, вилять хвостом и ловить твой взгляд. Мол, смотри, какая я хорошая! Забери, забери меня!

Был бы здесь любящий собак управляющий, он бы нутром чуял, что лежать на голых досках, насквозь пропитанных мочой, животным крайне не комфортно.

Был бы здесь любящий собак управляющий, он бы нутром чуял, что лежать на голых досках, насквозь пропитанных мочой, животным крайне не комфортно.

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

МОГИЛЬНИК В ПЕЧАТНИКАХ

В Печатниках, как рассказала волонтер Людмила, ситуация намного лучше, чем в Некрасовке. Здесь обитают 2000 собак. Местный управляющий Валентин и его заместитель Анна из бывших волонтеров. Животных любят и относятся к ним по-человечески. Мы с Людой едем и туда.

- Сегодня там будет руководство «АДМБ», оно согласилось выслушать волонтеров, - говорит Людмила.

Требования добровольцев просты. Нужно насыпать некрасовским собакам в вольеры опилок, вовремя убирать за ними отходы и кормить досыта.

Но диалога волонтеров с подрядчиком не получается. У начальства на этот день, как оказалось, иные планы.

У железных ворот печатниковского приюта в очередь выстроились телевизионщики. На территории найден нелегальный собачий могильник.

Приют в Некрасовке - это 4 гектара земли, обнесенной металлическим забором.

Приют в Некрасовке - это 4 гектара земли, обнесенной металлическим забором.

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

Внутрь пропускают строго по паспорту. Администратор проводит инструктаж: пальцы в клетки не совать, даже если вы чувствуете, что собака вам улыбается.

Раскапывают захоронения двое рабочих в медицинских масках. На телекамеры они достают из-под земли собачьи останки - череп, кости, клочки шкур. Дополняет картину резкий трупный запах.

- Первый труп мы нашли еще летом, - рассказывает корреспондентам заместитель директора «АДМБ» Владимир Медведев. - Начали сооружать ливневку и наткнулись на останки. На днях снова стали копать и нашли еще 4 трупа.

Раскопка захоронений животных.

Раскопка захоронений животных.

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

- Что дальше будете делать?

- Мы вызвали участкового, он оформил протокол. Полиция будет разбираться, откуда здесь могильник.

- А как вы сами думаете, чьих рук дело?

- Скорее всего, это наследство «БАНО-ЭКО».

ОФИЦИАЛЬНО

Несколько лет назад правительство Москвы приняло решение о пожизненном содержании бездомных животных. Для этого в городе было организовано 13 муниципальных приютов. На сегодня это самая гуманная мера по отношению к бесхозным дворнягам. В советское время собак усыпляли, а после кремировали.

По контракту (копия есть в редакции) на содержание двух собачьих приютов с 1 августа по 31 декабря «АДМБ» получило больше 93 миллионов рублей. То есть – 18,6 миллиона в месяц. Я расспросила замдиректора «АДМБ» Владимира Медведева, куда уходят такие деньги.

- Владимир Валерьевич, под вашим управлением находится два приюта?

- Да, в Печатниках живут 2024 собаки. В Некрасовке - 2600.

- Сколько денег тратится на одну собаку в сутки?

- Около 100 рублей.

- Этого достаточно?

- Нет, но таков бюджет, мы вынуждены в него укладываться.

- Волонтеры Некрасовки жалуются, что вы плохо кормите собак. Даете им самый дешевый корм, от которого у животных отказывает печень.

- Оба наших приюта содержатся на общих основаниях. Ситуация по уходу за животными абсолютно одинаковая.

- Но многим собакам в Некрасовке не хватает еды.

- Есть нормы питания, которых мы придерживаемся. Если написано на упаковке производителем, что собака весом в 20 кг должна получать 400 грамм корма в сутки, так и выдаем. Не более. У нас на два приюта до четырех истощенных собак наберется, да и те просто больные и содержатся в изоляторе.

Проблема этих приютов в том, что бездомных собак слишком много. Руководству и волонтерам удается пристроить «в добрые руки» лишь 1% животных. Многие псины живут в клетках годами. Для них это действительно тюрьма.

Руководству и волонтерам удается пристроить «в добрые руки» лишь 1% животных.

Руководству и волонтерам удается пристроить «в добрые руки» лишь 1% животных.

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

ВОПРОС РЕБРОМ

Нужны ли такие приюты?

Невольно подумаешь, и зачем все эти собачьи богадельни, может, лучше сразу усыплять животину, чтобы не мучилась. Или есть другое средство, как контролировать популяцию бездомных собак.

- Если выбирать между убийством животных и приютами, то пусть уж будут такие приюты, - комментирует Елена Надежкина, координатор инфоцентра «Спасите животных». - Хотя по сути они нецелесообразны. В некоторых городах, таких как Санкт-Петербург, Тюмень, Сыктывкар, работает программа ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат) бездомных животных. Бродяг отлавливают, стерилизуют, ставят прививки и отпускают туда, где их подобрали. Собаки спокойно живут на своей территории, жители их подкармливают и по мере сил ухаживают за ними. Если собака агрессивна или больна, то ее помещают в приют. Таким образом, в муниципальные передержки попадают лишь 15-20% животных. И в таких случаях счет идет не на тысячи, а на сотни животных. Еще один важный момент. Приютами должны заниматься только зоозащитники, потому что для них собаки - это любимые питомцы, а не просто способ заработка денег.