Премия Рунета-2020
Москва
+4°
Boom metrics
Общество19 октября 2016 22:00

В Москве попрошайки с животными зарабатывают от трех до семи тысяч рублей в день

Зоозащитники жалуются, что не могут найти на них управу
Собачек и кошечек всегда жалко. Им подают охотнее, чем людям. Только деньги идут совсем не на корм. И век таких животинок недолог.

Собачек и кошечек всегда жалко. Им подают охотнее, чем людям. Только деньги идут совсем не на корм. И век таких животинок недолог.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Когда мотаешься по городу, натыкаешься на них постоянно. Стоят у многих станций метро - женщины и мужчины в окружении клеток и переносок с котятами, щенками или хомячками какими-нибудь. Например, на «Смоленской», когда тепло, часто можно встретить бабушек с милахами кроликами. На картонках выведено: «Помогите на корм!» Или: «Помогите на содержание приюта!» Ну как тут не помочь? Они же все такие (животные в смысле), как говорят в соцсетях, мимимишные!

Мимо идут люди и подбрасывают в коробку монеты и купюры. Активисты зоозащитных организаций пытались оценить, сколько эти загадочные люди зарабатывают за день. По самым скромным подсчетам, от 3 до 7 тысяч рублей. В день! Эксперты уверены, что этот вид попрошаек по доходам вполне уже может конкурировать с «классическими» нищими побирушками. Многие людям-попрошайкам уже и не подают. А хвостатым пушистикам - святое дело!

ПРИКРЫВАЮТСЯ НЕСУЩЕСТВУЮЩИМИ ПРИЮТАМИ

Людей, которые побираются на улицах с животными, волонтеры называют коробочниками.

- Самый ходовой их «товар» - маленькие беспородные котята, - рассказывает волонтер приюта «Муркоша» Анна Скрипова.

Для попрошаек они ничего не стоят. Обычно их берут на улице или набирают через сайты и соцсети по объявлениям «отдам в добрые руки». Чем меньше котенок, тем больше он вызывает у прохожих жалости. И тем охотнее на него дают деньги.

- Котят вообще не кормят, потому что не хотят тратить лишние деньги, и уж тем более не лечат, - говорит Анна. - Здоровые котята очень подвижны, они бесконечно играют, прыгают, бегают. А у коробочников все котята лежат вповалку, даже не сразу можно понять, живы ли они...

Большинство животных погибают от голода или перегрева в течение нескольких дней. На их место тут же привозят других.

Обывателям коробочники объясняют, мол, всю жизнь помогаю животным, спасаю, но своих денег на корм не хватает, вот и ищу помощи на улице. Но некоторые схему усложняют, для достоверности и солидности уверяют, что представляют частный приют.

- Выдумывают название типа «Милый друг» или «4 лапы», - говорит директор приюта «Муркоша» Григорий Добрый. - Пристанешь, начнешь дотошно проверять, лезешь в интернет, и оказывается, что приюта с таким названием нет в природе. Или приют есть, но если позвонить, там про попрошайничающих от их лица «волонтеров» ничего не знают. Я вам могу сказать совершенно точно: ни один солидный приют никогда не станет стоять со своими подопечными в переходах, на станциях метро.

«ЭТО ОРГАНИЗОВАННАЯ СЕТЬ»

Одиночек в этом бизнесе почти нет. Как и у нищих, город поделен группировками, которые рассаживают по определенным точкам своих людей.

- Безусловно, это организованная сеть, в которой расписаны роли, - говорит Григорий Добрый. - Одни люди собирают животных, другие сидят с ними на улице. Над ними - те, кто распределяет коробочников по местам и раздает инструкции. Те, кто ходит с животными по электричкам, не сядут на Арбате - это «чужая территория».

Я удивляюсь:

- Ну вот идете вы по улице. Увидели коробочника. Вы полицейских вызываете? Тут же уголовная статья - «жестокое обращение с животными», до двух лет...

- Вызываем, - вздыхает Григорий. - Только это ничем не заканчивается. Закон о защите животных у нас не работает. Чтобы привлечь гражданина за жестокое обращение, нужно собрать доказательную базу. А кому это надо? Полицейские говорят: они ведь не убивают их в прямом смысле слова! По факту животные погибают от плохих условий содержания, от неоказания им ветпомощи, но про такое в законе не сказано. Человека не могут привлечь за то, что он не дал кошке корм... Максимум, что удается добиться после вызова полиции, - отобрать у коробочников животных. За несколько лет мы перевезли в наш приют больше ста таких бедолаг. Откармливаем, лечим, находим им ответственных хозяев. Но по большому счету это сизифов труд, завтра эти люди будут сидеть на том же месте с новыми котятами или щенками.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему с коробочниками никто не борется?

О попрошайках, которые пытаются разжалобить почтенную публику животными, мы пишем довольно часто. О них много говорят и в Госдуме, и в Думе городской. Но решать проблему никто не спешит. Почему?

- Может, я вас удивлю, но в России нет закона, который запрещал бы попрошайничество, - ошарашил меня глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. - Если человек просто стоит с картонкой, ему нечего предъявить. Только если он будет вести себя активно и приставать к гражданам.

- Тем не менее в прошлом году Мосгордума внесла поправки в Административный кодекс города, и штрафы за попрошайничество в метро увеличены до 5 тысяч рублей (было 500. - Авт.)! Почему нельзя расширить зону действия этой статьи и жестче наказывать попрошаек не только в подземке, но и по всему городу?

- Да, теперь в КоАП столицы есть такая статья. Но мы столкнулись с тем, что полиция как федеральный орган не может контролировать исполнение законов отдельных субъектов Федерации. Для сбора штрафов с попрошаек городу предлагают создать собственную контролирующую структуру. Например, как это произошло с парковками. Но там все-таки есть система видеонаблюдения. А тут как быть? За каждым нищим кому-то бегать? Нужно решать по-другому. Это тема для поправок в федеральных законах.

Животных у нас любят. И то, как над ними издеваются, многих возмущает. Депутаты Госдумы предлагают брать с зоопопрошаек в пользу государства по 10 тысяч рублей. Предлагают. Но до реальных дел в виде принятых законов пока так и не дошли.