Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика27 октября 2016 19:00

Беспилотная «MatrЁshka» завоюет весь мир

Корреспонденты «КП» на форуме «Открытые инновации 2016» протестировали первый в России электроавтобус, который не нуждается в водителе [видео]
Беспилотный микроавтобус MatrЁshka в технопарке "Сколково", где проходит форум "Открытые инновации - 2016". Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Беспилотный микроавтобус MatrЁshka в технопарке "Сколково", где проходит форум "Открытые инновации - 2016". Фото: Максим Григорьев/ТАСС

По дорожкам вокруг сколковского «Техноцентра» вовсю рассекает удивительная самодвижущаяся повозка - беспилотный электроавтобус «MatrЁshka». Берет на борт до восьми человек, разгоняется до 30 км/ч. При этом место для водителя в салоне вообще не предусмотрено - ни руля, ни педалей, ни рычагов... Говорят, такие автобусы будут развозить гостей чемпионата мира по футболу 2018. Мы не могли упустить шанса познакомиться с этим чудом техники.

- Как «MatrЁshka» видит другие машины и препятствия? - спрашиваем у технического эксперта Антона Поппеля.

- Тут стоит компьютерная система, которая работает с постоянным потоком видео. На борту установлено порядка 6 камер, которые одновременно снимают все, что творится спереди машины, сбоку и сзади. Кроме того, есть активные сенсоры, они позволяют понимать обстановку вокруг машины, отслеживать мелкие и крупные предметы, различные препятствия – динамичные, статичные, в том числе и дорожные знаки.

- А если пассажиру нужно узнать какую-то информацию, то и спросить, получается некого?

- Мы идем к тому, чтобы установить, так называемый чат-бот, который позволит автобусу общаться с пассажирами. Например, чтобы уточнить параметры маршрута, время прибытия и еще какие-то сервисные функции..

- Чем беспилотник лучше условного Петровича, который 20 лет за баранкой?

- Автопилот может работать круглосуточно и не уставать. Он никогда не нарушает правила дорожного движения. И ему не надо платить зарплату.

- Когда «MatrЁshka» выйдут на большую дорогу?

- Мы начали тестовую эксплуатацию в этом году. Надеюсь, что со следующего года, где-то весной, первые машины появятся на территориях, которые не относятся к общей дорожной сети. Я думаю, это будут какие-то исторические центры, участки вблизи пешеходных зон. Это идеальный транспорт последней мили, когда необходимо довести людей от больших транспортных развязок непосредственно до исторических объектов. Например, в Москве, это «Лужники», район ВВЦ, Бульварное кольцо или территория вокруг Кремля, тот же Александровский сад. Подозреваю, что увидим беспилотники где-нибудь в Сочи и, в том числе, в Сколково.

Подробнее рассказать о футуристическом проекте мы попросили Алексея Бакулина, генерального директора компании "Бакулин Моторс Групп".

- Алексей Анатольевич, самый известный пример беспилотников – это «Тесла», которую выпускает Илон Маск. Но американцы немного лукавят, когда говорят о беспилотности, потому что в их машине обязательно присутствие водителя, который должен держать руки на руле. У вас беспилотность на каком уровне находится? Живой водитель нужен?

- Эта технология развивается в двух направлениях. Первое - это когда элементы беспилотности добавляются к традиционным автомобилям. Второе направление – это когда изначально создается полностью беспилотное транспортное средство. Такой архитектурой обладает наша «MatrЁshka», которая является первым беспилотным автобусом в России. За такими транспортными средствами будущее. Тем более, именно такая конструкция позволяет сделать эту модель универсальной. Что это такое? Мы сможем выпускать не только автобусы на этой базе, но и легкие грузовики, коммунальную технику, а лучше, когда одно транспортное средство сразу может выполнять несколько задач.

Подробнее рассказать о футуристическом проекте мы попросили Алексея Бакулина, генерального директора компании "Бакулин Моторс Групп"

Подробнее рассказать о футуристическом проекте мы попросили Алексея Бакулина, генерального директора компании "Бакулин Моторс Групп"

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Есть расчеты, за какой срок будет окупать себя беспилотный автобус?

- Пока нет. Естественно, мы понимаем, что наши клиенты и мы сами должны на этом зарабатывать. Но пока идет стадия разработки... Вот, вы говорили - «Тесла». Многие еще вспоминают беспилотник «Гугл». Говорят, что появилось беспилотное такси «Убер». Но стоимость сегодня, к примеру, «Убера» с радарами и лидарами это просто безумные деньги. Естественно, здесь речь идет не об экономике, а о пиаре и отработке различных моделей. То же самое у «Гугла»: они не ставили себе задачу выпуска беспилотных транспортных средств. Они собирают данные! И стоимость этого беспилотника – тоже сумасшедшая. Та технология, которую мы сейчас развиваем, близка к так называемой второй итерации «Теслы», где используется компьютерное зрение и сонары. Это доступные технические средства, которые позволяют беспилотник сделать реально коммерческим продуктом. Но мы не должны забывать, что беспилотник это не просто транспортное средство. Это элемент новой инфраструктуры, которую еще предстоит создать. А здесь у нас еще очень много ограничений. Сейчас во всем мире среди разработчиков беспилотных технологий идет «гонка вооружений». Та страна, которая сможет реально запустить беспилотное движение, снять все законодательные ограничения, станет победителем в борьбе за приз в несколько миллиардов долларов. Потому что с этими системами мы сможем выходить на мировой рынок.

- Россия в этой гонке среди лидеров или аутсайдеров?

- Пока, я считаю, мы имеем возможность победить. Вы знаете наше традиционное отношение к производителям транспортных средств в России. Но сейчас (мне так кажется как участнику процесса) именно с компьютерной эрой, с новыми технологиями у нас появляются шансы. У нас одна беда - нет времени. Но в инновационных разработках время можно купить, сделать это может государство. Только частный бизнес, только личные инвестиции, к сожалению, не вытянут этот проект. Я говорю не только про проект «MatrЁshka», а про все беспилотное движение.

- Судя по букве «Ё» в названии вашего бренда, без влияния «Ё-мобиля» не обошлось. Когда придумывали название, чем руководствовались? Это расчет на экспорт?

- И да, и нет. Во-первых, если вы посмотрите на дизайн нашей «MatrЁshkи», она даже внешне похожа на знаменитый русский сувенир. И мы как раз хотели соединить в одном флаконе традиционные русские мотивы и технологии завтрашнего дня. Мы сразу рассчитывали, что делаем ее не только для своего рынка. Буква «Ё»… Наверное, когда мы говорим об отечественном транспорте обсуждать эту тему без буквы «Ё» невозможно. Но в нашем случае у этой буквы иное значение, мы хотели подчеркнуть, что наше изобретение уникальное, натуральное и российское. Потому что без собственного электродвигателя, без собственного программного продукта нормальный беспилотник сделать невозможно. Я честно скажу, что мы были аутсайдерами беспилотного движения, но практически за год стали лидерами. Почему мы быстрее всех стартанули? Потому что как раз компьютерный блок управления всеми системами автобуса мы внедрили одни из первых в России, еще в начале 2000-х годов. Мы первыми сделали электроавтобус с собственными российскими компонентами. Это хороший задел, но очень тяжелая, серьезная работа еще впереди.

- Мы привыкли, открываешь капот российской машины, а там вся начинка иностранная. Где и как будете собирать «матрешки»?

- Однозначно в России, но по определенному модульному принципу, чтобы мы могли очень быстро разворачивать производство в любой точке земли. Не секрет, что экспорт транспортных средств – это не экспорт готовой техники, это экспорт CKD (когда агрегаты, детали и узлы ввозятся в страну сбыта для сборки на местном заводе). Сейчас у нас две производственные площадки – одна в Волгограде, другая во Владимире. И мы там готовим площади под производство автобусов «MatrЁshka», чтобы все компоненты именно этого беспилотника производились в России.

- Какова сфера применения «MatrЁshkи»?

- Мне кажется, мы очень правильно выбрали направление с точки зрения стратегии. Начинаем с закрытых территорий, там, где простая с транспортной точки зрения инфраструктура. Беспилотником заинтересовались очень многие парки, студенческие кампусы, недавно крупнейший металлургический комбинат сделал нам заявку. У них десятки тысяч гектаров площади, они тратят безумные деньги на внутреннюю логистику. Там достаточно большой штат водителей, а эффективность их использования, особенно на закрытых территориях, сводится где-то к 25-30%. Главная пока проблема в том, что мы вне закона. Нет никаких правил по эксплуатации этих беспилотных транспортных средств. Сколково сделало для нас отдельный опытный полигон, выпустило регламент. По крайней мере, мы сегодня здесь можем тестировать маршрут за маршрутом. Но для того, чтобы мы получили преимущество, мы должны получить хотя бы временное решение правительства о статусе беспилотных транспортных средств и о правилах дорожного движения на закрытых территориях. Потому что пока мы дойдем до каких-то нормальных законодательных актов, пройдет 2-3 года. Но сейчас мы должны накатывать километры и одного сколковского полигона нам, к сожалению, будет недостаточно. Нужно нарабатывать опыт, алгоритмы решений.

- Появление таких автобусов на улицах городов – это дело насколько отдаленного будущего?

- Не по адресу вопрос. Я бы вам ответил - лет через 5 лет. Потому что с технологической точки зрения все готово. Я даже уверен в том, что беспилотные автобусы на выделенных линиях можно запустить в течение двух лет. Плюс мы можем ставить электронных ассистентов в автобусных парках. Это значит, когда водитель отработал, автобус сам паркуется, едет на мойку, на обслуживание и сам готовится выйти на маршрут. Представляете, как мы сократим затраты для предприятия? Но все тормозит отсутствие законодательных норм.

КСТАТИ

Форум «Открытые инновации-2016»: почти сто стран покажут свои новые технологии

С 26 по 28 октября московский технополис «Сколково» станет местом проведения самого масштабного в России мероприятия в деле развития инновационной системы страны (смотрите видеотрансляцию)