2016-11-18T13:52:07+03:00
Комсомольская правда

Ёперный театр

Фото предоставлены пресс-службой Art Pictures StudioФото предоставлены пресс-службой Art Pictures Studio

«Пиковая дама» и «Дама пик» - премьеры на подмостках и экранах

«В России теперь что-то неладное творится… Молодежь бунтует. И атмосфера русская, в сущности, очень мрачная. Но все это не мешает мне любить ее какой-то страстной любовью»… Негоже читать чужие письма, но на переписку классиков это обыкновение не распространяется. Приведенная цитата - из письма Петра Чайковского своему сердечному корреспонденту Надежде фон Мекк. Писано из Италии в период создания оперы «Пиковая дама». И по сей день в России не распогодилось. Вот и в тасуемом год от года театральном репертуаре непременно кто-то возьмет да и вытянет ее «Пиковую…». Тоска по закрытым казино, или усталость от жизни без азарта, но в раскладе-афише нынешней осени их выпало две – опера «Пиковая дама» в постановке Александра Тителя в МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.Ив. Немировича-Данченко и фильм «Дама пик» Павла Лунгина.

Повесть «Пиковая дама» была опубликована в 1834; опера Петра Чайковского перенесла сюжет Пушкина в екатерининский век; Александр Титель кропотливо перевел музыкальную драму Чайковского в период накануне Первой мировой; Павел Лунгин, соединив мотивы повести и оперы, перенес их в день сегодняшний. Вышло, что наперекор календарям и хронометрам, в России устойчиво держится время пик.

Германн вроде бы гарантирован от поражения знанием заветных трех карт, следом за ним «Дама пик» тоже как будто обеспечила себе выигрыш у зрителей. Рецепт все тот же, пушкинский, в пропорции три к одному – «тройка, семерка, туз». «Тройка» - актерское трио главных героев – дама, король, валет - Ксения Раппопорт, Игорь Миркурбанов и Иван Янковский. «Семерка» - (1) загадочная подоплека сюжета, (2) пушкинский фундамент первоисточника, (3) музыка Чайковского, (4) 80 солистов Большого театра, привлеченных к записи саундтрека, (5) надежные продюсеры, обеспечившие фильму (6) команду профессионалов съемочной группы в рамках солидного (7) бюджета. «Туз» - режиссер Павел Лунгин, Мастер. Но на то игра, что составляет атрибут сюжета, и зовется азартной, что «нас всех подстерегает случай», который того и гляди перечеркнет запланированную победу. Как бы ни было велико мастерство игрока, его искусность случаю не соперник. И шестерка, порой, бьет туза…

Главная героиня фильма - оперная звезда София Майер в исполнении Ксении Раппопорт. В ее имени - режиссерский посыл и, как по мере просмотра выяснится, ирония, что мудрость здесь главнее (major) всего, неслучайно в средневековой Франции рисунок на карте « дамы пик» напоминал Афину, богиню мудрости. Перед ней открывают двери лучшие оперные театры мира, и закрывают - мировые казино. После многих лет эмиграции она возвращается на родину. Возвращается как на место преступления, ибо за спиной у нее семейная драма и вина, которую читает героиня в глазах своей племянницы Лизы (Мария Курденевич), начинающей певицы. В месте своего дебюта София снова решается на дебют, на этот раз в качестве режиссера и исполнительницы партии Графини, затевая постановку оперы Чайковского (угадайте название с трех…карт). Постановка сулит успех и славу его создателям, в числе которых не заявлен молодой тенор Андрей (Иван Янковский), мечтающий о партии Германа (в либретто он не по Пушкину именуется с одним «н»). Андрей просит содействия у влюбленной в него Лизы, постепенно входит в общество Майер, затем – под ее покровительство (да и просто – под ее покров), а параллельно и в образ пушкинского игрока. О герое Игоря Миркурбанова известно меньше, чем об остальных персонажах, тем интереснее угадать его изнанку. Собственно его Олег, владелец подпольного казино, меценат, эдакий черный человек, – единственный у кого она есть, вот он и умеет прочитать человека как карту, определить кто перед ним фоска или картинка.

«— Случай! — сказал один из гостей. — Сказка! — заметил Германн», - приятная, но не во всех отношениях «Дама пик» заигрывает то с одним жанром, то с другим, перебирая весь литературный, театральный и кинематографический их арсенал. От вымысла к публицистике, от готической были к откровенной иронии пикирует фильм, не желающий ограничивать себя какой-то одной мастью. Сюжетная игра в нем не затягивает, ибо, порой, затянута, но , лишь , или по крайней мере одно обстоятельство делает ее стоящей свеч. Подлинный Германн здесь сыграл не за ломберным, а за монтажным столом. Сыграл страстно, вдохновенно и энергично, и в не растерянных, не потускневших с годами этих качествах – несомненная победа Германна-Лунгина. А сорвет ли «Дама пик» в прокате куш, или прозвучит над ней заповеданное «Дама ваша убита» - это уж как карта ляжет.

С 17 ноября в кинотеатрах Москвы.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24