Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Экономика1 декабря 2016 12:40

Эксперты о выступлении президента: Надо ввести прогрессивный подоходный налог - так справедливее

Путин предложил реформировать налоговую систему
Авторы (2):
Путин подчеркнул, что надо развивать налоговую систему с учетом текущей ситуации

Путин подчеркнул, что надо развивать налоговую систему с учетом текущей ситуации

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В четверг в своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин затронул тему налогов. Вероятно, поправки в Налоговый кодекс будут приняты уже в 2018 году.

- Мы должны ориентировать нашу налоговую систему так, чтобы она стимулировала деловую активность, способствовала росту экономики и инвестиций, – заявил президент.

Путин подчеркнул, что надо развивать налоговую систему с учетом текущей ситуации. А она сейчас изменяется.

- Например, активно идут процессы по выводу бизнеса из тени, развивается законодательство по борьбе с отмыванием денег через оффшоры. Для того, чтобы оно начало работать в полную меру, нужны определенные поправки в налоговой сфере, – прокомментировала юрист компании «Деловой форватер» Ирина Федоскина.

Также Владимир Путин сделал акцент на том, что надо упорядочить имеющиеся налоговые льготы, сделать их более адресными. Не все эксперты с этим согласны.

- Я думаю, что тут лучше сделать одинаковые правила для всех и давать мало налоговых льгот. В противном случае открываются лазейки для недобросовестных игроков, – считает доцент кафедры РАНХиГС Дмитрий Тихонов.

Фискальная политика может измениться. Президент заявил о необходимости в 2018 году принять поправки в Налоговый кодекс. По каким правилам мы будем жить через два года, он не уточнил. Глава государства отметил, что разрабатываться они будут с участием деловых объединений.

У экспертов есть предложения по возможным новациям.

- Существуют налоги, которые работают не вполне эффективно, и экономически они несправедливы. Например, по НДФЛ у нас для всех единая ставка. То есть и бедные, и богатые люди платят одинаково, – сказала Ирина Федоскина.

- Видимо, у власти есть внятное понимание того, что необходимо сделать с налоговой системой. Это очень хорошо. Что справедливо – это введение прогрессивной ставки налога на доходы, что планируется сделать в 2018 - 2019 годах, - считает Дмитрий Тихонов.

Но если уж где-то добавлять нагрузку на бизнес и население, то в других местах ее желательно уменьшить.

- В целом наша налоговая система соответствует международным образцам. Хотелось бы разобраться с неналоговыми платежами, которых развелось очень много. Это плата за госуслуги, за парковку, обязательное страхование, взносы на капремонт. Все это забирает много денег, – отметил глава группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин.

- Действующее налоговое законодательство, безусловно, нуждается в серьезной доработке, - заметил Владимир Старинский, управляющий партнер «Старинский, Корчаго и партнеры». - В последние несколько лет даже организации, строго придерживающиеся закона в плане осуществления налоговых выплат, все чаще сталкиваются с претензиями со стороны ФНС. При этом размер доначисляемых средств в случае предприятий среднего и крупного бизнеса колеблется в пределах от 120 до 400 млн. рублей. В этой ситуации предприниматели вынуждены использовать разнообразные схемы «оптимизации» налогов. В частности, пользуются популярностью такие методы, как разделение компании на множество обособленных, с правовой точки зрения, фирм и оформление сотрудников как индивидуальных предпринимателей. Равным образом правоприменительная практика способствует росту числа компаний, уходящих в «теневую» или «серую» зоны экономики.

Таким образом, налицо потребность в реформировании системы налогового права. Объективные возможности усовершенствовать законодательство также имеются. Однако можно ожидать, что намерения властей и пожелания прочих заинтересованных сторон могут существенно разойтись. Из контекста послания президента следует, что государство намерено сократить объем фискальных льгот и отказаться от ряда инструментов налогового стимулирования бизнеса. В то же время деловое сообщество желает сокращения фискального бремени, т.е. прямо противоположного. В свете этого противоречия эффективность грядущей реформы можно поставить под сомнение: успех этого шага будет напрямую зависеть от того, сумеют ли принятые поправки к закону сбалансировать интересы власти и бизнеса.