Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды10 января 2017 21:35

Режиссёр «Викинга» Андрей Кравчук – «КП»: «Мы снимали фильм для простых людей, а не для историков»

Автор нашумевшей картины ответил на главные обвинения в свой адрес
После выхода в прокат российского «Викинга» на фильм полились ушаты критики.

После выхода в прокат российского «Викинга» на фильм полились ушаты критики.

Фото: кадр из фильма

Которую неделю критики ломают копья о новый российский фильм «Викинг». Мол, и с воеводой Свенельдом авторы промахнулись, и корабли князя Владимира у них по суше на орды печенегов поплыли – якобы сплошные небылицы. Однако люди на фильм идут! За неделю кинотеатры посетили больше 4 миллионов человек, а кассовые сборы «Викинга» рвут все мыслимые рекорды. Ответить крикунам решил режиссёр фильма Андрей Кравчук. Он поделился с «Комсомолкой», почему картину назвали «Викинг», и как его команда 7 лет работала над историческими деталями в сюжете.

У НАС ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КИНО, А НЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ

- Вы планировали делать фильм приближенным к «Повести временных лет»?

- Мы использовали источники, их не так много. Мы на них опирались. Но мы не ставили перед собой цель создать иллюстрацию к «Повести временных лет». Да это практически и невозможно. Потому что там перечислена фактологическая сторона, событийная, а не художественная. «Повесть временных лет» тоже является неким художественным документом, который был написан почти через сто лет после описываемых событий.

- Была шутка, что сценаристом картины выступил летописец Нестор.

- Так пошутил Константин Львович Эрнст. Естественно, Нестор не мог выступать нашим сценаристом. Если прочитать «Повесть временных лет», то нельзя сказать, что у нас было много отклонений. Несколько вещей мы интерпретировали немного иначе.

- Историки убеждены, что есть явные неточности – про место гибели князя Олега, про призыв Свенельда к Владимиру мстить византийскому императору.

- Свенельд призывает мстить не конкретно этому императору, а вообще византийцам за смерть Святослава. В образе Свенельда мы объединили Добрыню, дядю Владимира, и Свенельда, который знал отца молодого князя. Мы делали художественное, а не документальное кино. Для нас была важна эмоциональная правда. Мы сумели сделать эмоционально убедительный фильм с точки зрения существования людей. Поэтому так много зрителей оказались задетыми, которые хотели бы увидеть романтически приукрашенное прошлое нашей страны. Такое чуть-чуть оперно-приподнятое. Реальность была немного другая.

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ КРИТИКАМ – РЕЙТИНГ СБОРОВ

- Для кого вы снимали этот фильм?

- Мы, прежде всего, ориентировались на простых людей. Для узких специалистов делать фильм бессмысленно. По результатам сборов и по социологическим опросам, которые мы проводили, наш фильм посмотрело 4,2 миллиона зрителей. Большинство дали положительные оценки. Но в интернете было много и негатива на нас.

- Вы критику нормально воспринимаете?

- Конечно. Сделав такой фильм, выйдя во всех кинотеатрах страны, мы подразумевали, что на нас будут нападать. Мы затронули много серьезных проблем, связанных с историей нашей страны, с нашими корнями, с самоидентификацией, задали вопросы нравственные. Мы понимали, что эти высказывания будут вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

В НАЗВАНИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАГАДКА

- А почему фильм назвали «Викинг»?

- Это же хорошо, когда есть загадка в названии.

- Одна из версий, что викинг – Свенельд.

- Да. Это, возможно, один из ответов. Свенельд рассказывает нам историю Владимира. Название «Владимир Ясно Солнышко, креститель Руси» исчерпывало бы содержание фильма.

- Почему так долго велась работа?

- Несколько причин. Надо было написать сценарий и все изучить. Надо было реквизит создать – оружие, костюмы и так далее. Построить города. И надо было собрать для этого бюджет.

МЫ НЕРАДИВО РАСПОРЯДИЛИСЬ ДЕНЬГАМИ? НЕПРАВОМЕРНОЕ ОБВИНЕНИЕ

- Удастся компенсировать затраты?

- Уже фильм собрал 1 млрд. 230 тысяч ( на 9 января, - ред.). При таком кассовом успехе говорить о том, что мы нерадиво распорядились деньгами нельзя. Это неправомерное обвинение.

- Я на фильм ходил. Меня зацепил момент, когда корабли поехали по земле. Разве такое возможно?

- Там у нас есть три крупных боя. Эпизод, когда воины сбрасывают горящие колёса со стен крепости на печенегов, мы заимствовали из книги «Алексиада» - византийская хроника. Дочь византийского императора Алексея Комнина написала книгу о своем отце. А как перетаскивали корабли по суше, если помните, есть в одной из летописей. Тогда их поставили на колеса. Нам эта история очень нравилась. В ней было что-то, связанное с бесконечными путешествиями наших предков. В фильме события разворачиваются на Сапун-горе, которая находится в Севастополе. Там глина, когда размокает под дождём, становится очень скользкой. Даже усидеть тяжело. Тогда у нас и родился эпизод, что можно постараться столкнуть корабли на конницу, если идет дождь и есть глина. Мы старались не уходить далеко от реальности.

КСТАТИ

«Фильм о том, как язычник обретает Бога. Оружие и исторические тонкости не главное»

После выхода в прокат российского «Викинга» на фильм полились ушаты критики. Мол, и вооружение у дружинников не то, и князя Олега не там убили. Да и вообще не так наши предки в Древней Руси жили. Среди потока ненависти, словно лучик света, пробилась рецензия от директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко. Он уверен, что в этой художественной ленте все исторические детали, которые только доктор наук разобрать сможет, не главное. Не про это «Викинга» снимали. Своим мнением Минченко поделился с «Комсомолкой» (подробности)