Премия Рунета-2020
Москва
+7°
Boom metrics
Происшествия17 января 2017 17:30

Сумасшедший, устроивший стрельбу в столице, владел ружьем нелегально

Росгвардия дала комментарий по поводу трагического инцидента
СергейОстапенко действительно когда-тоо владел охотничьим оружием. Однако еще весной 2014 года оно было изъято.

СергейОстапенко действительно когда-тоо владел охотничьим оружием. Однако еще весной 2014 года оно было изъято.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Новый год в столице начался с трагического инцидента: психически нездоровый москвич Сергей Остапенко из охотничьего ружья убил соседа, ранил двоих полицейских и застрелился. И вот уже вторую неделю в интернете продолжается дискуссия о том, что "а не пора ли разрешить гражданам свободно владеть оружием". Аргументация у некоторых гражданских активистов как обычно железная: "Если неуравновешенным людям владеть стволом можно, то почему нам нельзя?". На этот и другие вопросы "Комсомолка" попросила ответить главного эксперта-специалиста Главного управления лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля Росгвардии России полковника полиции Светлану Тернову.

- Светлана Васильевна, а какова сегодня вероятность попадания оружия в руки душевнобольных?

- Если мы говорим о случае с Остапенко, то я бы задала вопрос иначе, начав с того, а легальное это оружие или нет. Так что давайте сразу поставим точки над «и». Не касаясь вопросов следствия - на момент событий Остапенко не был законным владельцем оружия. Ружье «Германика», из которого он стрелял, принадлежало другому гражданину и было им утрачено. Каким образом им завладел злоумышленник, в точности мы, вероятно, уже не узнаем. Розыск преступников всегда, и в любой стране был и остается на повестке правоохранительных органов. Однако почвы для разговоров о якобы купленных медицинских заключениях и полицейских разрешениях этот случай, как видите, не дает.

- Тем не менее, соцсети продемонстрировали снимки, из которых можно сделать вывод, что Остапенко был заядлым стрелком. Как этот факт вяжется с диагнозом психического расстройства?

- Остапенко действительно когда - то владел охотничьим оружием. Однако еще весной 2014 года оно было изъято, и больше к нему не вернулось. Важно понимать, что оружейное законодательство в его последней редакции поставило максимально надежный заслон тому, чтобы оружие не попадало в руки людей с медицинскими противопоказаниями.

Главный эксперт-специалист Главного управления лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля Росгвардии России полковник полиции Светлана Тернова. ФОТО Росгвардия

Главный эксперт-специалист Главного управления лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля Росгвардии России полковник полиции Светлана Тернова. ФОТО Росгвардия

- Несмотря на то, что Остапенко носил ружье скрытно в кофре от гитары, инцидент всколыхнул в среде ряда гражданских активистов дискуссии о коррупции при получении справок от психиатров и наркологов. В частности, один из автомобильных экспертов вдруг заявил, что выдавать документы на владение оружием, не глядя на клиента, могут частные конторы.

- Это могут утверждать эксперты не по оружию, а разве что по слухам, сохраняющимся в среде, далекой от оружейной темы. Всем, кто хоть как-то прикосновенен к вопросам оружия, прекрасно известно, что полтора года в этой сфере действуют новые правила. Осмотр претендентов на оружие врачами психиатрического и наркологического профилей проводится исключительно в медицинских организациях государственной и муниципальной системой здравоохранения. Причем, что особенно важно, – только по месту жительства или официально подтвержденного пребывания гражданина. Так что российские законодатели уже давно сделали выводы, в том числе из мировой, а не только российской практики.

- Кстати, о российской практике. Дает ли она почву для опасения по поводу вооруженной преступности и ее тайных арсеналов? Говорят, что количество нелегальных стволов приближается к 20 миллионам…

- Поскольку каждый факт хранения нелегального оружия несет серьезную общественную угрозу, успокаиваться на этот счет нам явно рано. Однако, и для нагнетания в обществе страха перед "человеком с ружьем" нет оснований. Подумайте сами: ведь нелегальное оружие хранится для того, чтобы в какой-то момент "заговорить". Но общее количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, на протяжении как минимум 5 последних лет остается стабильным – это порядка трех с половиной тысяч в год. С зарегистрированным оружием – всего четыре-пять сотен. И это при общем числе владельцев 4,3 миллиона. Можно сказать, что на сегодня достигнут некий естественный минимум этих показателей. Конечно, он поддерживается не сам по себе, и сотрудники Росгвардии знают, что цена этой статистики весьма высока. Но, так или иначе, речь идет об устойчивой положительной тенденции. Которая, кстати, никак не вяжется с досужими разговорами о каких-то там 20 миллионах "теневых" стволов.

- Тогда расскажите правду о количестве оружия на руках у наших граждан.

- Эта информация никогда не была секретом. Количество гражданского оружия постепенно возрастает, хотя и незначительно. На сегодняшний день оно составляет около 6,6 миллионов единиц. Но, как известно, выстрел производит не ствол, а человек. Так вот число владельцев этого общероссийского арсенала медленно, но верно снижается – в среднем на 10 тысяч в год. Остаются самые ответственные граждане – те, кто готов подтвердить свое медицинское соответствие, законопослушность и умение обращаться с оружием - для этого надо пройти специальные курсы. Все это на прямую связано с низким уровнем преступности с использованием зарегистрированного, да и вообще любого оружия.

- А как вы прокомментируете информацию о том, будто на черном рынке в Москве разрешение на оружие продают за 90 тысяч рублей?

- Вокруг оружия и без того слишком много мифов. И если их множить до бесконечности, правильных решений больше не станет. Разрешения на оружие официально выдаются только сотрудниками Росгвардии, и я чувствую особую личную ответственность за свой ответ. Так что вместо комментария просто скажу: принесите мне такой документ, если сможете его приобрести. Я вас уверяю, что такую «услугу» предлагают только мошенники. За хранение гладкоствольного оружия уголовная ответственность не предусмотрена, а вот за подделку документов можно получить реальный срок.