Обычный продукт можно продать дороже, завышая цену по причине его экологичности.
Фото: Андрей ЦЫГАНОВ
Зашла я на днях в модный магазин эко-продуктов. И от увиденного долго не могла придти в себя. Картофель - 110 рублей за кило. Чистенький, конечно, но в 4 раза дороже магазинного. Хлеб - 35 рублей. Тут я обрадовалась, но рано. Оказалось, это цена за 100 грамм. 380 рублей за килограмм курицы. И даже вода, обычная литровая бутылка минеральной воды стоила 240 рублей. На резонный вопрос продавцу, чем это все отличается от обычных продуктов, мне было презрительно брошено:
- Это экологически чистый продукт! На здоровье не экономят.
Мне, конечно, немедленно захотелось спасти свой зашлакованный организм чем-нибудь натуральным, фермерским. Да только вот, как проверить, действительно ли картошечку ничем не удобряли? Или это просто модный нынче маркетинговый ход?
«ЗОЛОТОЕ» ЗДОРОВЬЕ
В 2009 году бизнесмен Андрей Кривенко вложил 1 миллион рублей в маленькую торговую точку на Троицком рынке в Москве. И назвал ее «Избенка» - за прилавкам продавали экологически чистое молоко, творог, ряженку и прочую «молочку». За 7 лет из маленького ларька на рынке «Избенка» превратилась в сеть из 300 магазинов. И у нее появился «младший брат» - торговая марка «Вкусвилл». По данным СПАРК, в 2014 году чистая выручка компании Кривенко составила 440 млн рублей.
Это пример крупного бизнеса, который озолотился на приставке «эко» к продуктам. Но и более мелкие инициативы не отстают. Пару лет назад предприниматели уловили спрос на еду, полезную для здоровья. И магазины начали появляться как грибы. Сейчас они занимают примерно 15% рынка в среднем ценовом сегменте.
- Потребность возникла с развитием самосознания общества, - считает Влад Казеко, совладелец магазина Grеen Point. - Есть те, кто пришел в здоровое питание из спорта. Есть отдельный класс - молодые мамы, которые заботятся о здоровье семьи и детей. Наш магазин работает 4 года. Средний оборот в месяц от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Приставка «эко» может прибавлять к продуктам от 20 до 200% от их изначальной стоимости. Но есть и вполне бюджетные товары.
По данным Национального органического союза, производство органических продуктов в России выросло на 60% за последние 5 лет. Большую «услугу» этому процессу оказали фермеры. Заниматься сельским хозяйством вдруг стало катастрофически модно - бывший офисный планктон «припал» к земле. Но сбывать товар в одиночку было неудобно - так родились многочисленные кооперативы и сайты-агрегаторы фермерской продукции. Стало удобнее. И дороже. В разы.
ЖЕНЩИНЫ ГОТОВЫ ВСЕ ОТДАТЬ
- Я отследил любопытную тенденцию. Как только фермер вступал в какой-то кооператив или магазинную сеть - его продукция тут же теряла в качестве, - рассказывает Валерий Чумаченко, бывший владелец сайта «Бидончик.ру». - Ему приходилось снижать себестоимость товара из-за торговой наценки. В итоге многие или начинали мухлевать или разорялись.
Согласно опросу исследовательского центра «Ромир», больше половины россиян готовы переплатить за товар, если он экологически чистый. Большинство ответивших так - женщины. Эксперты утверждают, что рынок держится, в основном, на них.
- Так сложилось, что в семье женщина более внимательна к качеству товаров. Поэтому популярные направления - «женские» сегменты: одежда, косметика, туризм, продукты питания, - объясняет маркетолог Анна Валехова. - Следует заметить, что для потребителя слово «эко» на упаковке вызывает уважение. И завышенная цена, как правило, не вызывает вопросов. Здесь срабатывает стереотип: чем дороже - тем качественнее.
А торговая наценка, между прочим, нешуточная. Доходит и до 200%. Другими словами, если фермер продает свой товар за 100 рублей, то с прилавка эко-магазина тот же самый товар уходит уже по 300 рублей. Для сравнения, средняя розничная наценка в обычном магазине - около 40%. И даже несмотря на это, продажи «чистых» продуктов с каждым годом только растут. Вот только правда ли, что эти продукты настолько полезные и качественные? Или это то же самое, что и с разрекламированными лекарствами: упаковка красивая, а действующее вещество одно и то же?
НАПИСАННОМУ ВЕРИТЬ?
Вопрос с качеством оказался очень размыт. В Европе, например, есть единая экологическая сертификация товаров и услуг. Если на упаковке стоит значок с надписью GEN, то такой продукт натурален и произведен без вреда для природы. Но в России единого стандарта нет.
- Есть отечественная маркировка экопродукции - это значок «Листок жизни». На мой взгляд, только он дает гарантию качества. Его можно получить, но это дорого - несколько тысяч евро. И подтверждать сертификат придется каждый год, - объясняет Андрей Лысенков, гендиректор «Органик Эксперт». - С другой стороны, сейчас любой человек может создать собственную систему сертификации. И наделить свой продукт личным знаком качества. Это не возбраняется. Но тогда потребителю надо смотреть, что это за система. Просить показать документы. Потому что критерии качественного продукта у каждого производителя отличаются.
По оценкам экспертов, примерно 85% товаров, позиционирующих себя как «эко», такими не являются. Более того, согласно ГОСТу в нашей стране приставка «эко» не означает, что продукт натуральный. Она всего лишь показывает, что при его производстве был снижен риск ущерба для природы. А вот звание «органик» -да, обязывает производителя не применять пестициды, удобрения, стимуляторы роста и прочую химию. Приставка «био» по ГОСТу может применяться только для молочных продуктов. И означает, что в них есть полезные пробиотики. А слово «фермерский» не значит вообще ничего, кроме указания на «крестьянское» происхождение.
Согласно опросу исследовательского центра «Ромир», больше половины россиян готовы переплатить за товар, если он экологически чистый.
Фото: Евгения ГУСЕВА
ХИПСТЕР НА ВЫДУМКИ ХИТЕР
Щетки из бамбука и эко-корпоративы
Чем популярнее становились экопродукты, тем больше бизнесменов хотело проверить: а сработает ли приставка «эко» с другими товарами. Оказалось, флером «натуральности» можно окутать все что угодно! Я кинула клич «зеленым» предпринимателем рассказать о себе. Дальше оставалось только читать и удивляться народной фантазии.
- Мы открыли эко ресторан грузинской кухни, - пишет Анастасия Кузнецова из Москвы. - Грузинская кухня в давних времен ассоциируется с тяжелой пищей. Основная часть наших продуктов - с экологически чистых ферм. При строительстве использовались эко материалы. Безусловно, цена конечного продукта получается выше. Но потребитель знает, за что он переплачивает.
То есть, переплачивать предлагается за свежее мясо и дерево в интерьере. Но позвольте, в других ресторанах разве как-то иначе? Ладно, идем дальше.
- Наш проект «Подари-дерево» предлагает иностранным и отечественным компаниям корпоративы в стиле «эко», - рассказывает Юлия Чернышева. - Например, посадку деревьев, йогу и фуршет со здоровым питанием.
Тут я на минуту представила, как люди на корпоративе будут сажать деревья, когда сами уже «в дрова». Хотя, наверное, «здоровый» фуршет такого состояния не предполагает. Но какая ж отечественная компания на это пойдет?
- Несколько лет назад мы создали детский эко-клуб «Умничка», - пишет еще одна бизнесвумен Софья Тимофеева. - Основная идея - развитие детей в эко-интерьере. Основные пособия и игрушки у нас сделаны из эко-материалов. Мебель в клубе - деревянная.
Энтузиасты в экобизнесе не боятся даже узких ниш:
- Скоро мы запускаем проект по продаже экологически чистых зубных щеток из бамбука, - говорит Лев Жаков. - За 2 недели работы набрали 100 заявок. Причем мы продаем щетки «по подписке». То есть, клиент совершает заказ, а дальше каждые 2-3 месяца мы присылаем ему новую зубную щетку. Оплата списывается автоматически. Так он не забудет их менять.
Самая дешевая бамбуковая щетка на сайте стоит 200 рублей. С одной стороны, не так много. Есть раскрученные бренды и подороже. С другой стороны, теперь я с подозрением смотрю на свою обычную зубную щетку в ванной. Вдруг в ней тоже пестициды, а я и не знаю...
Цены в обычном магазине и фермерские
Фото: Алексей СТЕФАНОВ
А КАК У НИХ?
В Европе и Америке потребление экопродуктов обрело масштабы национальной идеи. По данным отчета Европарламента, в 2015 году больше всего в мире потребляют органические продукты в США (на $24 млрд.), Германии (на $7 млрд.) и Франции( на $4 млрд.). Потом идут Китай и Канада. Организация потребителей органических продуктов питания в США утверждает, что только в Америке спрос растет на 20% ежегодно. И наценка сокращается - ведь экотовары перестали быть чем-то из ряда вон. Небольшой отдел с экопродуктами есть почти в каждом американском и европейском супермаркете. Прибавка к стоимости по сравнению с обычными товарами составляет, в среднем, 20 - 25%.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В отличие от зарубежного российский рынок эко-товаров относительно молод. Ему от силы лет десять. Предприниматели лепят любые эпитеты своим товарам, в надежде что «прокатит». И иногда им действительно везет. Но, по оценкам экспертов, 80% эко-товаров в России - таковыми не являются. Натуральные экологически чистые продукты должны быть подтверждены сертификатом. В противном случае вы покупаете кота в мешке. И как бы вам ни расписывали, где паслись чудесные коровки, чье мясо вы собираетесь купить, помните: эко-бизнес - тоже бизнес. А значит, ничего личного.
Предприниматели лепят любые эпитеты своим товарам, в надежде что «прокатит». И иногда им действительно везет.
Фото: Михаил ДЕНИСОВ