Проект «Московская электронная школа» позволяет практически любую тему изучить с помощью лучших педагогов города.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
В 2017 году московские школьники завоевали на всероссийских олимпиадах рекордное количество дипломов - 44% всех призовых мест! Эксперты отмечают, что это стало возможно благодаря реформе, проведенной столичными властями. Как заинтересовать подростка учиться? Рассказывает директор школы № 1434 Алексей КАРПУХИН.
КЛАССЫ ОБЗАВЕЛИСЬ ПРОФИЛЕМ
- Алексей Владимирович, среди победителей Всероссийской олимпиады 2017 года есть представители вашей школы?
- По китайскому языку, по праву.
- С каждым годом среди победителей Всероссийской олимпиады все больше москвичей. Благодаря чему?
- К высоким результатам школьников привела введенная в Москве несколько лет назад система нормативно-подушевого финансирования, которая выровняла материальные возможности всех школ и позволила оснастить их современным оборудованием. Внедрена новая система оплаты труда, позволившая в большей степени оплачивать результаты педагогов. Появился рейтинг вклада школ в качественное массовое образование Москвы. Созданы профильные городские проекты - медицинский, инженерный и кадетский классы. А также расширяется сотрудничество с другими городскими организациями и структурами, учреждениями культуры, спорта, музеями, парками, усадьбами Москвы, проводятся на базе вузов мастер-классы «Университетские субботы», «Суббота активиста», «Профессиональная среда», лекции, практикумы и другие проекты.
- Как оцениваете результаты оптимизации системы образования Москвы, в результате которой непопулярные школы объединились с успешными?
- Сильные школы сохранили свой уровень, а остальные свой ощутимо подтянули. Еще относительно недавно ребята посещали кружки и секции только в своей маленькой школе. После объединения школ в большие комплексы девчонки и мальчишки совершенно беспрепятственно ходят на кружки и секции во все здания, которые относятся к этому комплексу. Сформировано единое методическое пространство: если ранее педагогические коллективы не делились своими наработками, то после объединения в большие комплексы позитивный опыт распространился на всех педагогов большой образовательной организации. Налажена программа преемственности: дошкольные отделения, прогимназии, начальная школа и центры дополнительного образования существовали раздельно, после объединения в большие комплексы эта проблема тоже была решена.
- Что это дает?
- Например, в первый класс маленькой школы приходят два мальчика. Один уже неплохо знает английский и читает простейшие тексты, а его товарищ языка не знает совсем. Но они оба попадали в один класс и обучались по программе, которая им не подходила. В большой образовательной организации есть возможность выстроить образовательный процесс под учеников разного уровня. Определенный уровень программы сохраняется при переходе не только с дошкольного на начальный, но и на последующих уровнях.
...ОН ЖЕ ПСИХОЛОГ, ОН ЖЕ ВТОРОЙ РОДИТЕЛЬ
- Какой он - современный московский учитель?
- Это учитель, который показывает высокие результаты в области образования и воспитания своих учеников. О финансовой мотивации я уже говорил. В связи с этим в московских школах сегодня на одну вакансию претендуют несколько педагогов. Прием на работу новых сотрудников ведется именно по критерию их потенциальной результативности.
- Какие предпринимаются шаги, чтобы заинтересовать ребенка учиться на отлично?
- Основная работа в мотивации ребят на учебу лежит на плечах классных руководителей. Они выполняют роль психолога внутри класса, роль второго родителя. Если доверие к классному руководителю у ребенка есть, тогда и мотивация учиться у него тоже отличная. В нашей школе, например, практически нет конфликтов внутри класса и уж тем более между детьми и педагогами. Хотя у нас большой образовательный комплекс - 3 тысячи учеников.
- Современные технологии и методики преподавания привлекают подростков?
- Безусловно. Стартовал городской проект «Московская электронная школа», в рамках которого планируется обновить все компьютерное оборудование, находящееся на балансе школ. Разработана платформа, где каждый учитель столицы вправе представить накопленный опыт работы в виде сценария урока. Этот сценарий проходит экспертизу признанными профессионалами, сотрудниками Московского городского методического центра. А затем попадает в общую базу, откуда используется учителями любой московской школы.
- Какие технические новинки имеются в московских школах?
- Каждая московская школа оснащена мультимедийным оборудованием для проведения уроков с демонстрациями. Это не только проектор, компьютер, но и оборудование предметное. В нашей школе полностью оборудовано дошкольное отделение: и интерактивные столы, и современные игрушки. В школе есть интерактивные доски и панели. Школа сегодня вправе приобрести себе все, что посчитает необходимым для проведения эффективного образовательного процесса.
СОБРАНИЕ В ВИРТУАЛЬНОМ РЕЖИМЕ
- Насколько популярен среди школьников проект «предуниверситариев» на базе московских вузов?
- Об этом мне сложно судить - в нашей школе этот проект пока не реализован. Тем не менее мы участвуем в проектах «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе», где взаимодействуем с Первым медицинским университетом им. Сеченова и МИРЭА, эти проекты у нас очень популярны. Большое количество ребят не только углубленно изучают химию, биологию или математику, физику, информатику в рамках обучения по данным профилям, но и активно посещают занятия в этих университетах, участвуют в университетских олимпиадах. Сотрудники вузов проводят в школе игры, мастер-классы, консультируют по профессиональной подготовке.
- Дети с удовольствием ходят в школу?
- У нас практически нет прогулов. Посещаемость очень высокая. Впрочем, как и на родительских собраниях. Хотя мы все больше склоняемся к тому, чтобы проводить собрания в виртуальном режиме.