Жители все чаще стремятся перевести свои дома под управление госкомпаниями.
Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ
В квартирах москвичей всегда есть свет, вода, тепло. В подъездах и во дворах - чистота и порядок. Работу управляющих компаний, обслуживающих жилые дома, постоянно отслеживают столичные власти вместе с самими жителями. О том, как проверяются обращения горожан и проводится лицензионный контроль за управлением многоквартирными домами, рассказал на пресс-конференции в Информационном центре правительства Москвы начальник Государственной жилищной инспекции столицы Олег Кичиков.
СОБСТВЕННИКИ МОГУТ ВЫБРАТЬ ЛУЧШИХ
В столице 70 процентов жилищного фонда находится под управлением государственных управляющих компаний. А остальные обслуживают частные фирмы. Как отметил глава Мосжилинспекции, сейчас жители все чаще стремятся перевести свои дома под управление городского «Жилищника» или другой госкомпании. Москвичи доверяют свои квартиры и дворы именно городским службам. Этому также способствует и конкурентная среда между управляющими компаниями (УК). По закону все действующие в столице УК получили лицензию на работу в жилых домах. Каждая из них может побороться за предпочтение жителей, предложив более выгодные условия договора управления домом. В свою очередь, у собственников появилась возможность выбрать из солидного списка УК лучших.
ФИРМЫ-БЛИЗНЕЦЫ ДОЛЖНЫ ИСЧЕЗНУТЬ
В этом году за управляющими компаниями стали следить еще жестче после значительных изменений в федеральном жилищном законе. С начала года действует срок действия лицензии в пять лет с правом продления. Помимо этого, дополнительно появилось новое лицензионное требование - отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования управляющей компании. К примеру, сейчас в столице находится около сотни УК с лицензией, у которых одинаковые и схожие названия. Среди них наберется с десяток фирм «Комфорт» и пять с вывеской «Столица». Из-за этого жильцы часто путаются. В скором времени фирмы-близнецы должны исчезнуть. Управляющие компании в течение шести месяцев со дня вступления закона в силу, то есть до 11 июля 2018 года, обязаны внести изменения в свои учредительные документы. При этом свое название из всех близнецов сохранит только одна компания, получившая свою лицензию раньше всех.
Еще одно новшество - аннулирование лицензии, если в реестре лицензий в течение шести месяцев не появились сведения о многоквартирных домах, которыми управляет УК.
КОММУНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ РАСТЕТ
Инспекторы не донимают управляющие компании бесконечными проверками. Но обращение в Мосжилинспекцию недовольного своей УК жителя может обернуться ревизией. Заметно повысившийся уровень коммунальной грамотности горожан и недоверие к порядку расчета платежей управляющих фирм побуждает собственников искать правду в жилищной инспекции. Чаще всего москвичей волнует содержание и эксплуатация дома, начиная от разбитой лампочки в подъезде и заканчивая непонятными суммами в квитанциях за квартиру (см. «Конкретно»). При этом проверяются также и жалобы горожан в соцсетях. А с переплатами за «коммуналку» УК лучше не шутить. Например, по предписанию жилищной инспекции жителям дома в районе Очаково-Матвеевское ТСЖ вернуло более миллиона «лишних» рублей, которые с людей собрали за отопление. Выяснилось, что ТСЖ рассчитывало жителям плату не по показаниям прибора учета, а по нормативу потребления, разницей же покрывало задолженности неплательщиков. Провинившиеся управляющие компании их руководителей наказывают в лучшем случае солидными штрафами, в худшем - отнимают или приостанавливают лицензию.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ
Москвичи могут отправлять сообщения о работе управляющей компании в своем доме в Мосжилинспекцию:
✓через электронную приемную на сайте мэра столицы - www.mos.ru/feedback/individual/;
✓письмом на имя начальника Мосжилинспекции Кичикова Олега Владимировича по адресу: 129090, г. Москва, проспект Мира, д. 19. Образец письма на mos.ru.
КОНКРЕТНО
● 1017 компаний в Москве получили на сегодня лицензию и могут управлять многоквартирными домами. Из них: 536 - уже управляют домами, 481 - пока не заключили договоры управления ни с одним домом.
● 46,5 тысячи обращений жителей поступило в Мосжилинспекцию с начала 2018 года. Из них:
✓ 24,5 тысячи, то есть больше половины, - по вопросам содержания и эксплуатации общедомового имущества;
✓ около 8 тысяч (17,2%) - по вопросам управления домами;
✓ 6 тысяч (13%) - по вопросам правильности начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
● 10 миллионов рублей - на такую сумму по предписаниям Мосжилинспекции управляющие компании сделали перерасчет некорректных начислений за услуги ЖКХ с начала этого года.