Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
25 апреля 2024 14:10

Мотивом тройного убийства стала неразделенная любовь: жестокое убийство девушек раскрыли по капле крови спустя 20 лет

Павел Милованов: каждый год раскрывается более тысячи преступлений прошлых лет

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

РАСКРЫТЫЕ “ВИСЯКИ”

- В начале нулевых в северном округе были обнаружены тела двух девушек лет 15-16 и мама одной из них. Все трое были зарезаны. Предварительно считали, что это дело рук сожителя. Но долгие годы преступление оставалось нераскрытым. Но появляются новые методики работы, развиваются возможности генетических экспертиз. Помогает искусственный интеллект и ветераны МУРа. Для работы над «висяками» созданы отдельные группы, - рассказывает замначальника Управления уголовного розыска ГУ МВД России по г.Москве Михаил Ваничкин.- В этом случае, когда пересмотрели материалы дела, пришли к выводу, что преступник был выше ростом, чем изначальный подозреваемый. Более того, он был ранен, и на полу остались именно его следы крови. В итоге мы начали заново отрабатывать всех, кто мог иметь доступ в эту квартиру, и-таки нашли подозреваемого, и на левой руке у него был порез – тот самый, который он мог получить, когда бил своих жертв ножом. Экспертиза подтвердила, что кровь его. Мотивом убийства оказалась неразделенная любовь к одной из погибших девушек.

По итогам прошлого года количество «висяков» в Москве, которые перестали быть таковыми, увеличилось на 30%. Только уголовный розыск смог найти подозреваемых по 2714 преступлениям прошлых лет (это 66% от общего числа нераскрытых преступлений). А еще есть следствие, дознание и другие отделы. Все они работают в связке.

Фото: Александра БУДАЕВА

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА

- Преступлениями прошлых лет мы называем уголовные дела, следствие по которым было приостановлено, потому что преступник не был установлен либо скрылся. Но про такие дела никто не забывает. В подразделениях есть следственно-оперативные группы по их расследованию, мы продолжаем получать оперативные данные, агентурные разработки, отслеживаем совпадения следов, изъятых с мест происшествия. А еще есть записи с видеокамер, данные сотовых операторов – все это помогает нам раскрывать с каждым годом все больше таких преступлений, - констатирует замначальника Главного следственного управления столичного ГУ МВД Василий Коновалов. - Так была раскрыта серия нападений на обнальщиков, которые перевозили крупные суммы денег. За ними следили, потом где-то на светофоре догоняли, разбивали стекла и под угрозой применения оружия забирали у них деньги. С 2016 по 2021 гг было совершено 12 подобных преступлений. Мы в итоге задержали целую этническую группу из 7 человек, провели их опознание, обыски, при которых обнаружилась часть похищенного и оружие.

Также активно полиция работает и по дистанционным мошенничествам, когда жертв «разводят» на покупку несуществующих товаров. Отслеживаются телефонные номера, с которых идут звонки, банковские счета, куда переводятся деньги. Все это вносится в общую базу данных. По одному из уголовных дел благодаря такой базе данных выявили сразу 57 совпадений, преступников уже отдали под суд.

РАСКРЫВАЕМ БОЛЬШЕ, РЕГИСТРИРУЕМ МЕНЬШЕ

- Каждый год раскрывается более тысячи преступлений прошлых лет, треть их них – благодаря экспертно-криминалистическим учетам (это те же отпечатки пальцев). Когда задерживают подозреваемого, его проверяют по всем базам, а также смотрят, не было ли похожих преступлений в том же районе – возможно, раскрыть получится целую серию, - объясняет методику начальник Управления организации дознания столичного МВД Павел Милованов. - Но есть и другая отличная тенденция – снижение числа зарегистрированных преступлений. Причем речь идет не об 1-2%, которые можно было бы считать некой статистической погрешностью. Нет. Только за прошлый год в Москве зарегистрировано на 22% меньше заявлений по кражам, побоям, хулиганстве, угрозам убийства другим преступлениям небольшой и средней степени тяжести.

Во время проведения дактилоскопической экспертизы в криминалистической лаборатории УВД. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Во время проведения дактилоскопической экспертизы в криминалистической лаборатории УВД. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

В чем дело? В полиции объясняют: нет, не регистрировать перестали, в век информационных технологий это просто невозможно – все сразу «выплывет» в интернет. Причин снижения уровня преступности несколько. Во-первых, раскрываемость повысилась, поэтому собственно нарушителей закона на улицах стало меньше, а те, кто получил «по заслугам» раз, сделали выводы. Во-вторых, преступления в Москве совершать … бессмысленно что ли. У каждого первого смартфон, с которого он обязательно заснимет все, что покажется интересным. На каждом углу – камеры. Как ни прячься, хоть под прицел 1-2 обязательно попадешь. Система «Безопасный город» доказала свою эффективность. В третьих – профилактика работает. Все знают, куда звонить и что делать в случае ЧП, а главное – что будет за нарушение закона. Даже дела о хулиганстве освещаются в СМИ, не говорят уж о чем-то более серьезном. Так что неотвратимость наказания то и дело подтверждается на практике. Да и о преступных схемах, на которых не нужно вестись, тоже вещают из каждого утюга.

Так и получилось, что лет 12 назад в столице за год угоняли по 10 тысяч машин, сейчас – примерно 600. Раньше заявления о хулиганстве и побоях пачками оседали в отделах, сейчас это случаи чуть ли не редкостью.

ВОПРОС РЕБРОМ

И все же – почему люди продолжают вестись на уловки мошенников?

Владимир Васенин, начальник Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по г.Москве:

- Мы консультировались по этому поводу с психологами, потому что нам было непонятно, почему люди знают о том, как действуют мошенники, но все равно переводят им деньги. Нам объяснили так: структура личности включает в себя разные стратегии поведения. «Ребенок» – ему нужна помощь. «Взрослый» – принимает решение самостоятельно. «Родитель» – опекает, помогает ребенку. Когда человеку по телефону говорят, что его деньги в опасности, он попадает в стрессовую ситуацию, то есть в опасность, ему нужна помощь, «включается» ребенок. Далее человек может самостоятельно «перескочить» в стадию взрослого и дать отпор преступникам. Или обратиться за помощью – если рядом есть кто-то с холодной головой, то он может исполнить роль «родителя» и сказать «Повесь трубку». Если этого не случается, то «ребенок» идет на поводу у аферистов.

ТОП-3 НАИВНЫХ ВОПРОСА

- Бывают ли у преступлений сроки давности?

- Да. За особо тяжкие преступления срок давности составляет 15 лет, за тяжкие – 10 лет, за преступления средней степени тяжести – 6 лет, небольшой тяжести - 2 года. Если человек объявлен в розыск, то отсчет срока давности преступления приостанавливается. Нет сроков давности у преступлений, за совершение которых законом предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь – это убийство с отягчающими обстоятельствами, геноцид и посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, судей, государственных и общественных деятелей.

- Бывают ли случаи экстрадиции по преступлениям прошлых лет?

- Да, бывают, но порядок экстрадиции сложный и долгий. Более того, в других странах может не быть уголовной ответственности за те же преступления, что у нас – например, за пьяное вождение или подделку документов.

- Возвращают ли пострадавшим от мошенников деньги?

- Да, разработан целый алгоритм, который позволяет даже в день совершения преступления накладывать аресты на те счета, которые использовались мошенниками. Следователь выносит постановление и направляет его в банк. Это так называемое наложение ареста в случаях, которые не терпят отлагательств. Возвращают деньги по решению суда, прорабатывается механизм досудебного возмещения ущерба. За 2023 ущерб от преступлений, совершенных на территории столицы, составил около 100 млрд рублей. Возвращено около 106 млрд рублей (цифра больше, потому что возмещение идет и за преступления прошлых лет).