Евгений Маргулис устал от «Машины времени» и занялся собственным проектом
Фото: Евгения ГУСЕВА
Накануне выхода нового альбома Евгений Маргулис пришел в гости на телеканал КП и поговорил с ведущим Михаилом Антоновым о том, почему все то, что выходит из-под пера молодежи - полная дрянь.
Антонов:
- Евгений, вы сейчас в Сибирь: Томск, Красноярск, Новосибирск с песней?
Маргулис:
- Там городов семь.
Антонов:
- Это вы один?
Маргулис:
- Я со своей командой.
Антонов:
- Это «Шанхай» или Евгений Маргулис?
Маргулис:
- Уже на протяжении лет 10 это просто Евгений Маргулис и компания, группа Евгения Маргулиса.
Антонов:
- Что с «Шанхаем» случилось? Две пластинки под лейблом, под наименованием «Шанхай», а потом как-то…
Маргулис:
- Название себя изжило. Потому что за то время, что я не играл сольно, появилась попсовая компания, тоже под названием «Шанхай» с дурацкими песнями.
Антонов:
- Я один раз попал на концерт - думал, что иду на Маргулиса, а попал на это.
Маргулис:
- Чтобы не было путаницы, я это название перестал употреблять.
Антонов:
- Просто для домашней странички оставили - заходя на margulis.ru, вы попадаете на «Шанхай».
Маргулис:
- Да. А так, последние лет 8, это просто Евгений Маргулис.
Антонов:
- В «Живом концерте» у нас на радио принимают участие молодые музыканты. В кулуарах они жалуются: огромное количество групп, некуда пробиться, выступать негде, нужен продюсер, нужен директор. Я привожу пример - а как же остальные работы: «Воскресение», «Машина времени» и прочие. Что говорят музыканты? - А им легче. Когда рынок у нас пошел, они уже находились в статусе легенд, и поэтому им сейчас легко, для них везде открыта дверь. Так ли это?
Маргулис:
- Я бы не сказал. Потому что публика и потребитель стареют вместе с нами. У молодежи больше возможностей. Когда мы начинали, у нас не было ни инструментов, ни выхода на большую известность. Потому что телевидение и радио были для нас закрыты. Путем магнитных пленок, которые расходились в народ.
Антонов:
- Знаменитые киоски звукозаписи.
Маргулис:
- Да. А тут значительно проще. Сделал какую-то глупость, шарахнул в интернет, в YouTube. Если это хорошо - естественно, у тебя масса просмотров, тебя заметили. На Западе происходит так. Очень много команд, сейчас известных, молодых, появилось благодаря Интернету. Существует продюсер. У нас, правда, большой минус в том, что у нас нет нормальной шоу-индустрии.
Антонов:
- Давайте сразу скажем, что премию «Грэмми» за лучшую песню получает не исполнитель - получает именно продюсер.
Маргулис:
- Естественно, продюсер. Потому что благодаря продюсеру зависит, насколько хорошо будет сделана твоя работа. Молодняк напористый, замечательный. Но все то, что выходит из-под пера молодежи - полная дрянь. Плохо сыгранная, плохо сведенная, плохо придуманная. Потому что первое, на что следует обратить внимание - на звук команды, в которой играешь.
Антонов:
- «Секс пистолс» тоже плохо сыграны.
Маргулис:
- Это на первый взгляд. Там все сделано по уму. Большой плюс западных музыкантов в том, что если они занимаются музыкой - они музыкой занимаются. А наши всегда разбрасываются на всевозможные удовольствия: я музыкант, но нигде не могу работать - поэтому займусь немного бизнесом.
Антонов:
- А разве вы не разбрасываетесь? Я посчитал, во скольких командах вы на протяжении своей карьеры действительно занимались музыкой.
Маргулис:
- А я и занимаюсь до сих пор.
Антонов:
- Вы занимаетесь до сих пор, это любимое занятие, но при этом в различных проектах. Ощущение, что вы просто переключаете музыкальные каналы сегодня тут, завтра там. Вы никогда не пытались до последнего момента - пока не начали работать сольно, пока не появилась первая пластинка «Шанхай», - выходить на передний план. Чуть позже вы начали петь, позже появился сольный проект. Получается, вы везунчик?
Маргулис:
- Не соглашусь. Сольной карьерой я не прекращал заниматься никогда. Когда работаешь в коллективе музыкантов, накатанном коллективе - а я играл и играю с известными людьми, - нужно настраивать себя на то, что придется мириться с другими, потому что творчество коллективное. И если одному что-то не нравится, другому нравится - все доводится до ума, чтобы нравилось всем.
Антонов:
- А как же та самая музыкальная диктатура: Романов - Сапунов, Андрей Вадимыч, Юрий Михайлович Антонов.
Маргулис:
- Антонов - это одна история, потому что он сам себе солист, сам себе придумщик. У меня были разногласия с советской властью, поэтому работать не удавалось по-человечески. Поэтому Юрий Михайлович взял меня к себе, за что ему спасибо.
Антонов:
- Разногласия с советской властью - как у 50 процентов населения нашей страны.
Маргулис:
- Она почему-то меня не любила, и я ее тоже. Я занимаюсь определенным проектом до того момента, пока не начинает надоедать. Если мне становится скучно - я валю тут же.
Антонов:
- То есть скука - главный показатель?
Маргулис:
- Да.
Антонов:
- Засиделся ты в городе, Копченый?
Маргулис:
- Да. Вернулся в «Машину времени» в 90-м году, потому что Макар меня попросил придти. Я не возвращаюсь в команды, в которых играл. Меня либо просят, как серого кардинала, что-то нарулить, придумать, тогда я иду. Я через 4 годка в 94-м году, понял, что мне хочется самому что-то делать. Достаточно тяжело было совмещать, потому что на тот момент появилось «Воскресение» - я разрывался между «Воскресением», «Машиной времени» и самим собой. И я постепенно начал обрубать те проекты, которые мне просто наскучили.
Антонов:
- Но неужели «Машина» наскучила?
Маргулис:
- «Машина» мне надоела, потому что сколько можно?
Антонов:
- Это надо у «Роллинг Стоунз» спросить, сколько можно. Им под 70, а «Satisfaction» так поют!
Маргулис:
- Это да. Но мне просто стало неинтересно. Стало неинтересно играть эти песни - они достаточно молодежные. Я посмотрел на себя другими глазами: стоит седой болван на сцене и поет молодежные песни типа «Марионетки». Мне стало противно.
Антонов:
- А играть и петь надо для людей своего возраста.
Маргулис:
- Да. Поэтому мне давно нравится другой формат музыки, мне нравятся другие залы. Я играю клубную, блюзовую музыку - вернее, с элементами блюза.
Антонов:
- Да нет, это русский блюз.
Маргулис:
- Я играю не чистый блюз. По-английски это называется - современный блюз.
Антонов:
- Есть Сережа Воронов и «Кросс Роллс», есть Николай Арутюнов и «Лига Блюз».
Маргулис:
- Это традиция.
Антонов:
- Говорят: белые не умеют прыгать, не умеют петь блюз - да и джаз тоже. Слушаешь Евгения Маргулиса - и понимаешь, что это блюз. Блюзовые интонации все равно есть.
Маргулис:
- Допустим.
Антонов:
- Понимаешь, что это родное. Вам удалось совместить и привить тот музыкальный стиль. Я перехожу к вопросам, которые пришли по фэйсбуку: самый ужасный музыкальный инструмент, на котором приходилось играть. У меня самый ужасный инструмент была бас-гитара «Урал».
Маргулис:
- Да, это достойный инструмент, я его помню. Но самые странные гитары были сделаны родителями детей, с которыми мы в тот момент играли. У моего одноклассника был папа-краснодеревщик. Электрогитар он не видел никогда в жизни, да и вообще не понимал, что такое гитара. Он видел только ее формы. Он сделал из ДСП одновременно с грифом. Когда натянули струны - поучился настоящий лук, она выгнулась. Играть на ней было невозможно, он весила 700 килограмм.
Антонов:
- То есть никаких звукоснимателей?
Маргулис:
- Звукосниматели мы делали. Телефонные трубки, оттуда воровались наушники, связывались вместе - это были звукосниматели. 70-е годы - самое страшное время.
Антонов:
- Самый отвратительный алкогольный напиток времен СССР?
Маргулис:
- Конечно, портвейн - назывался «Крымский портвейн», стоил 2 рубля 2 копейки.
Антонов:
- Я плодово-ягодное?
Маргулис:
- Это было нормально по сравнению с тем.
Антонов:
- Кубинский ром?
Маргулис:
- Кубинский ром я в 8-м классе попробовал, у меня уехали родители. Был «Ром негро». Квартира осталась свободной, пришли мои негодяи-одноклассники, мы шарахнули бутылку рома - я дня три валялся, не вставая. После этого я не пил ром лет 30. А сейчас начал приобщаться. То, что у нас называлось ромом, и то, что называется ромом - понятия разные.
Антонов:
- Вас перестали видеть на КВН. Или просто не показывают?
Маргулис:
- Нет, я перестал ходить, потому что не особо интересно. Я не очень смотрю телевизор. Но когда видишь на всех юмористических каналах КВН-щиков, где одно и то же - становится не по себе. Я лучше посижу, послушаю хорошую музыку.
Антонов:
- Одна из ваших музыкальных статей, которые вы пишете в музыкальном журнале, начиналась с того, что дома вырубилась антенна, и вы с незамутненным разумом слушали хорошую музыку. Написание статей завершено?
Маргулис:
- Да, мне тоже надоело. Потому что хорошего появляется мало.
Антонов:
- У нас классики рока, классики блюза не знают.
Маргулис:
- Я рыскал, искал, шатался по магазинам - магазины стали закрываться. Для меня было нервное потрясение, когда я попал лет 6 назад в Лос-Анджелес, в свой любимый магазин «Тава-рекорд». Приехал через год - а магазина уже нет. Это магазин пластинок. Оказалось, что все перекочевало в Интернет.
Антонов:
- Но ведь цифра крадет звук?
Маргулис:
- У нас народу плевать, что слушать. Есть продвинутые. Я последние несколько лет перестал покупать цифру, а только винил. Винил сейчас делается. Я беседовал с продавцов крупной сети музыкальных магазинов «Арчамбол» в Канаде. Он сказал: такое ощущение, что винил продается значительно больше, чем все остальное.
Антонов:
- Винил не каждый может себе позволить, он стоит сейчас.
Маргулис:
- Нет, он нормально стоит - на 5-6 долларов дороже, чем обычная CD-пластинка
Антонов:
- Но сами на виниле ничего не делаете?
Маргулис:
- Я этот альбом буду выпускать на виниле.
Антонов:
- Новый альбом? Тот самый, который после «Продолжение следует»?
Маргулис:
- Да.
Антонов:
- Наконец-то, 5 лет прошло.
Маргулис:
- А я выпускаю раз в 5 лет. До этого были промежуточные пластинки, с «Машиной». Я не могут одновременно придумывать туда, сюда и для себя.
Антонов:
- Но вы пишетесь в России. Многие в погоне за хорошим звуком едут писаться в Лос-Анджелес… Не интересно, что у нас сейчас со звуком происходит? Многие пытаются сделать домашнюю студию. Многие пытаются найти тот самый мясной звук. Многие покупают аутентичные инструменты. Можно ли у нас сделать нормальный звук? Или на Западе мастера, а у нас все в зачаточном состоянии?
Маргулис:
- На самом деле неважно где - важно, что. Если музыкальный материал дрянь - как его ни украшай, все равно из этого ничего не получится. Мне неважно, где писаться, где сводить. Но я нахожусь в более выгодном состоянии, потому что я знаю, чего хочу. Брать какого-то зарубежного продюсера, заточенного на определенную музыку, похожую на мою, считаю бессмысленным, потому что я действительно знаю, что мне нужно. И еще - мы поем на русском языке. А для них история вокала, помимо того, что надо петь хорошо и чисто - их слова не интересуют. Это просто музыкальный инструмент, музыкальная окраска. Я видел много работ, сделанных там - и мне это не очень нравится. Я считаю, что так как мы российские «Битлы» - текст должен быть слышан и понятен.
Антонов:
- А стоит ли заморачиваться со звуком, когда у нас в России все упрощается? Я поставил молодому человеку «Лестницу в небо», она в пределах 7 минут. Он сломался ровно в 3.50 - начал на меня поглядывать, когда это все закончится.
Маргулис:
- Молодые музыканты говорят, что они играют только для себя - это вранье. Все хотят коммерческого успеха.
Антонов:
- А кто вам мешает сделать по принципу голливудских актеров? Я сыграю что-нибудь коммерческое, сделаю на угоду публике, заработаю денег. Джордж Клуни снимается в тупом боевике, потом получает бабло и снимает офигенное авторское кино.
Маргулис:
- Я так не умею - я привык делать то, что я хочу. Если мне приходится делать то, чего не хочу - то я этим не занимаюсь, я соскакиваю.
Антонов:
- В первую очередь это должно нравиться людям?
Маргулис:
- Так получилось исторически.
Антонов:
- Рядом стоит гитара - сами ее возьмете, или нужно, чтобы попросили?
Маргулис:
- Просят, потому что сам я до этого додуматься не могу. Я сейчас был 9 дней в Испании. Стояла гитара, у меня даже не было мысли подойти и сыграть на ней. Я наслаждался природой, отличной природой, кайфовал, что есть места, в которых замечательно отдыхается.
Антонов:
- Википедия говорит, что вы любите путешествовать. Это действительно так?
Маргулис:
- Да, я люблю скитаться. Но по культурным местам.
Антонов:
- По культурным и не в компании наших товарищей?
Маргулис:
- Я всегда выискиваю такие места - не потому, что наши соплеменники и соотечественники противны. А просто есть места, в которые они не ездят. Я по туристическим зонам не езжу.
Антонов:
- Испания - это был юг Испании?
Маргулис:
- И юг тоже. В Китае был, до Японии не добрался. Сингапур, остров Пасхи, Аргентина - такие места. Я на острове Пасхи встретил Новый год 4 года назад, с близкими друзьями.
Антонов:
- Я во Вьетнаме День Российской Армии встречал - над вьетнамским побережьем пьяными голосами разносилось «Хазбулат удалой». Евгений Маргулис работает в свое удовольствие - это понятно. Есть список концертов, сейчас выйдет пластинка - в этом году?
Маргулис:
- В этом. Мне осталось доделать буквально полторы песни.
Антонов:
- Но для того, чтобы все разрушить окончательно - будут ли концерты в поддержку пластинок, большой тур по России? Или: как пойдет - так пойдет? Позовут - поедем, не позовут - не поедем?
Маргулис:
- Я никогда не набиваюсь ни к кому и ни к чему. Концерты, конечно, будут в поддержку пластинки. Но я сделаю большой концерт в Москве с приглашенными восхитительными неформатными людьми. Концерты буду играть, потому что это какой-никакой заработок.
Антонов:
- Альбом название уже имеет?
Маргулис:
- Я думаю: «Продолжение следует. Часть 2-я».
Антонов:
- Вы сказали, что он будет выпущен на виниле. Но и на дисках тоже выйдет?
Маргулис:
- Я, наверное, выпущу. Так как я выпускаю пластинки сам и ограниченным тиражом - то я выпущу тысячи 2 CD и раздарю их. Через 15 минут после выпуска они будут висеть в торрентах.
Антонов:
- Это что предпочитать: брать электронную книгу в виде сжатого файла, или все-таки пластинку в руках подержать.
Маргулис:
- Все зависит от вкуса. Я люблю слушать звук, какой он есть: без сжатия.
Антонов:
- Кто музыканты: друзья, приглашенные? Вы их по сусекам набирали?
Маргулис:
- Музыканты, с которыми мы играем больше 12 лет. Миша Клягин, гитарист, с которым мы начали писать первый альбом в 97-м году. Миша Владимиров - на губной гармонике. Женя Лепендин - на барабанах. Я на басу пою. Иногда с нами играет Саша Детковский, трубач. Такой сейшн-музыкант, с которым мы играли в «Машине времени». он играет в «Квартале», играет в джазовых проектах. Когда он может - он играет с нами. Когда не может - мы играем без него. Такой костяк - 4 человека. Потому что я люблю, когда звуков очень мало, минимализм. Мы умеем играть, потому играем на трех инструментах, и делаем значительно больше, чем большой коллектив.
Антонов:
- Но учитывая, как выступал Джон Ли Хукер, один с барабанами. Заранее не поздравляю с выходом альбома. Когда выйдет - поздравлю. Мы будем вас ждать с живым звуком. Еще один вопрос задавали - почему вы не любите журналистов. Сам могу ответить: это ложь. Журналист журналисту ложь.
Маргулис:
- Напомнил историю. У моего американского товарища дочка захотела стать рок-журналистом. Я присутствовал в тот момент, когда он ей объяснял, почему это не надо делать. Говорит: Дороти, что такое рок-журналист? Человек, который не умеет писать, берет интервью у людей, которые не умеют говорить и пишет для тех, кто не умеет читать. Во всяком случае, она стала адвокатом.
Антонов:
- Чтобы пообщаться с Евгением Маргулисом, не обязательно лезть в Википедию. Просто нужно взять несколько его пластинок: «Аракс», «Воскресение», «Машина времени» и «Шанхай», несколько сольных альбомов. Послушать, посмотреть, зайти на сайт margulis.ru - там еще есть редкие записи.
Маргулис:
- Этот сайт я пока не трогаю, он полугиблый. Но мы его откроем в день выхода пластинки.
Антонов:
- В финале - еще одна песня в исполнении Евгения Маргулиса из нового альбома, который пока имеет рабочее название «Продолжение следует - 2».
<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>