Премия Рунета-2020
Москва
+14°
Boom metrics

Как повысить успеваемость ребенка в школе

Полезные советы семейного системного психотерапевта Ларисы Кононенко всем слушателям Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Первый класс для ребенка - самый интересный, но и самый трудный!

Первый класс для ребенка - самый интересный, но и самый трудный!

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Добрюха:

- Сегодня мы будем говорить о том, что особенно актуально в начале учебного сезона. Как повысить успеваемость ребенка в школе? Новые данные исследования: самые частые ошибки родителей, те самые мифы, которые мы будем развенчивать. И методики оправдавшие себя.

Все это мы будем выяснять с Ларисой Анатольевной Кононенко, семейным системным психотерапевтом, специалистом, которая ведет успешно тренинги. Лариса Анатольевна, здравствуйте!

Кононенко:

- Здравствуйте!

Добрюха:

- Мы ждем ваших звонков, уважаемые радиослушатели.

Начать хочу с истории из соцсетей. Она активно обсуждается. На самом деле, типичная, но многие интересуются. Пишет отец девочки: моя дочь пошла в первый класс. Ходит в школу вторую неделю и уже говорит, что ей скучно.

Лариса Анатольевна, что делать?

Кононенко:

- Действительно, сентябрь очень непростой месяц для всех школьников, а для тех, кто идет в первый класс, это очень непростой период для всей семьи. От того, как начнется начальное обучение у ребенка, от этого зависит очень многое. Отношение к учебе дальше. Если это позитивный опыт, это здорово. Если начинается с негатива, то это непросто. Хотя поправить все это можно.

Когда ребенку скучно в школе в самом-самом начале, здесь причины могут быть разные. Как и то, что он слышит на уроках, ему известно очень давно. И тогда неинтересно сидеть на уроках. Это может быть и разочарование. Некое ожидание было чего-то интересного от школы. А там вдруг проза. Или какие-то правила, которым неприятно подчиняться. Или что-то не совсем просто в классе с одноклассниками.

Причин может быть много. И желательно выяснить, какая причина основная.

Добрюха:

- Вы можете дать советы, какие приемы использовать родителям, чтобы выяснить все это?

Кононенко:

- В первом классе родители части провожают детей до школы. Поэтому есть возможность более частого контакта с педагогом. Педагог их уже видит в течение двух недель, уже впечатление о каждом ребенке составлено. Поэтому побеседовать с педагогом обязательно нужно. Прояснить, как ведет себя ребенок, активен или нет на уроках, как он себя чувствует на перемене со сверстниками.

Можно прийти на переменах и понаблюдать, что происходит. И очень многие вещи будут тоже понятны. Если это про общение, то в течение перемены как себя ребенок: вступает ли в контакт с детьми, стоит в сторонке, ему не очень хорошо или он тревожится. Потому что это может быть тоже причиной отказа ходить в школу. Слово «скучно», мы не знаем, что имеет в виду этот ребенок.

Добрюха:

- Я, исходя из того, что вы рассказываете, сразу вижу: у нас родители любят пораньше ребенка научить читать, писать. И он приходит в школе и оказывается, что все знает. Какие есть еще типичные ошибки родителей?

Кононенко:

- Да. У нас сейчас появилось достаточно много детей, которые готовы настолько, что когда они приходят, они уже, как говорил один мальчик мне: я устал учиться. Хотя в школу он еще не начал ходить. Он просто уже устал. Умный и развитый ребенок. Но количество знаний, умений зашкаливает. И они ему были поданы в такой небольшой период времени и концентрированно, что он устал. И этой новизны уже нет.

Добрюха:

- И что же делать?

Кононенко:

- Думаю, что не нужно перегружать ребенка перед школой. Ведущая деятельность ребенка-дошкольника – это игра. И в игре он многому учится: это простор фантазии, вариантов поведения, отношений, получение новых знаний. Те же знания, которые ему потом понадобятся в школе.

Есть еще вариант, когда готовят ребенка к школе и что-то у ребенка не получается, когда родители сталкиваются с определенными сложностями, а у них в голове есть история, что вот это ребенок точно должен освоить и уметь, тогда они могут говорить: ты пойдешь в школу и там тебе достанется! Тебе будут ставить двойки! Такое ребенок уже не хочет идти в школу, потому что у него представление, что это очень трудно и тяжело. И его дома будут ругать.

Добрюха:

- Это типичная ошибка.

Кононенко:

- Да.

Добрюха:

- Чтобы ребенка заинтересовать, может, привлекать программы дополнительного образования?

Кононенко:

- Он может чем-то заниматься в школе еще. Там есть дополнительные кружки. И что-то ему нравится, что-то у него хорошо получается. И этот интерес будет способствовать тому, что ему будет хотеться идти в школу.

Добрюха:

- Мы на сайте проводили опрос: что предпринимают родители, что наиболее популярно, какие методы для улучшения успеваемости детей. Лариса Анатольевна, расскажите про интересные методы для улучшения памяти и концентрации внимания.

Кононенко:

- Дети, которые идут в школу сейчас, большинство читать и считать умеют. Объем знаний и умений у них есть. Но часто потом бывает, когда они приходят в школу, этот объем знаний заканчивается. И успеваемость может падать. Одна из причин – это недостаточная концентрация внимания и объем этого внимания. Причина может быть конкретная – невозможность сконцентрироваться. Тем более, если это в классе, а там много отвлекающих моментов.

Для малышей очень хорошо подходит кариктурная проба Бурдона. Это французский психолог, который еще в 1895 году предложил эту пробу. Она дает возможность отследить объем внимания ребенка. Переключаемость его и истощаемость. Насколько долго и качественно он может работать. Так же эта проба может являться и упражнением для концентрации внимания.

Это бланк. И там в произвольном порядке расположены буквы.

Добрюха:

- В интернете можно скачать такой бланк?

Кононенко:

- Да. И там нужно подчеркнуть буквы «К» и «Р». Малышам я иногда говорю: мы ловим котов. Кто больше поймает, будет здорово. И вот они усиленно в этом тексте ищут букву «К» и подчеркивают ее. Пока они ищут, они, конечно, сконцентрированы. Они сосредоточены и стараются. Потом я уже сама просто распечатывала и говорила: теперь мы должны все танки вражеской армии найти. И они ищут букву «Т».

Добрюха:

- В полном тексте, размещенном на странице, ищем определенные буквы. На время?

Кононенко:

- Да. Малышам не стоит на время. Им нужно просто на результат. Потом мы подсчитываем, у кого больше котов, у кого танков. Это больше напоминает игру, нежели серьезную тренировку.

Еще хорошо подходят лабиринты. Понятно, от простого к сложному. И говорим, как здорово и быстро ты нашел выход. И потом усложняем. И когда появляется положительный опыт, всякое усложнение пробуждает желание сделать и найти выход. И чем сложнее лабиринт, тем больше мы хвалим ребенка.

Добрюха:

- Я хочу рассказать, какой опрос мы проводили на сайте. Мы спросили, что вы делаете, чтобы ваш ребенок лучше учился. Так вот, как распределились ответы посетителей сайта. На первом месте: чтобы ребенок лучше учился, мы вместе делаем уроки. Так ответил каждый второй – 49 процентов. Второе место – нанимаем репетиторов – 19 процентов. Наверное, тут речь идет о старших классах. Далее: пользуемся программами дополнительного образования. Это 12 процентов. Приходится читать мораль – 7 процентов ответили. Поощряем подарками за хорошие оценки – 5,5 процентов. Ничего не делает 5 процентов. И наказываем – примерно полтора процента родителей.

Кононенко:

- Когда родители говорят, что учат уроки с детьми, я бы отметила не как лучший способ, а как вариант того, что занятость родителей очень часто не позволяет им иметь другой контакт с детьми. И дети, когда им не хватает внимания, они часто предоставляют им вот эту неуспешность. Или долго делают уроки. И тогда родителим, волей неволей, отвлекаются от насущных проблем и дел. И начинают вовлекаться в уроки.

Добрюха:

- Простите. У нас звонок от Сергея.

- Здравствуйте! Вы про детскую психологию рассказываете. А проблема возникает, когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю. Вот здесь у большинства людей возникают проблемы с учебой.

У меня была такая проблема. Я сам через это прошел. Начальную школу закончил отличником. А потом все. Может, преподавателей много. Были предметы, которым хотелось учиться. Остальное неохота. Значит, восемь классов я закончил с одними тройками, можно сказать. И сейчас такая же ситуация.

Кононенко:

- Интересно, как менялось внимания и вовлеченность родителей в этом процессе. На начальном обучении мы обычно включены, потому что надо дать старт. И понятно, что маленький ребенок не умеет планировать время, выделять важное или неважное. Потом, когда ребенок переходит из начальной школы в следующую, то будто бы он вырос. И порой родители думают, что можно не так много времени этому уделять, думают родители. Это может влиять. И не потому, что сидеть с ребенком. А потому что будто бы он все делает сам, совсем отдельный, а мы совсем отдельные. Вот заинтересованность родителей в том, что происходит с ребенком в школе, это не обязательно касается уроков, как он дружит, что было нового в школе, какие собрания, с кем ему нравится дружить – вот эта заинтересованность в его школьной деятельности, она дает ребенку понять, что то, что он делает – это важно.

Добрюха:

- Что-то у нас еще есть, какие-то методы по концентрации внимания?

Кононенко:

- Есть метод для того, чтобы запомнить большое количество материала. Мне нравится метод «римская комната». Метод Цицерона. Почему такое название? Потому что считается, что именно прославленный римский политик и оратор пользовался этим методом. Он оперировал множеством цифр в своем выступлении, имен и фактов. Часто использовал цитаты. Ему часто задавали вопросы. И он отличался от тех ораторов тем, что, останавливаясь на каком-то периоде своего выступления, отвечая на вопросы, он совершенно не терял цепочку или нить своей мысли. И продолжал дальше.

Добрюха:

- Неужели простой смертный может этого добиться?

Кононенко:

- Может. Метод несложный и достаточно эффективный. Он основывается на том, что ключевые единицы, которые надо запомнить, необходимо расставлять в своих мыслях и в образах. Например, либо в комнате, в которой вы живете. Либо в другом знакомом вам помещении. Или в том помещении, которое вам нравится.

Добрюха:

- Например?

Кононенко:

- Как это делал Цицерон. У него были таблички с ключевыми словами. Он сначала по факту навешивал на какие-то предметы в комнате, но в определенном порядке. Например, если вы для себя решили, то по часовой стрелке. И на определенном уровне, потому что если то внизу, то вверху, то некий хаос получится в голове. И потом, когда он останавливался на каком-то моменте, он помнил, где табличка у него висит в комнате. И он помнил тему. И он вспоминал расположение этих табличек в комнате. И вспоминал, какая ключевая мысль была записана именно на этом месте.

Добрюха:

- Интересно!

У нас спрашивают слушатели: «Проба Бурдона. Каким образом можно потренировать концентрацию внимания?». На сайте мы обязательно разместим пример таких бланков. И спрашивают: реально ли исправить ребенка 20 лет? Студента.

Кононенко:

- Именно исправить?

Добрюха:

- Видимо, имеют в виду как-то взбодрить и помочь учиться.

Кононенко:

- Помочь учиться 20-летнему? Он должен захотеть. Это должно быть ему интересно. Или ему надо дать выбор. Может, это не его выбор.

Добрюха:

- Последний звонивший рассказал нам про трудности перехода из начальной школы в среднюю. Что можно порекомендовать?

Кононенко:

- Очень частые жалобы родителей подростков. Ребенок до подросткового возраста ласковый, добрый и послушный, как они говорят. Становясь подростком, он меняется. И часто говорят: мы не узнаем своего ребенка. И когда он меняется, не все родители принимают его изменения, могут спокойно принять, что ребенок страдает. Они начинают чаще всего критиковать ребенка, не довольны, наказывают. И начинают стимулировать его на учебу. Но чаще всего это давление.

Добрюха:

- Бывает кнут и пряник. У нас в опросе на сайте: что делают родители для повышения успеваемости, пять с половиной процентов ответили, что задаривают за хорошие оценки.

Кононенко:

- Задаривать? Не знаю. Думаю, это не очень хороший вариант. А вот заинтересоваться тем, чем занимается ребенок, стоит. И в этот период, может, не стоит сильное внимание обращать на оценки. Больше на то, что изучает ребенок. Поинтересоваться, что ему интересно.

Есть положительный опыт, когда историю учат на кухне. Мама занята, папа вникает, он что-то знает в этом вопросе по истории. И они вместе не просто изучают параграф, а рассуждают. Кто-то что-то вспоминает из своей программы. И ребенку интересно. И если очень ограничено в силу занятости родителей общение с ребенком, то это еще такой вариант – быть вместе. И быть в какой-то эмоциональной близости. И для ребенка это полезно. И ребенок, пойдя на следующий день в школу, историю будет отвечать с удовольствием.

Добрюха:

- Совмещение полезного с приятным.

Кононенко:

- Да.

Добрюха:

- Вы изучали не только психологию, но и физиологию детей-подростков. Спрашивают: как вы относитесь к использованию компьютеров при обучении ребенка? Особенно в младших классах. Обучение через интернет. Или читает ребенок рассказ на компьютере.

Кононенко:

- Использование компьютера – это достаточно сильная нагрузка для ребенка. И зрительная, и эмоциональная. И я не очень понимаю, для чего использовать обязательно.

Добрюха:

- Есть обучающие программы.

Кононенко:

- Я не знаю, насколько они полезны в плане обучения. Но в плане того, что ребенок будет еще больше сидеть перед компьютером – это не очень хорошо.

Добрюха:

- Ученые из института проблем передачи информации провели такое исследование: распыляли в классе определенные масла. И затем давали детям задание по русскому и математике, выясняли, как такое масло влияет на конгнитивные способности. На успеваемость. И вот что выяснилось: мятное масло уменьшало количество ошибок во всех работах, кроме контрольного списывания. То есть, на концентрацию внимания мятное масло практически не влияло. Но если нужно что-то сообразить, решить, проанализировать, например, математические задачи, то легкий запах мятного масла существенно понижает количество ошибок.

Затем распыляли лавандовое масло. Там все неоднозначно. В работах по русскому языку в словарных диктантах количество ошибок уменьшалось. А в работах математики это масло увеличивало количество ошибок. И вывод: оно влияет на память. Видимо, память лавандовое масло улучшает, когда надо писать диктант или изложение. А математические способности ухудшаются. Видимо, ребенок расслабляется.

Лариса Анатольевна, проводились ли какие-то исследования по влиянию запахов, окружающей обстановки на концентрацию внимания детей?

Кононоенко:

- Научных подтвержденных данных, о таких данных я не слышала. Я могу сказать из своего собственного опыта. Ведение групп дошкольников и подростков, когда я вижу, что дети устают, тревога или напряжение в группе, я обычно ставлю им классику для малышей, если это маленькие дети. Они сразу успокаиваются. Они могут сосредоточиться.

Могу сказать, как влияет музыка на групповых занятиях. С подростками то же. Когда на тренинге есть часть, которая требует напряжения и внимания, а потом нужно, чтобы они отдохнули, я ставлю им специальную музыку для релаксации. Они успокаиваются и дальнейшие творческие задания могут делать совсем в другом настроении.

Добрюха:

- То есть, мы можем посоветовать дома родителям ставить какие-то виды музыки, чтобы ребенок лучше настроился на уроки?

Кононенко:

- Если ребенок пришел со школы и ему надо успокоиться, да. Мелодии релаксирующие.

Добрюха:

- А что вы использовали?

Кононенко:

- Малышам я ставила классику для малышей. А подросткам подбирала музыку для релаксации.

Добрюха:

- Специалисты так же говорят, что еще два таких «кита», на которых строится нормальное самочувствие. Это питание и хороший сон.

По поводу питания нам пишут слушатели: проблема с тем, что ребенок отказывается завтракать перед школой.

Кононенко:

- Надо обратить внимание, насколько поздно он поужинал. Может, ему утром не хочется. И либо он не выспался. Если он поздно лег и долго делал уроки. Общее физическое состояние таково, что он есть не хочет.

Может, у него недостаточно времени. Можно посмотреть, сколько времени есть у ребенка до того, как он выходит в школу. Если время ограничено, то, конечно, это состояние стресса. И спокойно сесть и покушать вряд ли хочется.

Добрюха:

- Еще проблема, которая много обсуждается. Ребенок отказывается есть в школе. И не хочет брать то, что ему предлагают родители для перекуса.

Кононенко:

- Он, конечно, стесняется есть в классе. И это известная история: что ему кладут родители в школу, они едят целым классом, потому что невозможно не угостить.

А надо ли ребенку давать еду? Сейчас есть в столовой буфеты. Либо это еда, которой он с удовольствием поделится с другими детьми. И ему будет комфортно.

Добрюха:

- Дайте пару коротких советов. Если ребенок вечером не хочет ложиться спать. Что предпринять?

Кононенко:

- Надо обратить внимание: может, он перевозбужден, расстроен, переживает по поводу школы. Может, вы делали уроки перед тем, как ложиться спать, и это было не очень положительный опыт.

Добрюха:

- Спасибо! Все подробности вы можете прочитать на сайте.