Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды11 октября 2020 8:59

Георгий Данелия: «Я был прав, не пригласив Владимира Высоцкого на роль Афони»

Исполняется 45 лет одной из самых известных советских трагикомедий
«Афоня» был самым популярным фильмом Георгия Данелии.

«Афоня» был самым популярным фильмом Георгия Данелии.

Фото: кадр из фильма

«Афоня» был самым популярным фильмом Георгия Данелии. За год с момента выхода его посмотрели 62 миллиона человек («Мимино», для сравнения, не собрал и 25 миллионов зрителей). В списке самых кассовых отечественных фильмов за всю историю советского проката «Афоня» занимает 15-ю строчку: позади и «Неуловимые мстители», и «Война и мир» Бондарчука, и даже «Иван Васильевич меняет профессию».

Критик Денис Горелов нашел объяснение такому феноменальному успеху: к середине 70-х огромное количество людей, подобно сантехнику Борщову, переехало из деревни в город, где они чувствовали себя отчаянно чужими, мигрантами; их спальные районы с общагами и пригороды, «лимитограды», были сродни Чайна-таунам и «маленьким Италиям». «Он был современный колобок, городу чужой и деревне чужой, но его вдруг стало очень много, Афони, до такой степени много, что можно образовать целую колонию Афонь — при каждом городе». Они-то и узнавали себя в герое Леонида Куравлева, отчасти списанном из жизни (сценарист Александр Бородянский вспоминал, что один сантехник влюбился в его жену и повадился наведываться в их квартиру под предлогом усовершенствования раковин в ванной комнате и на кухне).

СЛЕСАРЬ-АНТИСОВЕТЧИК ИЗ ЖЭКА №2

Впрочем, Бородянский сначала начал писать сценарий про маляра. Потому что сам работал маляром-штукатуром в родной Воркуте (а параллельно с покраской стен заочно учился во ВГИКе - этот сценарий был его курсовой работой). Только через несколько страниц он остановился и подумал, что идет куда-то не туда. Маляр, бесконечно водящий кистью взад-вперед, вдруг представился менее интересным персонажем, чем сантехник, ежедневно общающийся с самыми разными людьми.

Во ВГИКе сценарий, названный «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа №2», не понравился - показался слишком критическим по отношению к советской действительности. Вопреки неодобрительным отзывам, Бородянский решил послать его на конкурс сценариев о рабочем классе - и неожиданно получил главный приз, да еще и денежную премию в тысячу рублей. И все завертелось.

Сначала сценарий попал на киевскую киностудию имени Довженко, и там режиссер Леонид Осыка сразу определил на главную роль Борислава Брондукова. Но потом сценарием заинтересовался Данелия, один из самых известных советских режиссеров. Ему хотелось снять что-то максимально непохожее на предыдущие картины, «Не горюй!» и «Совсем пропащий», действие которых разворачивалось в XIX веке в экзотических Грузии и Америке. И проект переехал на «Мосфильм», а Брондуков роль потерял.

В Москве на роль Афанасия Борщова пробовалась целая толпа замечательных актеров. Георгий Бурков был всем хорош, но показалось, что он не очень-то удачно смотрится в дуэте с Евгенией Симоновой. Молодой и еще мало снимавшийся в кино Николай Караченцов страстно хотел играть Афоню, но был отвергнут - по одной легенде, из-за того, что ассистентке Данелии чем-то не понравилась его улыбка. Не подошел Владимир Меньшов - возможно, потому, что показался чересчур положительным (его самой известной ролью на тот момент был председатель колхоза в картине с говорящим названием «Человек на своем месте»). Отказали Семену Морозову (звезде фильмов «Семь нянек» и «Семь невест ефрейтора Збруева»), Борису Щербакову, Ивану Бортнику, Владимиру Носику, Вячеславу Долгорукову, Виктору Проскурину…

В конце концов, как говорил сам Данелия, кандидатов на роль осталось трое: Владимир Высоцкий, поляк Даниэль Ольбрыхский и Леонид Куравлев. «Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели».

Правда, продюсер Галина Белинская, работавшая ассистентом директора на «Афоне», вспоминала, что Данелия счел Куравлева несколько полным: взял фотографию актера и обвел фломастером внутри его фигуры силуэт - обозначил, насколько ему нужно похудеть. Куравлев похудел.

ЕВГЕНИЮ СИМОНОВУ ВЫКРАЛИ СО СЪЕМОК «ПРОПАВШЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ»

На роль Кати пробовалось много девушек (в основном студенток актерских вузов). Режиссеру с первого взгляда понравилась юная Евгения Симонова, уже известная стране по фильму «В бой идут одни «старики». «Она в фильме будет луч света в темном царстве» - решил Данелия и утвердил ее без проб. Но оказалось, что Симонова играть в «Афоне» не может - она занята в большой роли в приключенческом фильме «Пропавшая экспедиция», съемки которого идут в Башкирии. Директор картины Александр Яблочкин лично поехал в Башкирию и привез Симонову в Ярославль, где шли съемки «Афони». Назавтра начался огромный скандал - выяснилось, что он просто «выкрал» актрису, не спросив разрешения у режиссера и съемочной группы «Пропавшей экспедиции», только оставив записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».

Исполняется 45 лет одной из самых известных советских трагикомедий

Исполняется 45 лет одной из самых известных советских трагикомедий

Фото: кадр из фильма

В результате у Данелии действительно было ровно три дня на то, чтобы снять все сцены с Катей, иначе скандал принял бы совсем драматический характер. «И мы снимали Женю днем и ночью, в буквальном смысле этих слов. (Иногда ей удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет или переезжали с объекта на объект.) А так она была все время с нами на съемочной площадке».

А роль прекрасной дамы из 139-й квартиры, в которую влюбился Афанасий Борщов, могла сыграть Светлана Светличная, но в итоге она досталась Нине Масловой. Это одна из двух самых известных ее ролей в кино, вторая - царица из «Иван Васильевич меняет профессию» («Марфа Васильевна я!»).

Никаких сомнений не было по поводу Евгения Леонова: он, наряду с Вахтангом Кикабидзе, был самым любимым актером Данелии, для него роли находились всегда. Ну и, наконец, Бориславу Брондукову, потерявшему роль Афони и очень из-за этого расстроившемуся, Данелия дал незабываемую роль второго плана. И Брондуков оказался необыкновенно убедителен в образе колдыря Федула - однажды его не пустили в ресторан, где шли съемки, попытались вытолкнуть со словами «Нечего тебе тут делать, пьянь болотная!» (По легенде, одежду Федула Данелия снял с пугала у себя в огороде. А посмотрев, как играет Брондуков, расширил роль, добавив несколько эпизодов, которых не было в сценарии).

МАКАРЕВИЧ В МЯТЫХ ДЖИНСАХ

Сцену на танцах снимали в московском Доме культуры текстильщиков имени Крупской. Данелия попросил найти каких-нибудь популярных и современных молодых музыкантов. Ему привели парней «в мятых дырявых джинсах, в майках, небритые и волосы во все стороны». Они показались режиссеру сомнительными, он счел, что эти ребята могут сорвать съемку. (Это была группа «Машина времени» во главе с совсем молодым Андреем Макаревичем - Данелии, как и большинству взрослых советских людей, его имя в 1974 году ничего не говорило). Для страховки вызвали еще один ансамбль - «Аракс». Данелия совершенно не разбирался в молодежной музыке и был страшно удивлен, когда у здания клуба увидел толпы парней и девушек, рвущихся внутрь - тогда услышать живое выступление «Машины времени» было непросто, да и «Аракс» был очень популярен. Потом Данелия очень гордился тем, что широкая аудитория впервые услышала песню «Машины» в его фильме (хотя в кадре музыканты не появляются - только звучит их «Солнечный остров»).

В той же сцене есть незабываемый эпизод с полногрудой дамой, которую пытается соблазнить Афоня. Чтобы увеличить бюст актрисы Татьяны Распутиной до эпических размеров, на нее надели лифчик, в который положили наполненные водой презервативы. Но те лопнули, как только актриса подняла в танце руки. В результате бюстгальтер решили наполнить крупой - сначала попробовали манную, потом оказалось, что лучше подходит пшенная. Пуговицы и крючки эту тяжелую конструкцию не выдерживали, и лифчик пришлось тупо завязать узлом у актрисы на спине.

Больше всего сложностей было с финалом фильма. В сценарии он был печальным — Афоня, пытающийся убежать от самого себя, садился на самолет и улетал «все равно, куда». Но Данелия решил сделать концовку более оптимистической - и добавил туда кадр с Катей, приезжавшей за любимым в деревню. (Говорят, это придумала подруга режиссера Виктория Токарева; и Бородянский, и Куравлев возражали, но Данелия их не послушался).

Впрочем, он все равно финалом доволен не был. Когда в середине 90-х автор этих строк спросил у него, что бы он изменил в своих фильмах, Данелия неожиданно ответил: «Я бы вообще убрал деревню из «Афони». Но не стал говорить, как закончил бы фильм - а теперь у него и не переспросишь.

«ВЫ КОГДА-НИБУДЬ СПАЛИ С ПЬЯНЫМ САНТЕХНИКОМ»?

Казалось, цензура, вслед за вгиковскими руководителями Бородянского, может счесть «Афоню» антисоветским фильмом: пролетариат в нем пропитан алкоголем и очень не любит работать. И действительно, когда «Афоню» показали в Лос-Анджелесе, приехавшего с фильмом Данелию спросили, собирается ли он возвращаться из США в СССР. Он ответил: «Да». Ему сказали: «Не стоит — вас там непременно посадят». А после показа на кинофестивале в Сан-Ремо Данелию радостно назвали «живым советским диссидентом»…

Но никаких проблем на родине у фильма не было: наоборот, «Афоне» дали высшую категорию, выпустили «первым экраном», заплатили режиссеру повышенный гонорар, да еще и выдвинули на Государственную премию. Данелия в мемуарах приводил этот случай как пример полного отсутствия логики в действиях советского кинематографического начальства.

Вот разве что кинокритики дружно искали способы перевоспитать Афоню. А жены сильно пьющих людей возмущались, что Афанасий Борщов в картине вышел уж слишком обаятельным. Особенно запомнилось Данелия одно письмо. «В нем дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?»

В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым».

Георгий Данелия

Георгий Данелия

Фото: Иван ВИСЛОВ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА

— Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!

— Теперь по Борщову! Что по Борщову. Борщову… благодарность объявить что ли…

– У нас совсем другой телефон. 50-50-2. Запишите.

—Запомню: полста-полста-два.

— Совести-то у меня — во! С прицепом! А времени нет.

— Если человек разочек оступился, так его всю жизнь долбать будут? Людмила Иванна, эх, Людмила Иванна…

— Да я уже сорок лет Людмила Ивановна, ну и что?

– Да ты на себя в зеркало-то посмотри! Сорок лет! Да тебе больше двадцати шесть в жизни не дашь!

— Тебя как зовут-то, кареглазая?

— Катя.

— А меня Дормидонт. Евлампиевич!

— Товарищ, третьим будешь?

— Что?

— Третьим будешь?

— Что?

— Иди домой, что!

— Афанасий, а ты не знаешь, что там ООН про Гондурас решил?

— А я знаю, кто вы! Вы — крокодил Гена!

— Такой же красивый?

— Такой же добрый!

— Афанасий, если б тебе предложили планету с любой жизнью, ты бы с какой выбрал?

— Да где пиво бесплатно.

— А я б с такой, как наша. Только чтоб войн не было, очагов напряжённости.

— И когда только ты, Борщов, всё успеваешь — и в фонтаны нырять, и на танцах драться?

— От кого бежим?

— Ну, от себя.

— Да от себя-то убежать можно, а вот от милиции не убежишь.