Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Москва23 апреля 2012 22:00

Одной рукой за руль, другой - за рубль

Почему водители столичных автобусов торгуют билетами, вместо того чтобы следить за дорогой?
Источник:kp.ru
Водители маршруток, как и их коллеги на «больших» автобусах, - многостаночники. И баранку крутят, и билеты продают.

Водители маршруток, как и их коллеги на «больших» автобусах, - многостаночники. И баранку крутят, и билеты продают.

Недавно я «попал». Утром запрыгнул в автобус. В кармане - тысяча рублей одной бумажкой.

- Ты что, больной? Откуда у меня сдача? - удивился водитель, когда я сунул купюру в окошечко. - Меняй или выходи.

- Я опаздываю!

- Ну тогда здесь стой.

Так я и томился перед турникетом пару остановок под проклятия входящих пассажиров: «Чего в дверях торчите!»

Водителю тоже приходилось туго. Одной рукой он рулил, другой отсчитывал сдачу. Автобус ехал так медленно, что я не выдержал и пересел на маршрутку. «Газелист», взяв купюру, нажал на газ и долго возился со сдачей, почти не глядя на дорогу.

Странное дело: давно существуют проездные, деньги стали электронными. А мы продолжаем платить в транспорте наличкой, которую, оказывается, могут еще и не принять.

Необходимостью продавать билеты недовольны и сами водители.

- Во-первых, это сильно задерживает посадку: продавать билеты мы обязаны только во время остановки, - рассказал «Комсомолке» москвич Александр Комаров, много лет проработавший в четвертом автобусном парке. - Во-вторых, это опасно. Бывает, водитель тронулся, и выясняется, что пассажиру нужно продать билет. Приходится это делать на ходу. До 90% аварий с автобусами, троллейбусами и трамваями происходит в Москве именно по этой причине.

Причем жизнью пассажиров водители рискуют буквально за три рубля. Ведь билет в киоске стоит 25, а у водителя - 28 рублей. Разница идет в карман шоферу - в месяц это от 1 до 3 тысяч рублей. Впрочем, велик риск, что водителю сунут фальшивую купюру.

- На ходу да еще без специальной техники проверить их подлинность мы не можем, - продолжает Александр Комаров. Водитель приводит цифры: кассир в киоске «Мосгортранса» получает зарплату от 15 до 20 тысяч рублей. Плюс премии, плюс процент от продаж. А водитель, выполняя функции кассира, имеет в десятки раз меньше.

Не очень рады наличной оплате и водители маршруток. Каждый день они обязаны сдавать хозяину от 3 до 6 тысяч рублей (на выходные - меньше, потому что меньше пассажиров). Остальное - заработок.

- Если день хороший, то пару тысяч заработать можно, - рассказывает Андрей, он возит пассажиров от Киевского вокзала. - А если пассажиров мало, еще и должен останешься. Я бы лучше на окладе посидел. А деньги пусть бы кто-нибудь другой собирал. А то мне и фальшивки подсовывали, и всю выручку однажды украли: на минутку в туалет на конечной остановке выскочил.

Водители маршруток, как и их коллеги на «больших» автобусах, - многостаночники. И баранку крутят, и билеты продают.

Водители маршруток, как и их коллеги на «больших» автобусах, - многостаночники. И баранку крутят, и билеты продают.

Да и аварии из-за «наличных расчетов» не редкость. Одна из последних произошла в подмосковном районе «Горки-10». Микроавтобус шел до станции метро «Молодежная». Перед аварией водитель посадил мужчину на остановке, начал брать у него деньги. Отвлекся от дороги и вылетел в кювет. Пострадали 14 человек, в том числе сам водитель.

Многие водители уверены: надо вернуть кондукторов.

- Для больших автобусов этот вариант вполне приемлем, - согласен исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - А вот в маршрутных такси - вряд ли. Там от 13 до 20 пассажирских мест. Если даже одно из них займет кондуктор, которому еще и зарплату нужно платить, то доходы компаний-перевозчиков существенно снизятся. Придется увеличивать цену проезда.

Эксперт предлагает: в маршрутках нужно установить валидаторы. Зашел, приложил билет или льготный проездной.

- Большинство крупных компаний-перевозчиков к этому готовы, - пояснил Свешников. - Правда, только в том случае, если деньги за поездки им будут перечисляться из городского бюджета не раз в месяц, а хотя бы раз в неделю.

Второй вариант: оплата через мобильник, как во многих странах Запада. Зашел, приложил к валидатору, и со счета списалась сумма. Такую систему сейчас разрабатывают для входа в московское метро. Может, и для автобусов с маршрутками ее пора предусмотреть?

- Проблема в том, что в Москве много приезжих. Эти люди, как правило, не покупают проездной. Им проще рассчитываться с водителем наличными, - пояснили «Комсомолке» в столичном Департаменте транспорта. - Но от таких расчетов город постепенно уйдет. До конца этого года планируется разработать единую транспортную карту. Пассажир сможет купить карту на один, два или, скажем, пять дней и ездить по ней в наземном транспорте, метро и, возможно, электричках. А со временем - и в маршрутных такси. Тогда необходимость платить деньги водителю исчезнет.

ОФИЦИАЛЬНО

«Мы не поощряем торговлю за рулем»

Елена ДЕМЧЕНКО, руководитель пресс-службы ГУП «Мосгортранс»:

- Нам самим не нравится, что водители продают билеты - ведь они при этом отвлекаются. Опять же есть проблема больших купюр. В Испании, например, есть закон, по которому водителю автобуса нельзя давать купюру больше 100 евро, чтобы он не тратил время на отсчет сдачи. Нет купюры нужного достоинства - в автобус не садись. У нас такого закона нет, поэтому мы всячески пропагандируем покупку абонементов через киоски и пополнение транспортных карт.

А КАК У НИХ?

В Нью-Йорке водители муниципального транспорта не имеют права брать деньги в руки. Пассажир покупает билет в автомате - они работают круглосуточно. Или опускают два доллара в аппарат при входе в автобус. Тот выдает билет.