Премия Рунета-2020
Москва
+8°
Boom metrics
Москва29 мая 2012 22:00

Штрафы в электричках должны стать больше, а проездные - выгоднее

Что ждет пассажиров электричек этим летом? Будет ли дорожать проезд, появятся ли в вагонах кондиционеры? Когда билеты можно будет покупать через Интернет?
Источник:kp.ru

Обо всем этом в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Максим Шнейдер

РЕФОРМА ИЛИ СМЕНА ВЫВЕСКИ

- Максим Александрович, реформа пригородного комплекса началась несколько лет назад. Созданы пассажирские пригородные компании (ППК). Что это дало РЖД, пассажирам?

- Правительство разделило сферы ответственности: раньше РЖД обеспечивало и инфраструктуру, и одновременно являлось перевозчиком. Теперь в России создано 26 пригородных компаний с участием региональных властей. И для ППК - это на 100 процентов их бизнес, их зона ответственности. Что должно сказаться на качестве оказываемых пассажирам услуг.

- А какие функции в пригородном сообщении остались за РЖД?

- Мы выполняем системообразующую функцию, обеспечиваем инфраструктуру: содержание и ремонт путевого хозяйства, вокзалов, остановочных платформ. Кроме того, учитывая, что ППК пока не владеют собственным подвижным составом, его предоставляет РЖД. И выполняет большую часть функций по его обслуживанию.

- А за тарифы, за частоту движения электричек кто отвечает?

- Это зона ответственности региональных властей. Регион определяет, в каком объеме должны выполняться перевозки, с каким временным интервалом. Власти устанавливают и тарифы. Чтобы они не стали неподъемными для пассажиров, регион вправе их дотировать.

- То есть почему мою электричку отменили, у кого теперь спрашивать?

- Возможны две причины отмены. Это либо временные меры, связанные с ремонтом пути. Летом, как правило, вводятся регламентные «окна», из-за чего происходят изменения в расписании или даже отмена некоторых поездов.

Вторая причина, основная - это политика региональных властей, направленная на экономию бюджета.

Максим Шнейдер.

Максим Шнейдер.

КОНДИЦИОНЕР НЕ РОСКОШЬ, НО...

- Но ведь РЖД не снимает с себя ответственности за то, что вагоны старые, без кондиционеров?

- Не снимает и не снимало. Но, я думаю, большинство пассажиров все-таки заметили, что пригородный комплекс сейчас находится в лучшем состоянии, чем еще несколько лет назад. Да, вагоны зачастую не новые, но они отремонтированы, покрашены и убраны, стеклопакеты на месте.

Ежедневно в путь отправляется 6500 поездов по всей стране, а если взять только Московский узел, то это 450 составов. И по итогам прошлого года расходы холдинга РЖД на пригородный комплекс в целом по стране составили 90 млрд. рублей, а доходы только 41 млрд. Но, несмотря на это, РЖД опережающими темпами вкладывает средства в обновление подвижного состава, за последние три года - 33 млрд. рублей, а за 5 лет с 2007 года более 50 млрд. руб.

- Сколько новых электричек можно купить на эти деньги?

- Если состав с полной системой кондиционирования, другими новыми решениями, он стоит 200 - 250 млн. рублей. То есть на эти деньги приобретено около 200 новых составов.

- На всю страну это мало.

- Учитывая убытки, о которых я говорил, это не так уж и немало. Добавьте к этому еще две тысячи вагонов, которые были полностью отремонтированы.

Но по-хорошему, конечно же, нужно покупать 30 - 40, а лучше 50 новых электропоездов в год. Для этого регионам нужно закладывать в экономически обоснованный тариф инвестиционную составляющую. По нашим расчетам - это 20%.

- Приходит новая электричка на дорогу. Через какое время она превращается в старую и разбитую?

- В регионах серьезные работы по обновлению требуются примерно через 10 лет. В Москве и Санкт-Петербурге уже через три-четыре года: здесь составы эксплуатируются более интенсивно, и случаев вандализма довольно много.

- С вандалами можно как-то бороться?

- Этот вопрос находится на стыке взаимодействия с транспортной полицией, с органами власти, с самими пассажирами. Когда едут футбольные фанаты, там взвод спецназа нужно на каждый вагон. В то же время у болельщиков есть лидеры, пользующиеся авторитетом, почему бы им не обратить внимание на то, как члены их фанклубов ведут себя в поездах?

ВЫТЕСНИТЬ КОРОБЕЙНИКОВ

- Недавно появились сообщения, что правительство Московской области и РЖД намерены продать пакет акций Центральной ППК. Из-за этого билеты могут подорожать уже этим летом.

- Тарифы и размеры дотаций устанавливает регион, к структуре собственности это никакого отношения не имеет, подорожания билетов по этой причине произойти не может.

В самой продаже пакета акций нет ничего плохого. Напротив, очень здорово, когда приходят частные инвесторы и хотят вкладывать деньги в развитие пригородного сообщения, в сервис для пассажира.

- То есть этот бизнес все-таки выгоден, электрички могут окупаться за счет продажи билетов?

- Если регион полностью оплачивает выпадающие доходы перевозчика, то выгоден. Но таких регионов у нас пока меньшинство, только 25 из 73.

- Торговля в электричках страшно раздражает: постоянные выкрики коробейников, антисанитария, низкое качество товаров. Можно ли с этим что-то сделать?

- Пригородные компании не вправе противодействовать, нельзя ни высадить коробейников, ни тем более конфисковать товар. Поэтому мы развиваем легальную торговлю, создана Железнодорожная торговая компания, и если мы предоставим качественную альтернативу, то сможем вытеснить нелегальных торговцев.

РЖД мечтает, чтобы в наших электричках было не только весело, но и комфортно.

РЖД мечтает, чтобы в наших электричках было не только весело, но и комфортно.

ВОПРОСЫ ОТ СЛУШАТЕЛЕЙ

Билет через Интернет

- Здравствуйте! Меня зовут Ирина. На моей платформе нет кассы. Как мне купить билет?

- В России 15 тысяч остановочных платформ, и открыть кассу на каждой невозможно да и нецелесообразно. Вы можете приобрести билет непосредственно в электропоезде, у разъездного кассира, за прошлый год их количество удвоено.

- Может быть, пора уже через Интернет билеты продавать?

- На все скорые электрички в Москве билеты уже продаются через Интернет. И мы развиваем этот сервис: скоро можно будет через Интернет не только купить билет и на обычную электричку, но и получить в SMS-сообщении штрих-код для прохода через турникет на свой мобильный телефон.

Сеть билетных автоматов тоже расширяется, мы стимулируем пригородные компании, чтобы такие автоматы были не только на станциях, но и в крупных торговых центрах, например. Чтобы там продавались карточки, так называемые «вездеходы», которые можно будет пополнять на нужное количество поездок через Интернет.

В течение еще трех - пяти лет мы планируем свести к минимуму продажи бумажных билетов. Но, конечно же, кто к ним привык, будут иметь возможность по-прежнему их покупать - в кассах или автоматах.

- Спасибо!

- Здравствуйте, это Ольга. Как РЖД борется с зайцами? Вроде и турникеты поставили, и контролеров много, а национальный вид спорта - перебеги из одного вагона в другой - все равно процветает.

- С безбилетников в прошлом году дополнительно собрали 1,5 млрд. рублей только в московском регионе.

- Наверное, штрафы нужно увеличить? В Европе один раз заплатишь - долго не захочется ездить без билета.

- Когда было МПС, это было министерство, оно могло самостоятельно брать штрафы. Теперь же РЖД, пригородные компании - это акционерные общества, и самостоятельно брать штрафы они не могут, только через мировой суд. А это очень длительная и затратная процедура, которая 100 рублей штрафа не стоит. РЖД уже второй год выходит с предложениями о внесении изменений в Кодекс об административных нарушениях. Есть и предложение Минтранса увеличить штрафы.

Но мы работаем и в другом направлении, это тарифная политика. Появилось 49 видов абонементных билетов - чем большее количество поездок пассажир оплачивает единовременно, тем дешевле они обходятся. Есть огромное количество предложений по стимулированию постоянных пассажиров, по изменению тарифа, например, чтобы максимальная стоимость проезда была не 300 рублей, а 120. Все это - чтобы люди честно оплачивали свой проезд.

- Спасибо.

- Здравствуйте, это Ирина. У меня вопрос: почему не все электрички останавливаются на каждой станции в Москве?

- Это так называемая шахматная система: первый электропоезд пропускает остановку, а второй, который идет через 5 - 10 минут, на ней останавливается. Это сделано для того, чтобы немного разгрузить поезда и увеличить скорость. Тем пассажирам, которые едут из области в столицу, это удобно. Тех, кто передвигается в пределах Москвы, мы просим отнестись с пониманием: 10 минут ожидания - не так уж и много.