Премия Рунета-2020
Москва
+9°
Boom metrics
Москва26 июня 2012 22:00

Архитекторы - разработчики Большой Москвы: «Ссылка» чиновников за МКАД не спасет Москву от пробок

С 1 июля столица станет больше почти в два с половиной раза! О том, чего ждать от расширения мегаполиса, «Комсомолка» побеседовала с одним из разработчиков проекта «Большая Москва»
Пока эксперты не видят ни социальных, ни экономических обоснований для переезда госаппарата.

Пока эксперты не видят ни социальных, ни экономических обоснований для переезда госаппарата.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

НАДО СВОДИТЬ ГЕНПЛАН СТОЛИЦЫ И ОБЛАСТИ

- Андрей Александрович, насколько я понимаю, расширение столицы затевается прежде всего, чтобы разгрузить город от диких пробок?

- Да, год назад, когда появилась идея, посыл был такой: надо вывести на новые территории госаппарат. Потому как 50 или 100 тысяч чиновников с мигалками создают в столице транспортный коллапс. Но если разобраться, эта мотивация не выдерживает критики. Статистические исследования показали: 70 процентов чиновников не передвигаются на автомобилях - и уж тем более на машинах с мигалками! Они пользуются общественным транспортом.

На самом деле пробки в столице - следствие несовершенной налоговой политики. Москва, пожалуй, единственный мегаполис, где владельцы авто не платят за уличные парковки. Плюс колоссальная внутренняя трудовая миграция.

- Что вы имеете в виду?

- У нас сформировался устойчивый миф, что главное для москвича не работа, а квартира. «Самое дорогое» - собственность, которую можно передать детям и внукам. Многие люди и хотели бы жить рядом с работой, но не могут - тратят по полтора-два часа на дорогу. Отсутствие цивилизованного рынка арендного жилья создает огромное давление на транспорт.

В дореволюционных Москве и Петербурге - как и в современных мегаполисах мира - был развитый рынок съемных квартир. А сегодня этот рынок - черно-серый с четырехкратным дефицитом.

- И что, от пробок можно избавиться, решив «квартирный вопрос»?

- Нет, конечно. Проблема во многих внутренних противоречиях, «разрывах», которые накопились у столицы и которые невозможно быстро решить. Такая уж у нас в России традиция: сначала принимается политическое решение, а потом зовутся профессионалы, чтобы попытаться понять, как и что с этим делать.

Хрущев создал МКАД вокруг Москвы - и по идее это должно было ограничить рост города. Но он продолжал расширяться и сам в сторону Куркина, Жулебина и в прочих направлениях.

Сейчас МКАД для столицы - внутренняя магистраль. Это отлично видно с самолета.

Есть и другая проблема: 20 лет московский Генплан разрабатывался без учета Московской области, а Генплан Подмосковья был в форме бублика, где на месте столицы - дырка. Два крупнейших государственных проекта не были совмещены. И отсюда мы тоже имеем огромное количество транспортных и не только проблем. Мы должны иметь общий Генеральный план развития Москвы и области - это аксиома.

С 1 июля столица станет больше в 2,5 раза.

С 1 июля столица станет больше в 2,5 раза.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

«Сталкерские зоны» как «пролежни» на карте

- Ваша архитектурная мастерская вообще предложила не увозить чиновников за МКАД. А лучше потратить деньги на кардинальную перестройку территории завода ЗИЛ...

- А почему нет? Завод ЗИЛ давно уже ничего не выпускает. Если не считать 8 грузовиков в квартал. А территория большая - 275 гектаров, в центре. Кто сказал, что Старая Москва исчерпала внутренний потенциал развития? Вообще-то в столице огромное количество пустующих, «сталкерских» полей. Заброшенные промзоны, заводы с морально устаревшим оборудованием. Всего 18 тысяч гектаров индустриальных земель, которые никак толком не используются.

Москве было бы выгодно санировать эти промзоны - то есть снять отравленный слой земли - на глубину от метра до трех, разобрать и утилизировать цеха. Конечно, это дорого. Но в конечном итоге еще дороже эти земли не использовать. Они находятся в черте города, есть вся инфраструктура.

Кроме того, в Москве немало непонятных коммунальных зон, сдающихся в аренду конструкторских бюро, несуществующих НИИ - они используются неэффективно.

И если сейчас все деньги уйдут на «рывок» на юго-запад, то все эти промзоны так и будут стоять неприкаянные! А это не только «пролежни» на карте, это реальные метастазы города.

Кстати, никто из нас так и не видел экономических обоснований расширения Москвы и при передислокации федеральных структур. Мы не знаем «цену вопроса» этой акции. Не видим экономических и социальных поводов.

Бизнес точно в выигрыше

- А почему решили расширяться именно на юго-запад? Можно было, например, на север...

- Все просто. В Москве действует 16 мощных социальных программ. Поддержка пенсионеров, молодежи, на это выделяются колоссальные суммы. И с дополнительными 235 тысячами человек, которые проживают на юго-западных территориях, бюджет справится. А вот с 1,1 миллиона в Химкинском районе - не выдержит.

Мы, как и все команды, участвующие в конкурсе «Большая Москва», объездили территории, которые присоединят к городу. Первое впечатление: это не похоже на территорию столицы. Но задача поставлена - и ее надо решать.

- Есть мнение, что расширение Москвы выгодно именно бизнесу - девелоперским компаниям. Не секрет, многие земли в ближайшем Подмосковье выкуплены.

- А у меня сложилось устойчивое мнение, что дело все-таки не только и не столько в бизнесе. Глупо обвинять, скажем, Вадима Мошковича (акционер «Русагро», купивший восемь лет назад 12 тыс. га земли вдоль Калужского шоссе, ранее принадлежавших совхозу «Коммунарка». - Прим. авт.) в том, что он заранее скупил земли в Подмосковье, чтобы их капитализировать и заманить сюда Москву. Земли возле столицы скуплены по всем направлениям. Вопрос в другом: как государство от имени народа будет выстраивать отношения с бизнесом? Шокирует нынешняя «картинка со стройки» в Новых Ватутинках. Чисто поле. На нем возводится с десяток жилых корпусов. Вокруг ветерок гуляет... И пока не видно никаких признаков строительства инфраструктуры, дорог. Отводы земли и сделки, которые уже заключены, огромные. По нашим данным, на присоединенных территориях надо разместить до 2,5 миллиона жителей. Каково их транспортное, инженерное обеспечение? Где они будут работать? Совершенно непонятно.

Стареющий город

- Есть предположения, что «новыми» москвичами станут в большинстве своем мигранты из кавказских и среднеазиатских республик.

- Городу да и всей стране нужно большое количество низкоквалифицированных рабочих рук. Отсюда и варварский размах миграции! То, что мы сегодня имеем, - придаток технологически устаревшего уклада. Но мигрантам при этом действительно нужно где-то жить по-человечески.

Не надо забывать, что Москва - стареющий город, город пенсионеров, их два с половиной миллиона. Почему бы не сделать на присоединяемых территориях двух-трехэтажное жилье: на природе, в комфорте, с медициной в шаговой доступности. Мне кажется, многие наши родители согласились бы туда переехать. Сюда же перевести крупные медицинские кластеры, образовательные - те же студенческие городки, IT-кластеры, большие спортивные центры. Так мы решим социальные проблемы, накопившиеся в Москве еще со времен Советского Союза. Главное - нужно проработать идеологию градостроительства: зачем, что мы сегодня строим, с какой целью.

- Есть мнение: Москву, наоборот, надо делать менее привлекательной. И в этом - решение накопившихся проблем.

- Действительно, Москва сейчас - огромный пылесос. Здесь сосредоточено 10% населения страны - а остальные территории обезлюживаются. Мы думаем, нужно развивать московскую агломерацию - с опорами на Ярославль, Рыбинск, Рязань и так далее. Надо рассредоточивать эту огромную энергию.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Пока все деньги текут в столицу, она будет расти до бесконечности

- В России только два региона, которые могут похвастаться самым высоким уровнем бюджетной обеспеченности, - это Москва и Санкт-Петербург, - напоминает доктор экономических наук Никита Кричевский. - Что бы ни говорили, в Москве самый высокий уровень жизни, а потому в отличие от советских времен за длинным рублем люди теперь едут не в нефтяные регионы и не на Дальний Восток, а именно в Москву.

Кстати, тенденцию к перемене мест очень четко отразила последняя перепись населения. Конечно, можно говорить, что в столицу едет в основном молодежь: кто-то - чтобы реализовать себя, кто-то, как чеховские три сестры, попросту бежит от провинциальной скуки.

Но эксперты находят этому куда более простое и аргументированное объяснение. Финансовая и налоговая система страны построена так, что все деньги аккумулируются в столице. Офисы крупнейших банков, финансовых корпораций, тех же сырьевых компаний находятся здесь. Вот и получается, что финансовые реки и ручейки сначала стекаются в Москву, а потом распределяются по городам и весям - причем отнюдь не по принципу «всем сестрам по серьгам».

И по большому счету народ, который трудится здесь, все эти огромные финансовые потоки обслуживает. Эксперты даже проследили такую закономерность: чем выше цены на нефть - тем дороже метры столичной недвижимости.

Не нужно быть большим специалистом, чтобы сделать простой вывод: пока столица, словно огромный пылесос, будет высасывать деньги из регионов, ее границы можно будет раздвигать до бесконечности, но проблемы перенаселенности города это не решит.

Максим БРУСНЕВ

ВАЖНО!

Что еще настораживает экспертов

Архитекторам новая форма Москвы на карте не приглянулась чисто эстетически. А как говорят авиаторы, некрасивые самолеты не летают. Присоединяемые территории уже окрестили «юбкой», «галстуком» или «фартуком». Но тут можно поспорить - ведь это только начало расширения, облик Москвы будет меняться и дальше.

На новых территориях находятся плохо совместимые с городской жизнью объекты. Здесь 90 лет стояла бронетанковая дивизия, участок сильно загрязнен - в разы сильнее того же ЗИЛа. По южной части проходит кольцо противоракетной обороны и ряд других закрытых объектов.

Если Малое бетонное кольцо превратят, как собирались, в мощную автостраду, оно будет разрезать город.

«Внуково» окажется в географическом центре столицы. Нигде в цивилизованных городах аэропорты так не располагают: самолеты шумят, пассажиропоток создает пробки.

Плюсы увеличения города

Несмотря на всю критику, это первая реальная попытка решить проблему перегруженности Москвы. Иначе, как уверяют эксперты, столица просто рискует «лопнуть». Скорость движения транспорта по столице уже около 15 км/час.

Появятся новые места для строительства домов. Что, возможно, в целом снизит запредельно раздутую стоимость московского жилья.

Жители присоединенных территорий получат столичные льготы, рано или поздно инфраструктура здесь начнет развиваться.

Андрей Александрович Чернихов.

Андрей Александрович Чернихов.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Андрей Александрович Чернихов родился в 1948 году в Москве. Внук известного советского авангардиста и теоретика архитектуры Якова Чернихова. Окончил Московский архитектурный институт, работал в «Моспроекте-1» и в институте «Гипропрос» Госстроя РСФСР. Вице-президент московского отделения Международной академии архитектуры, президент Международного благотворительного архитектурного фонда имени Якова Чернихова (ICIF), руководит архитектурно-дизайнерской мастерской.